Методы предупреждения стресса и «перегорания» юных атлетов

Обычно под стрессом подразумевают негативную реакцию организма, выражающуюся в состоянии психического напряжения при угрожающей ситуации или неспособности достичь ожидаемого результата.

Соревнования являются фактором, способным вызвать стресс у юных атлетов. Особенно трудно приходится тем, кто соревнуется в индивидуальных видах спорта и не имеет возможности разделить тяжесть эмоционального напряжения с товарищами по команде. Независимо от уровня соревнований, в которых участвуют дети, переживаемый ими сильный стресс приводит к таким негативным последствиям, как бессонница, потеря аппетита, ощущение тошноты перед началом выступления.

Давление, исходящее с обеих сторон, как от родителей, так и от тренеров, ожидающих победного выступления, усиливает степень психического напряжения ребенка. Уровень эмоциональной нагрузки юного спортсмена еще более значителен, если любовь и благоприятное мнение родителей зависят от его успешного выступления в соревнованиях. В большинстве случаев дети (особенно младшего возраста) не могут справиться со стрессовым состоянием, возникающим в условиях мощного давления, оказываемого на них родителями, тренерами или приятелями, пришедшими на соревнования, чтобы продемонстрировать свою поддержку. Тренеры и специалисты, занимающиеся вопросами физического воспитания детей, часто говорят о негативных последствиях стресса, переживаемого юными атлетами во время соревнований, но не придают особого значения психическому напряжению и боли, которые приходится испытывать их воспитанникам в процессе подготовки к важным турнирам и состязаниям. Очень часто интенсивные тренировки, предшествующие соревнованиям, оказывают такое же негативное воздействие на детей, как и соревновательные нагрузки. Однако стресс в «умеренных дозах» может создать благоприятные условия для укрепления мотивации и повышения уровня спортивного результата.

Стрессовое состояние, связанное с соревновательной деятельностью, может проявляться у детей как перед началом соревнований или во время участия в них, так и после их завершения.

  • Стресс, возникающий у детей перед началом соревнований, может проявляться в боязни неудачного выступления, страхе подвести товарищей по команде и не оправдать их надежд, в нарушении сна, в неугомонности и нетерпении или даже в диарее и частом мочеиспускании.
  • Во время соревнования стресс проявляется в страхе сделать ошибку или неспособности воспользоваться благоприятной ситуацией. Из-за сильного волнения и болезненной реакции спортсмена на критические замечания тренера или товарищей по команде может произойти неудачное выступление, наступить упадок сил, бледность и нервная дрожь.
  • После соревнования (в случае проигрыша в игре или после неудачного выступления) стресс проявляется в вялости, апатичности, состоянии уныния, угрюмости, раздражительности, в нежелании общаться с друзьями и близкими.
  • Стресс влечет за собой потерю аппетита, нарушение сна, а также нежелания тренироваться вообще или появляться на первой тренировке после поражения.

«Перегорание» является результатом хронического стресса, возникающего вследствие тренировочных и соревновательных нагрузок высокой интенсивности. Оно может выражаться в нехватке физической силы, истощении организма, появлении бессонницы и раздражительности. У спортсмена ухудшается состояние здоровья, возникают головные боли, внезапные вспышки гнева и как результат — низкая самооценка, угнетенное состояние и снижение уровня спортивных результатов. Некоторые жертвы «перегорания» навсегда уходят из спорта.

Вы можете с довольно высокой степенью вероятности избежать состояния стресса и «перегорания», если воспользуетесь следующими методами (см. раздел «Библиография» — Rotella, Hanson, and Coop, 1991):

  • Тренируйтесь и соревнуйтесь с удовольствием! Почувствуйте, как приятно тренироваться вместе с друзьями и совершенствовать свое спортивное мастерство. Ставьте перед собой цели, которые не имеют прямого отношения к результатам соревнования.
  • Не следует давать себе низкую самооценку, исходя из неудачного выступления команды (особенно, если вами выполнялись специфические задачи). Неспособность команды победить в игре не зависит непосредственно от вас.
  • Ставьте перед собой только реальные цели, которых вы можете достичь. Пока намеченные вами личные цели выполняются, вы можете быть довольны собой.
  • Расширяйте круг интересов, не имеющих отношения к избранной вами спортивной дисциплине. Жизнь и удовлетворенность ею не должны находиться в прямой зависимости от ваших спортивных достижений. Увлекайтесь музыкой, рисуйте, общайтесь с друзьями и находите другие поводы, но которым вы сможете быть счастливы.
  • Относитесь к занятиям спортом как к развлечению. Принимайте участие в игре просто потому, что это забавно и весело!
  • В перерывах для отдыха и восстановления сил проводите время в семейном кругу или с друзьями.
  • Не забывайте о том, что спорт — это всего лишь игра!
  • Научитесь относиться к себе с юмором, признавать собственные ошибки и поражения, а также делать из них правильные выводы и радоваться своим успехам. Спорт — это только одна из сфер вашей многообразной жизни!

Неудача в игре может быть с легкостью компенсирована успехами в других областях вашей деятельности.

Советы для тренеров, воспользовавшись которыми они смогут помочь атлетам избежать «перегорания»:

  • Следите за появлением признаков перетренированности (например, отсутствие энтузиазма, раздражительность, снижение уровня спортивного результата).
  • Вносите элементы развлекательности и разнообразия в тренировочный процесс.
  • Помогите атлетам найти разумный компромисс между занятиями спортом и повседневной жизнедеятельностью.
  • Поддержите атлетов в стремлении разнообразить круг своих интересов вне спорта.
  • Соблюдайте рекомендации относительно возможностей и перспектив участия в соревнованиях (для атлетов и для себя).
  • Делайте больший акцент на правильной технике выполнения отдельных элементов и двигательных навыков, чем подчеркивайте значение результата выступления в целом.

Кроме того, избежать стрессовых состояний и «перегорания» ваших воспитанников можно путем чередования узкоспециального тренинга с другими видами физической активности. При составлении детского тренировочного плана на неделю в качестве образцов вы можете использовать таблицы 8.2 и 8.3. Контроль над состоянием спортсмена и его готовностью выполнять тренировочные нагрузки

В период участия детей в соревнованиях со стороны родителей и тренеров должен осуществляться постоянный контроль над их состоянием и поведением, а также проводиться тщательные медицинские обследования.

Для грамотного контроля над динамикой роста спортивных результатов и реакцией организма ребенка на тренировочную нагрузку каждому тренеру и родителю следует применять только самые передовые и современные методы. Некоторые тренеры и спортивные клубы имеют доступ (и финансовые средства) в научно-исследовательские лаборатории, которые разрабатывают физиологические, психологические и биомеханические методы тестирования уровня спортивной техники, а также физической и психической подготовки спортсмена и эффективности его двигательных способностей.

Методы предупреждения стресса и «перегорания» юных атлетов

К сожалению, не у всех есть такие возможности! Но независимо от того, какими возможностями для тестирования и контроля вы располагаете, предлагаемые мною таблицы просты, практичны и полезны для каждого спортсмена, поскольку официальное тестирование проводится всего лишь несколько раз в году. В интервалах между плановыми комплексными тестированиями спортсменов вы можете по желанию либо изредка осуществлять контроль над оперативным состоянием спортсменов, либо не заниматься этим вообще. Вот почему предложенные в этой главе методы оценки состояния спортсмена удобны и просты и способствуют повышению уровня его подготовки. С тестированием при помощи таблиц, представленных ниже, легко справятся и родители, и тренеры.

Регулярное внесение в таблицы соответствующих показателей позволит вам следить за ростом индивидуальных результатов вашего ребенка и поможет правильно установить уровень тренировочных нагрузок.

В процессе занятий по тренировочной программе тренер должен всегда иметь возможность определить оптимальный предел переносимости нагрузки юными атлетами. Индивидуальная способность переносить нагрузки может характеризоваться показателями физиологического и психологического плана, которые вы можете ежедневно вносить в соответствующие таблицы. Первая таблица, в которой указана частота сердечных сокращений, позволит родителю или тренеру контролировать интенсивность нагрузки, ориентируясь на физиологические показатели. А вторая — отражает психологические показатели и реакцию спортсмена на нагрузку.

Каждая таблица представлена в качестве образца для заполнения. Сразу под названием таблицы оставлено свободное место — для того чтобы вписать фамилию спортсмена и указать месяц заполнения. Для удобства обе таблицы составлены с указанием максимального количества дней в месяце — 31. Каждому тренирующемуся следует заполнять таблицы ежедневно. Их можно хранить дома в виде журнала учета показателей. Тогда родители смогут контролировать регулярность заполнения, а юному атлету будет удобно брать его с собой на тренировку, чтобы показать тренеру.

Очень важно, если у тренера есть возможность просматривать таблицы каждого спортсмена до начала занятий и менять тренировочную программу в зависимости от его (или ее) физического состояния и уровня утомления. Например, если в первой таблице показатели частоты сердечных сокращений говорят о высоком уровне утомления, а во второй таблице — в разделе о продолжительности и качестве сна — отмечены только четыре часа
беспокойного сна, тогда программа тренировки в этот день должна быть с небольшими нагрузками. Атлет испытывает лишь легкое утомление!

