Объектно–информационные модели

Объектный подход к информационному моделированию берет свое начало в сфере объектно–ориентированного программирования (ООП), возникшего в 1970–х годах. Главным понятием здесь является «объект».

Объект – часть окружающей нас действительности.

Понятие объекта является очень широким и объединяет в себе как реальные, осязаемые предметы (например: кресло, автомобиль, мост), так и образы, созданные мышлением человека (например: стихотворение, музыкальное произведение, математическая теорема).

Информационная модель объекта должна отражать некоторый набор его свойств. Свойства объекта – это совокупность признаков, которые отличают его от других объектов. Примеры объектов и их свойств приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Имя объекта Свойства
Студент Фамилия, имя, отчество Институт Факультет Специальность Курс
Жесткий диск Объем Количество занимаемой памяти

У каждого конкретного объекта свойства имеют определенные значения. В таблице 2 приведены значения свойств.

Таблица 2.

Имя объекта Свойства Значения свойств
Студент Фамилия, имя, отчество Институт Факультет Специальность Курс Иванов Иван Иванович ИГиМ Геодезический Прикладная геодезия
Жесткий диск Объем Количество занимаемой памяти 300 Гб 150 Гб

Состояние объекта характеризуется перечнем всех возможных его свойств и текущими значениями каждого из этих свойств. Изменение состояния объекта отражается в его информационной модели изменением значений его свойств. Как правило, объекты не остаются неизменными. Например, растет стаж работы учителя И.И. Иванова; на жестком диске изменяется объем занятой памяти; документ может быть перенесен на другой диск, в другую папку и пр. Все эти процессы в информационной модели отражаются изменениями значений свойств.

В объектно–информационной модели отражаются не только свойства, но также и поведение объекта. Поведение объекта – действия, которые могут выполняться над объектом или которые может выполнять сам объект. В таблице 3 приведено поведение объектов.

Таблица 3.

Имя объекта Свойства Значения свойств Поведение (действия)
Студент Фамилия, имя, отчество Институт Факультет Специальность Курс Иванов Иван Иванович ИГиМ Геодезический Прикладная геодезия Посещение лекций, сдача экзаменов, зачетов, посещение консультаций
Жесткий диск Объем Количество занимаемой памяти 300 Гб 150 Гб Форматирование Копирование

Объекты, обладающие одинаковыми свойствами и поведением, образуют класс объектов.

Каждый объект является экземпляром какого–либо класса. Все студенты обладают одним и тем же набором свойств (имя, институт, факультет, специальность, курс) и поэтому образуют класс объектов. Присвоим этому классу имя «СТУДЕНТ». Каждый конкретный студент – экземпляр этого класса (или объект). Следовательно, «Студент» – экземпляр класса «СТУДЕНТ». Аналогично можно ввести класс «ЖЕСТКИЙ ДИСК», объединив в нем все жесткие диски. Тогда «Жесткий диск» – экземпляр класса «ЖЕСТКИЙ ДИСК». Таким образом, экземпляр класса (объект) – это конкретный предмет или образ, а класс определяет множество объектов с одинаковыми свойствами и поведением. Класс может порождать произвольное число объектов, однако любой объект относится к строго фиксированному классу [20].

Иерархии классов. Объектно–информационные модели имеют иерархическую структуру (дерево). Иерархичность проявляется в том, что некоторый класс сам может быть подмножеством другого, более широкого класса. Пример иерархической классификации: вид «Автомобили» включает в себя два класса: «Легковые» и «Грузовые»; в свою очередь, «Легковые» автомобили делятся на: «Хэтчбек», «Седан», «Универсал», «Джип», «Кабриолет» и т.д.

Рис. 3.1 Фрагмент классификации автомобилей

Объектно–информационные модели

В такой иерархической структуре между классами определяется отношение наследования.

Наследование – это такое отношение между классами, когда один класс повторяет свойства и поведение другого класса.

Пример. На рисунке 3.2 рассмотрена система классов, отражающих сведения о различных видах печатных устройств.

Объектно–информационные модели

Рис. 3.2 Печатные устройства

Свойства и поведение, присущие каждому классу, отражены в таблице 4.

Имя класса Имя объекта Индивидуальные свойства Наследуемые свойства
Принтеры лазерные Марка, картридж (тонер) Скорость печати Качество печати Нагрузка
струйные Марка, картридж (чернила)
матричные Марка, картридж (печатная лента)

Общие свойства располагаются в суперклассе «Печатные устройства». Эти свойства наследуются классами «Принтеры», «Копиры», «Многофункциональные устройства», «Печатная машинка». Свойства объектов «Скорость печати», «Качество печати», «Нагрузка» наследуются от класса «Принтеры».

Таким образом, объектно–информационная модель включает в себя описание иерархической системы классов, между которыми действуют отношения наследования. Для каждого класса определяется совокупность присущих ему свойств, указывается, какие свойства являются наследуемыми, а какие – индивидуальными.

A2. Информационные модели ЕГЭ по информатике


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: