Требования к оформлению контрольной работы
В представленном примере показана последовательность выполнения контрольной работы. Пример иллюстрирован экранными образцами объектов базы данных.
3.7.1 Содержание контрольной работы:
Первый вопрос контрольной работы. Выполняется в форме реферата следующей примерной структуры:
1) вариант задания на контрольную работу;
2) введение, в котором слушатель кратко обосновывает важность и актуальность рассмотрения предложенных технических средств (1-2 страницы);
3) основная часть, где с требуемой степенью глубины излагается сущность материала по теме работы (10-15 страниц);
4) заключение, в котором обучающийся подводит итоги работы, оценивает возможные перспективы предметной области, делает заключение о полноте и завершенности реферата (1 страница);
5) список использованной литературы.
Второй вопрос контрольной работы. Рекомендуется следующая структура изложения материала в отчете:
1) вариант задания на контрольную работу;
2) перечень и содержание запросов должностных лиц (пользователей) к базе данных;
3) формы выходных документов;
4) информационно-логическая модель предметной области в графическом виде;
5) перечень объектов, их атрибутов и связей, сведения о которых предполагается хранить в базе данных;
6) обоснование выбора и основные характеристики выбранной системы управления базами данных;
7) структура базы данных в виде таблиц и связей между ними;
характеристики полей таблиц (типы и размеры хранимых данных с указанием ключевых полей);
9) содержимое таблиц;
10) запросы, хранимые в базе данных и результаты их выполнения;
11) заполненные формы отчетов.
Позиции 7-11 должны представлять собой машинные документы (распечатки) результатов практической работы.
Рекомендуемый объем реализуемого фрагмента базы данных: 2-3 таблицы, 3-4 запроса, 2-3 отчета.
Оформление контрольной работы
Отчет о выполнении каждой контрольной работы готовится с использованием средств автоматизации подготовки документов (текстового редактора) и представляется преподавателю в соответствии со следующими требованиями.
Текст размещается на одной стороне листа бумаги формата А4 (297´210 мм). Размеры полей: слева — 25 мм, справа — 10 мм, сверху — 15 мм, снизу — 20 мм. Абзацный отступ — 15 мм. Шрифт выбирается произвольно, близким к машинописному, размер 12-14 пт. Строки абзаца формируются через 1,5 интервала.
Отчет делится на разделы. Каждый раздел начинается с новой страницы. Разделы, обозначаются арабскими цифрами с точкой. Точка в конце заголовка раздела не ставится, подчеркивание не допускается
Задание на контрольную работу (вариант 2):
Разработать фрагмент базы данных по учету спортивных достижений учебной группы.
В начальной (постановочной) части работы слушатель должен продумать содержание предметной области своего варианта задания и определить возможный перечень и содержание запросов для получения информации заинтересованными должностными лицами. Далее следует вариант подхода к выполнению этой части работы.
В интересах повышения информированности должностных лиц факультета создается автоматизированная информационная система на основе персонального компьютера (компьютерной сети), реализуемая по технологии баз данных. Предполагается, что в базе данных будут содержаться сведения о личном составе подразделения. Должностные лица (начальник факультета, начальник курса) будут выступать пользователями этой базы данных.
Объектами учета в базе данных являются слушатели учебной группы.
Должностными лицами может быть востребована следующая информация относительно указанных объектов учета, выражаемая в форме запросов.
Начальник факультета:
Специальное звание | Фамилия | Имя | Домашний адрес |
Начальник курса:
Специальное звание | Фамилия | Дата рождения | Вид спорта | Спортивный разряд |
Перечень запросов может быть гораздо шире. В рамках учебного примера целесообразно ограничиться только приведенными запросами.
Информационно-логическая модель предметной области
Приведенные запросы служат основой построения информационно-логической модели (в графическом виде). Пример построения такой модели показан ниже.
Множественность ветви Спорт свидетельствует о том, что любой слушатель (курсант) может иметь квалификацию (разряд) по нескольким видам спорта. Если слушатель (курсант) не имеет спортивного разряда, то это не меняет сущности информационно-логической модели. В этом случае позиции Вид спорта и Спортивный разряд для него будут пустыми. В дальнейшем, по мере совершенствования спортивного мастерства данного слушателя (курсанта) они могут заполняться и даже неоднократно. Дополнительно можно заметить, что в информационно-логической модели предусмотрена позиция Отчество, хотя в исходных запросах она отсутствует. Учитывая тот факт, что в ходе ведения базы данных могут появляться новые пользователи и/или запросы, в которых весьма вероятно будет встречаться и этот атрибут, введение рассматриваемой позиции в модель оправдано.
Таким образом, в качестве объектов учета в базе данных выступают слушатели (курсанты) учебной группы. Их характеристики (атрибуты) показаны в виде листьев дерева информационно-логической модели.
Далее необходимо описать сами атрибуты. Это описание целесообразно представить в виде следующей таблицы.