Таблица «Показатели частоты сердечных сокращений»

Частота сердечных сокращений (ЧСС) — это важный показатель контроля за реакцией организма атлета на тренировочную нагрузку в программе предыдущего дня. Прежде чем воспользоваться таблицей «Показатели частоты сердечных сокращений» (стр.232), атлету необходимо определить свою базовую или ориентировочную частоту сердечных сокращений (ОЧСС). Эта величина определяется показателем ЧСС в минуту, измеряется утром, до того как атлет встанет с постели. Как правильно ее измерить? Нужно подсчитать частоту пульса за 10 секунд, а затем результат умножить на 6.

Возьмите таблицу и поставьте точку в колонке под номером 1 (в нижней трети таблицы), затем отметьте величину частоты сердечных сокращений (например, «53» как на таблице-образце). Это —точка отсчета, от которой при дальнейшем заполнении колонок уровень показателей может подниматься вверх или опускаться вниз.

Продолжайте измерять ОЧСС ежедневно и тогда, отмечая точкой соответствующую строку в следующей колонке и соединяя ее с предыдущей точкой, вы получите кривую диаграммы.

Ориентировочная частота сердечных сокращений (ОЧСС) также меняется в зависимости от реакции организма атлета на интенсивность тренировки предыдущего дня. В тех случаях, когда за один день ОЧСС увеличивается на шесть-восемь ударов в минуту по сравнению со стандартным числом, это может означать, что организм плохо переносит нагрузку, оптимальная граница которой была превышена на предыдущей тренировке. Или говорить о том, что атлетом не соблюдался обычный распорядок дня. Например, юный спортсмен может испытывать утомление по причине болезни или ощущать сильную усталость оттого, что слишком поздно лег спать и не выспался. Тренеру следует выяснить причину недомогания атлета и, какой бы она ни была, обязательно изменить запланированную программу тренировки, чтобы не увеличивать и без того высокий уровень утомления.

Тренировки по обычной программе могут быть возобновлены только после того, как кривая диаграммы снизится до нормативных уровней.

ОЧСС иллюстрирует физиологическое состояние атлета и реакцию его организма на тренировочные нагрузки. В нормальных условиях кривая диаграммы не имеет многочисленных отклонений.

Однако динамика кривой может меняться в зависимости от периода тренировки и стадии адаптации атлета к тренировочным нагрузкам. По мере адаптации организма кривая ОЧСС постепенно опускается вниз. Чем выше уровень адаптации, тем ниже падает кривая! Конечно же характер кривой зависит от выбранного вида спортивной дисциплины. Обычно у атлетов, занятых в тех видах спорта, где требуется высокий уровень выносливости, наблюдается низкий уровень ОЧСС.

Таблица «Психологические аспекты и данные об аппетите»

Также атлеты должны ежедневно заполнять все разделы таблицы, представленной на странице 234. Психологические аспекты, указанные в разделах этой таблицы, в значительной степени взаимосвязаны с физиологическими показателями предыдущей таблицы. Переутомление приводит к нарушению сна и снижению аппетита, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на оценке атлетом степени усталости и готовности принимать участие в тренировках и соревнованиях. Кривая перечисленных выше показателей снижается но мере повышения уровня утомления или из-за перетренированности атлета.

Образец таблицы, приведенный на странице 234, представляет собой иллюстрацию ситуации, взятой из реальной жизни, когда атлет занимался подготовкой к участию в Олимпийских играх. Благодаря адекватным изменениям, внесенным в программу тренировок, и улучшению рациона питания за счет пищевых добавок, атлет восстановил силы и удачно выступил на Олимпиаде. Как и ожидалось, он занял четвертое место в своей соревновательной дисциплине.

Эти простые и практичные таблицы для контролирования состояния атлета и его готовности выполнять тренировочные нагрузки будут полезны для тех, кто всерьез занимается спортом. Вы сможете предотвратить многие нежелательные ситуации, если будете ежедневно заполнять эти таблицы и предъявлять их тренеру перед началом каждой тренировки. Затратив всего лишь минуту в день на их заполнение, можно избежать перетренированности вашего организма!

Методы предупреждения стресса и «перегорания» юных атлетов

Методы предупреждения стресса и «перегорания» юных атлетов

Как выйти из состояния стресса. Упражнение от психолога.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: