Методы строевого обучения

МЕТОДИКА СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.

ББК А76

ЛЕНСКОГО Дома офицеров

ГИ Апакидзе В. В., Дуков Р. Г.

А76 Строевая подготовки Учеб. пособие/Под ред. В А Меримского. — М.: Воениздат, 1987 —335 с., ил. В пер • 90 к

В учебном пособии авторы дают рекомендации по

обучению военнослужащих приемам одиночной строе вой подготовки, слаживанию подразделений и совершенствованию строевой выучки на занятиях и в повседневной жизни.

Книга предназначена для всех категорий военнослужащих Советской Армии, Военно-Морского Флота и для вневойсковой подготовки

1304020000—108 А068(02)—87 74—87

15ВН 5—203—00578—8

ББК 6849(2)3

Воениздат, 1987г.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность. Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.

Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок

Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.

Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.

В учебном пособии обобщен опыт строевого обучения подразделений Сухопутных войск. Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда между собой взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную на привитие высокой дисциплины, исполнительности и преданности Коммунистической партии Советского Союза, правительству и советскому народу.

Излагая в учебном пособии закономерности, принципы, правила и методы строевого обучения, авторы стремились показать их применительно к учебным занятиям и повседневной жизни. Вместе с тем надо иметь в виду, что данное пособие не ставит, да и не может ставить своей целью дать советы или рецепты на все случаи жизни. Это сделать и невозможно, так как ни в одной книге нельзя предусмотреть всех тех случаев, с которыми встречается каждый командир в работе по строевому обучению и воспитанию подчиненных.

В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний. Вот почему было бы желательно, чтобы командиры, опираясь на рекомендации дайной книги, настойчиво совершенствовали свое мастерство в обучении подчиненных строевой подготовке.

Глава 1

ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Общие положения

Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически входит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному составу в современном бою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы советской педагогики.

Высокая строевая выучка офицеров, прапорщиков и сержантов имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и действия и методически правильно обучать подчиненных.

Командиру недостаточно владеть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, ему важно еще уметь активизировать

Здесь и далее рекомендации прапорщикам и сержантам в равной степени относятся к мичманам и старшинам.

Познавательную деятельность своих подчиненных, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, развитием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приемами и действиями в ходе обучения.

Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов и действии а также действий с оружием и на боевой технике.

Известно, что пределы человеческого познания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения) Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.

Усвоение — это понимание плюс запоминание, а овладение знаниями — это усвоение плюс применение знаний на практике.

В обучении очень важно увязать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанавливать наиболее эффективные формы и методы строевого обучения.

Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.

Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки воинов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, применяемых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий воинов с полным напряжением сил — вот требования, предъявляемые к строевым занятиям сегодня.

Практика показывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут:

— целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки, четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий;

— сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов и действий каждым военнослужащим в строгом соответствии с требованиями Строевого устава;

— регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке без значительных перерывов между ними;

— совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни;

— самостоятельными тренировками (отработкой) военнослужащими строевых приемов и действий;

— постоянным контролем и высокой требовательностью со стороны командиров всех степеней к выполнению положений Строевого устава всеми военнослужащими.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА.

В процессе учебной и воспитательной деятельности командир, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример последовательного претворения в жизнь коммунистических идеалов, высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу. Поэтому проблема педагогического мастерства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания офицера.

Анализ педагогической деятельности офицеров показывает, что командиры должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: идейно-политические, морально-боевые, военно-профессиональные, организаторские, нравственные и педагогические.

Советский командир — прежде всего идеологический боец партии, который должен обладать твердым знанием марксистско-ленинской теории, решений и постановлений Коммунистической партии и Советского правительства, быть способным вести активную борьбу с буржуазной идеологией, проявлять высокую политическую бдительность.

Специфика армии требует наличия у командиров высоких морально-боевых и военно-профессиональных качеств.

Организаторские качества проявляются в умении командира найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятельность каждого военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей, психического состояния и настроения, в способности заражать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельности, в умении поддержать высокую учебную дисциплину, вызвать стремление к соревнованию.

Одной из важнейших предпосылок высокой эффективности педагогической деятельности являются высокие нравственные качества командира. «Чтобы действительно воспитывать,— говорил М. И. Калинин, — для этого надо не только хорошо знать свое дело, но иметь еще чистую душу».

Современная молодежь — люди с большими духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами. Чтобы удовлетворить их любознательность и запросы, командиру важно быть высококультурным человеком, находиться в курсе всего нового, любить книги, читать газеты и журналы, посещать кино, театр, следить за современными достижениями науки и техники.

Учебно-воспитательная работа — дело творческое: каждая педагогическая ситуация требует своего особого решения. Эффективной она может быть, если командир обладает такими качествами, как педагогическая наблюдательность и воображение, педагогическое мышление и такт. Важной чертой современного командира является способность к педагогическому творчеству.

Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военнослужащего, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении.

Педагогическое воображение — способность преподавателя запрограммировать личность обучаемого и предвидеть результаты воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.

С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, способность устанавливать связи и обобщать отдельные факты.

Педагогический такт представляет сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целесообразностью всего того, что делает командир, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.

Педагогический такт слагается из следующих основных признаков:

— высокой требовательности, исключающей грубость;

— воздействия путем распоряжений, внушений, предупреждений и т.п.;

— умения слушать обучаемых;

— уравновешенности, самообладания, делового тона;

— серьезности подхода к ответам на поставленные военнослужащими вопросы;

— простоты в обращении, однако исключающей панибратство и фамильярность;

— принципиальности и настойчивости без упрямства;

— внимательности и чуткости к обучаемым;

— юмора без унижения личности военнослужащего;

— скромности, в личном поведении.

Успех обучения во многом зависит от доказательности и логичности действий командира, его способности вовлечь обучаемых в интеллектуальную работу — заставить думать и действовать вместе.

Командир через свою речь и личные действия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и собственным опытом.

Педагогическая техника — это комплекс навыков, умений и приемов, с помощью которых командир достигает максимальной эффективности применяемых методов педагогического воздействия.

Педагогическая техника включает:

— навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий;

— приемы выразительного показа командиром своего отношения к тем или иным действиям и поведению обучаемых;

— умение владеть речью;

методику изучения и учета морально-психологических особенностей обучаемых;

— умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллектива;

— владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать;

— педагогический контроль и учет обученности и воспитанности военнослужащих, выполнение ими требований уставов.

Педагогическое мастерство связано с глубоким знанием командиром целей и задач обучения, выдвигаемых Министром обороны СССР.

Мастерство командира определяется:

— умением передавать знания в наиболее доступной форме обучаемым;

— способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими действиями и формировать на этой основе необходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего;

умением интересно, последовательно к логично излагать учебный материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной деятельности;

— способностью целеустремленно и квалифицированно решать в процессе обучения воспитательные задачи, вытекающие из специфики учебной дисциплины и обучаемого контингента;

— твердыми навыками в использовании технических средств обучения.

Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную работу с военнослужащими. Для достижения высокой ее эффективности он должен:

— иметь четкое представление о целях, задачах и содержании идейно-политического, воинского, нравственного, эстетического, физического и правового воспитания военнослужащих;

— всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование;

— твердо знать принципы, методы, этические и правовые нормы и правила воспитания, особенности их реализации в конкретных условиях деятельности подразделения;

— уметь творчески применять на практике знания военной педагогики и психологии, воинской этики, требований уставов, инструкций, приказов;

— учитывать особенности воспитуемых, настроения, мнения и традиции воинских коллективов, быть способным установить правильное взаимоотношение с воспитуемыми;

— постоянно совершенствовать систему приемов и средств воспитательных воздействий.

Способность командира к педагогическому творчеству является одним из центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет командиру с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и педагогически обоснованно применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспитания, профессиональные знания, навыки а умения, свои личные качества.

Решающую роль в развитии педагогического творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обучения, как и всякому другому искусству, только по книгам. Как бы человек ни был талантлив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положительном примере, он никогда не будет хорошим педагогом.

МЕТОДЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения.

Следует различать методы и приемы обучения. Приемы — это отдельные детали, составные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную.

В строевом обучении в основном применяются следующие методы:

— устное изложение учебного материала;

— показ;

— тренировка;

— самостоятельное изучение приема или действия.

Устное изложение учебного материала всегда занимало и занимает важное место в учебном процессе. В строевом обучении, как правило, применяется объяснение, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация.

Показ может быть: личный; с помощью специально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.

Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:

— глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;

— выдерживать установленный темп исполнения приема или действия;

— умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем прием или действие.

Тренировка — это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.

Для успеха тренировки необходимо:

— понимание обучаемыми цели упражнения;

— усвоение обучаемыми содержания и строгой последовательности выполнения разучиваемых действий;

— разделение руководителем сложных действий на составные части;

— наращивание быстроты, чему должна предшествовать работа по выработке у обучаемых правильных действий;

— соблюдение определенного ритма, правильного чередования действий, требующих от обучаемых различного напряжения физических и моральных сил;

— постоянное поддержание у обучаемых интереса к тренировке.

Самостоятельное изучение приема или действия является важнейшим методом учебы. В зависимости от характера учебного материала существуют и разновидности самостоятельной работы.

Для правильной организации самостоятельной работы обучаемых необходимо:

— определить объем задания на самостоятельную подготовку;

—дать методические советы по повторению изученного или практической отработке приемов;

— обеспечить каждое подразделение учебным местом, необходимой литературой, наглядными пособиями;

— разбить обучаемых на такие группы, где были бы и хорошо подготовленные военнослужащие и отстающие, где могла бы быть обеспечена товарищеская взаимопомощь;

— осуществлять постоянный контроль и оказывать необходимую помощь обучаемым в самостоятельном овладении учебным материалом.

Одним из главных условий преподавания любой дисциплины является твердое знание предмета, умение свободно ориентироваться в нем, излагать материал просто и доходчиво.

Однако для успешной организации строевого обучения недостаточно знать, чему учить, надо еще знать, как учить.

Методическое мастерство командира определяется умением найти такой метод объяснения, показа и тренировки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема или действия даст наилучший результат в кратчайшее время.

На строевых занятиях, особенно в ходе тренировок, необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение командира подавляют волю и инициативу военнослужащего. Он еще больше теряется, спешит и допускает более серьезные ошибки.

В процессе обучения командир должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все военнослужащие. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы своевременно добиваться устранения допущенных ими ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командиров отделений (расчетов) три-четыре шага; для командиров взводов — пять-шесть шагов; для командиров рот — семь шагов. При таком удалении обучаемые находятся под постоянным контролем командиров и всегда готовы к выполнению команд.

Большое значение в строевой подготовке имеет умение командира четко и громко подавать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит военнослужащих в замешательство или к невыполнению приема.

Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует командир. Исполнительная команда должна подаваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.

Перед подачей команды или отдачей приказания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:

— ознакомление с приемом;

— разучивание приема;

— тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

— назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

— подать команду, по которой выполняется прием;

— показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:

— в целом, если прием несложный;

— по разделениям, если прием сложный;

— с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым порядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объясняя свои действия.

Изучение каждого элемента приема или действия (если прием сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным.

Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, нужно осмыслить изучаемые прием или действие.

Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые трудно усваиваются при показе. Оно ориентирует обучаемых на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия.

После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связанных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы и в выполнении приема или действия по элементам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое. Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выполнение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

Командир добьется лучших результатов в своей практической деятельности по обучению, сможет избежать ошибок, если перед началом обучения военнослужащих он будет иметь представление о психолого-педагогических особенностях каждого обучаемого, изучив его анкетные данные и повседневно наблюдая за ним в процессе боевой учебы, жизни, быта.

Это поможет командиру установить хороший контакт с подразделением и каждым военнослужащим в отдельности, правильно определить содержание учебного материала для данных военнослужащих и объем заданий для самостоятельной работы, своевременно оказать помощь по ликвидации пробелов в строевом обучении, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого военнослужащего.

Большую роль в деятельности командира играет характер межличностных отношений, который устанавливается между ним и каждым военнослужащим, участвующим в учебном процессе. Ему никогда не следует забывать о педагогическом такте. Военнослужащие очень хорошо чувствуют, если командир с глубоким уважением относится к каждому из них, к их культуре, традициям. Как правило, на это они отвечают благодарностью, хорошим отношением к учебе, что и лежит в основе успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Командир должен всегда помнить, что рациональное использование технических средств обучения, особенно учебных кинофильмов по строевой подготовке, не самоцель, а средство для лучшего понимания и запоминания материала. Поэтому демонстрационный материал должен быть тщательно подобран, и также должно быть хорошо продумано его применение, чтобы не допустить перенасыщенности им занятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.

Работа командира по строевому обучению подчиненных начинается с планирования. При планировании занятий по строевой подготовке командир должен руководствоваться требованиями программы боевой подготовки, задачами, поставленными перед подразделением по строевой подготовке, положениями Строевого устава Вооруженных Сил СССР, а также уровнем строевой выучки личного состава.

В планах находят отражение вопросы организации плановых и дополнительных занятий, методическая подготовка сержантов, прапорщиков и офицеров, проводящих занятия, соревнования на лучший взвод и роту, разработка наглядных пособий и совершенствование учебной базы по строевой подготовке.

Программы предоставляют командиру части право определять время на отработку темы в зависимости от подготовленности обучаемых. Таким образом, количество занятий и учебных вопросов по каждой теме может быть различным. Для более качественного изучения сложных строевых приемов, таких, как строевой шаг, повороты на месте и в движении и др., занятия должны неоднократно повторяться. Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан изучаемый вопрос. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов данного занятия опущен или не усвоен, он должен быть отработан в часы самостоятельной подготовки или перенесен на очередное занятие.

Занятия по строевой подготовке должны проводиться регулярно и через равные промежутки времени, чтобы не утрачивались навыки, приобретенные военнослужащими на предыдущем занятии. Высоких результатов в строевой подготовке личного состава и подразделений достигают те командиры, которые закрепляют полученные строевые навыки на других занятиях.

Не следует допускать, чтобы строевые занятия проводились несколько дней подряд или по два в день, так как эти занятия при правильной их организации требуют большого физического напряжения.

Практика показывает, что наибольших успехов добиваются те командиры подразделений, которые планируют строевые занятия один-два раза в неделю.

Занятие по строевой подготовке, как и любое другое занятие, достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено и материально обеспечено. Вот почему при планировании командир подразделения должен предусматривать инструкторско-методические или показные занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, а накануне этих занятий проводить инструктажи сержантов.

Занятия по строевой подготовке планируются в роте, как правило, одновременно со всеми взводами и проводятся обычно под руководством командира роты: по одиночной подготовке — одночасовое, а по строевому слаживанию подразделений в зависимости от масштаба могут быть и двухчасовые. В военном училище (учебной части) занятия проводятся в составе взвода под руководством командира взвода. Каждое занятие должно состоять из трех частей:

— вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида и вывод подразделений к месту занятий на строевой плац, объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и повторение ранее изученных приемов;

— основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом; тренировка приемов проводится по командам командира или под барабан самостоятельно, попарно и в составе отделения (взвода, роты);

— заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор и объявить оценки обучаемым, организовать состязания, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ.

Подготовка к занятиям.

Важнейшим элементом педагогической деятельности командира, обеспечивающим высококачественное решение задачи строевого обучения и воспитания, является общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.

Общая подготовка включает:

— изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организацию учебного процесса;

— знание приказов, директив, организационно-методических указаний, программ, тематических планов.

Это дает возможность командиру видеть конечную цель обучения, представить общий объем знаний, навыков и умений, выделить главное и, таким образом, обеспечить целеустремленность в изучении предмета. Непосредственная подготовка включает:

— уяснение содержания предстоящего занятия, определение ею места в подготовке личного состава подразделения и анализ результатов предыдущего занятия по этой теме;

— определение основной учебной цели и конкретных учебно-воспитательных задач;

Основы строевого обучения:

— определение структуры занятия, его основных вопросов, определение времени, необходимого для его изучения, а также подбор соответствующего материала по обеспечению занятия;

— выбор приемов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);

— подготовку материального обеспечения занятия;

— разработку плана-конспекта занятия;

— подготовку к занятию сержантов (помощников руководителя).

План-конспект — это модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемых. Вместе с тем конспект дает возможность командиру активно проявить свои педагогические способности.

Для правильного проведения занятия одних, даже глубоких теоретических знаний командиру недостаточно. Ему нужно систематически повышать методическое мастерство. Основными формами повышения методического мастерства по строевой подготовке являются показные, инструкторско-методические занятия и инструктажи, которые проводятся в, ходе учебно-методических сборов, в дни командирской учебы сержантов и по плану командира в порядке подготовки к занятиям. Кроме того, знания командиров, их навыки и умения совершенствуются на всех занятиях, проводимых с солдатами, и самостоятельно. Основными организаторами занятий по! строевой подготовке являются командиры подразделений и частей. Они обязаны всесторонне знать действительное состояние строевой выучки своих подчиненных и принимать необходимые меры для ее улучшения. С этой целью они лично проводят с подразделениями показные занятия для офицеров и инструкторско-методические занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами, на которых показывают организацию и методику их проведения.

Показные занятия.

Показные занятия в целях достижения единства взглядов на организацию и методику обучения проводятся в масштабе батальона, части по наиболее сложным темам или отдельным вопросам, по которым требуется дать единые установки.

Показные занятия могут иметь различную направленность. Одни — носят исключительно методическую направленность, и главное внимание на них уделяется тому, как командир должен учить подчиненных. Офицеры усваивают наиболее целесообразные методы подготовки военнослужащих по данной теме и наглядно убеждаются, чего можно добиться в отведенное программой время. Другие — имеют целью продемонстрировать результаты обучения или показать, чего нужно достичь в ходе проведения того или иного занятия. Для такого занятия подразделение готовится заблаговременно. Образцовый показ и пояснения позволят обучаемым усвоить последовательность работы руководителя занятия и передовые методы подготовки личного состава.

Вылечить Себя Можно Мыслью, Словом. Самогипноз


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: