Лет
463 – 760
ЧАСТЬ 2.
Насколько верен Псевдо-Захария. Критерий надёжности.
Казалось бы, и дело с концом! Псевдо-Захария писал о хазарах, жил в то время; чего же ещё? Но, в том и дело, что Псевдо-Захария не ПИСАЛ о хазарах, а УПОМЯНУЛ о них, в ряду других, ничем не отметив, просто перечисляя народы, живущие к северу от Кавказа («в пределах гуннских»). При этом, особо выделены им бургары (болгары) и аланы. Эти народы имеют «города». Скорее всего – укреплённые поселения. Остальные «живут в шатрах». И хазары тоже! Никаких крупных деяний Псевдо-Захария, за хазарами, так же, не отмечает. В общем, к Псевдо-Захарии претензий нет!
Но, есть претензии к другим; исторические хроники времени, когда жили Каланкатуаци, Табари и Динавери заставляют усомниться – о хазарах ли идёт речь?
При этом второй из названых нами хронистов – Иованнес Драсханакертци – хазар не называет, и это настораживает. Недаром мы его не перечислили в ряду с другими тремя!
О событиях, произошедших на полвека раньше, рассказывает, под 625/626 г.,византийский летописец, живший в 760 – 818 гг., Феофан «Исповедник». Его труд «Хронография» — важный источник:- «[Хосров] послал Сарвароса с остальным его войском на Константинополь, для того чтобы он заключил союз западных гуннов, которых называют аварами с булгарами, славами и гепидами и чтобы они выступили против города и осадили его…».
Тут прервем Феофана, и дадим слово другому хронисту из Византии — Никифору «Патриарху» — составившему свой труд, «Краткая история со времени после царствования Маврикия», в посл. четв. VIII в.
Приводим два отрывка:
«Прошло некоторое время, и государь гуннского народа вместе со своими правителями и дорифорами прибыл в Византии, домогаясь у императора, чтобы принять христианство. Тот же охотно его принял и ромейские архонты были восприемниками гуннских архонтов, а их жены — гуннских жен, и их окрестили в божественной купели».
«И опять царь Хозрой персидский пошел войной против ромеев; он назначил полководцем Сарбара, который опустошил всю восточную область. Он захватил в святых местах животворное древо исцеляющего креста при тогдашнем патриархе Иерусалима Модесте».
Рассмотрим, теперь дальнейшие сообщения обоих хронистов параллельно; поскольку и дальше они совпадают:
ТАБЛИЦА 1.
Никифор «Патриарх» | Феофан «Исповедник» |
Там он послал дары к турецкомугосударю, призывая его заключить союз против персов». Тот же принял их и обещал действовать в союзе. Узнав об этом, Ираклийнаправился к нему сам. Тот же, услышав о присутствии императора, устремился к нему навстречу с массой турок, и, сойдя с коня, преклонился перед императором до земли. То же сделала и вся толпа, находившаяся вместе с ним». | Узнав об этом, василевс разделил свое войско на три части: одних он послал охранять город, другим, передав их своему брату Феодору, приказал воевать с Саином, третью же часть Ираклий взял сам и отправился к Лазике. Находясь там, он призывал к союзу восточных турок, которых называют хазарами. [Между тем] хазары, прорвавшись через Каспийские ворота, в Персии, нападают на земли Адраига со своим предводителем Зиевилом, вторым человеком по достоинству после хагана. Всюду, где только проходили, они забирали персов в плен, а города и деревни предавали огню. Покинув Лазику, василевс вышел им навстречу. Завидев Ираклия, Зиевил поспешил к нему, поцеловал его в плечо и распростерся перед ним на виду у персов из города Тифлис. Все войско турок упало на землю, простершись лицом вниз , и почтило василевса почестью, незнакомой варварам . |
Повествуя об одних событиях, авторы используют не во всём совпадающие этнонимы; живший на полвека раньше Никифор, ни разу, в этих отрывках, не использовал термин «хазары». При этом самих хазар он хорошо знает; он рассказывает о них (точнее упоминает), как покорителей булгар, в той же работе. Интересен факт осведомлённости авторов Повести Временных Лет об этих событиях:
«… придоша угри белии, и наследиша землю словеньску; си бо угри почаша быти при Ираклии цари, иже находиша на Хоздроя, царя перьскаго …».
И русские хронисты, как и Никифор, ничего не говорят об участии хазар в этих событиях. Хотя, хазары им известны!
Речь идёт об одной из ирано-византийских войн. В данном случае, имеется ввиду время императора Ираклия.
Этот император фигурирует во многих хрониках. Ему посвятит свой труд армянский хронист 7 века, епископ Себеос. Книга так и названа – «Повествование епископа Себеоса об Иракле». Чем был привлекателен император Ираклий для священнослужителя Себеоса – вопрос интересный. И мы его коснёмся, но позднее и в ином контексте.
О труде Себеоса необходимо оговорится – хазары не упомянуты и у него.
Здесь необходимо пояснить; что писали Никифор и Феофан о болгарах.
Приводим отрывки из обоих сочинений. Для удобства, располагаем их синхронно: отрывки, повествующие об одном и том же событии – напротив.
ТАБЛИЦА 2.
Никифор «Патриарх» | Феофан «Исповедник» |
«… о так именуемых гуннах и болгарах, об их происхождении и устройстве. Около Майотидского озера по реке Кофине была расположена издревле известная великая Болгария и жили так называемые котраги одноплеменные с ними…. Куврат,… умер, оставив пятерых сыновей, … Они же, … по прошествии недолгого времени отделились друг от друга, и каждый из них отделил себе свою часть народа …. Из них: … первый сын, по имени Ваян, остался, … на родовой земле по ею пору. Второй — именуемый Котрагом, переправившийся через реку Танаис, поселился напротив него; четвертый перешел через реку Истр в Паннонию, которая ныне находится под властью аваров,и поселился путем заключения союза среди местных племен; пятый же, обосновавшийся в Равеннском Пантаполисе, стал подданным ромеев. Последний из них, третий брат, по имени Аспарух, перейдя реки Данапр и Данастр, поселился в местности около Истра,.. Именно потому, что народ так разделился и расселился, племя хазар,жившее внутри области, именуемой Верилией, по соседству с Сарматией, часто нападало на него. И пройдя все области, лежащие за Понтом Эвксинским, проникло через все земли до моря. И вслед за тем подчинило Ваяна и заставило производить уплату дани.» | «Во времена Константина Западного (641- 668 гг.) умер властитель упомянутой Булгарии и котрагов Кроват. Он оставил пять сыновей, завещав им ни в коем случае не отделяться друг от друга и жить вместе, так, чтобы они властвовали надо всем и не попадали в рабство к другому народу. Но спустя недолгое время после его смерти, разделились пять его сыновей, и удалились друг от друга каждый с подвластным ему народом Первый же сын [Кровата], по имени Батбаян, храня завет отца своего, оставался на земле предков доныне. А второй его брат, по имени Котраг, перейдя реку Танаис, поселился напротив первого брата,. Четвертый же и пятый, переправившись через реку Истр, называемую также Дунай, один — оставался в подчинении, вместе со своим войском, у хагана аваров в Паннонии Аварской, а другой — достигнув Пентаполя, что у Равенны, попал под власть империи христиан. Наконец, третий из них, по имени Аспарух, переправившись через Днепр и Днестр и дойдя до Огла — реки севернее Дуная, поселился между первыми и последним, рассудив, что место это отовсюду укрепленное и неприступное: спереди болотистое, с других же сторон окруженное, как венцом, реками, оно позволяло народу, ослабленному разделом, отдохнуть от нападений врагов. Так вот, после того как они разделились таким образом на пять частей и стали малочисленны, из глубин Берзилии, первой Сарматии , вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря. [Этот народ], сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне.» |
Приведенные фрагменты интересны тем, что дают историю расселения болгар по северному Причерноморью. Но, насколько эта история соответствует действительности?