Основы теории физического воспитания детей дошкольного возраста.
Понятия «физическое воспитание» и «физическое развитие». Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Единство физического и психологического развития. Задачи физического воспитания.
Основные дидактические принципы физического развития детей дошкольного возраста, их психолого – педагогическое обоснование.
Дидактические принципы физического развития детей дошкольного возраста. Воспитание здорового ребёнка. Проявление заботы о здоровье ребёнка. Общение взрослого с ребёнком, как основа физического и психического здоровья детей.
Виды работы по физическому воспитанию детей и формы её организации.
Самостоятельная двигательная активность детей. Медецинско – оздоровительные процедуры, активный отдых: физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, занятия физической культурой(не реже 2-х раз в неделю), занятия плаванием, подводные игры, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, закаливание.
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
Оздоровительные силы природы; физические упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения, художественные средства, гигиенически и социально – бытовые факторы; режим занятий, отдых, питания, сна.
Методы физического воспитания детей дошкольного возраста.
Упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Режим дня, его значение во всестороннем развитии ребёнка.
Понятие – режим. Физиологические основы режима. Педагогические требования к режиму. Отличительные особенности режима в разных возрастных группах. Всестороннее развитие ребёнка в разных режимных моментах. (Пример).
Особенности проведения режимных процессов в разных возрастных группах.
Режимные процессы, их значение. Особенности методики проведения режимных процессов в разных возрастных группах. Учёт индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима. Учёт времени года. Учёт пребывания детей в детском саду.
Воспитание культурно – гигиенических навыков в дошкольном возрасте.
Понятие культурно – гигиенические навыки, их значение. Усложнение объёма навыков с возрастом. Условия: рационально организованная обстановка. Методика формирования К.Г.Н.: показ, объяснение, упражнение, контроль со стороны взрослых. Пример взрослого. Пример детей. Педагогическая оценка. Игровые приёмы. Художественные произведения, фольклор.
Условия успешного физического воспитания детей дошкольного возраста.
Создание гигиенической обстановки; обязательное выполнение научно обоснованного режима детской жизни; мероприятия по закаливанию; осуществление медицинского контроля и лечебно – профилактической работы, оснащение современным физкультурным оборудованием.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам физического воспитания.
Индивидуальные формы работы: беседы, консультации. Коллективные формы работы: родительские собрания, открытые занятия, дни открытых дверей, физкультурные праздники. Наглядная информация для родителей.
Умственное воспитание.
Основы теории умственного воспитания и умственного развития детей дошкольного возраста.
Понятие умственное воспитание и умственное развитие, факторы, определяющие умственное развитие: биологические и социальные. Особенности значения умственного воспитания в дошкольном возрасте. Особенности умственного развития детей дошкольного возраста.
Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребёнка. Развитие мыслительной деятельности. Становление речи и расширение словарного запаса. Воспитание любознательности и познавательных интересов. Формирование системы элементарных знаний.
Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ознакомление с окружающим. Деятельность дошкольника(бытовая деятельность, пространственные ориентировки, учебная деятельность, продуктивная деятельность). Произведение духовной и материальной культуры(разнообразные игры, игрушки, пособия, книги); произведения живописи, архитектуры, скульптуры; произведения национальной культуры.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста в системе всестороннего развития личности.
Связь умственного воспитания с физическим, нравственным, эстетическим, трудовым.
Сенсорное воспитание, особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание – основа умственного воспитания. Вклад зарубежных и отечественных педагогов в разработку вопросов сенсорного воспитания. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте: освоение сенсорных эталонов, зрительное восприятие при ознакомлении с окружающим, взаимосвязь речи и мышления.
Содержание и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Значение сенсорной культуры для интеллектуального развития ребёнка. Задачи сенсорного воспитания. Содержание сенсорного развития: развитие зрительных ощущений, тактильной чувствительности, слуховых, обонятельных и вкусовых ощущений, ориентирование во времени. Методы сенсорного воспитания. Обследование предмета – ведущий метод сенсорного воспитания. Этапы обследования.
Теория обучения в дошкольной педагогике.
Дидактика в детском саду. Учёные о дошкольном обучении.
Обучение детей дошкольного возраста.
Понятие обучения. Сущность процесса обучения, его своеобразие в дошкольном возрасте. Дидактические принципы обучения, их психолого – педагогическое обоснование.
Методы и приёмы обучения.
Понятие – методы обучения. Методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.
Практические методы – продуктивная деятельность; наглядные: наблюдение, показ и рассматривание образца, показ способов действия, использование технических средств, дидактические пособия.
Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение, беседа. Игровые – дидактическая игра.
Формы организации обучения детей дошкольного возраста.
Понятие организации формы обучения; фронтальные, групповые, индивидуальные; их характеристика; классификация форм обучения.
Занятие-форма организации обучения детей дошкольного возраста.
Характеристика занятий как организованная форма обучения. Место занятий. Структура занятия.
Воспитание любознательности и познавательных процессов.
Любознательность – основная форма познавательной активности. Развитие наблюдательности и познавательных интересов в процессе познавательной деятельности. Прямое и опосредованное руководство познавательной деятельностью. Роль педагога в организации самостоятельной познавательной деятельности.