При программировании необходимо соблюдать ряд правил, регламентирующих использование идентификаторов:
- каждый идентификатор должен быть описан перед тем, как он будет использован;
- областью действия идентификатора является блок, в котором он описан;
- все идентификаторы в блоке должны быть уникальными, т.е. не повторяться;
- один и тот же идентификатор может быть по-разному определен в каждом отдельном блоке, при этом блоки могут быть вложенными;
- если один и тот же идентификатор определен в нескольких вложенных блоках, то в пределах вложенного блока действует вложенное описание;
- все глобальные описания подключенного модуля видны программе (подключающему модулю), как если бы они были сделаны в точке подключения;
- если подключаются несколько модулей, в которых по-разному определен один и тот же идентификатор, то определение, сделанное в последнем подключенном модуле перекрывает все остальные;
- если один и тот же идентификатор определен и в подключенном модуле, и в программе (подключающем модуле), то первый игнорируется, а используется идентификатор, определенный в программе (подключающем модуле). Доступ к идентификатору подключенного модуля возможен с помощью уточненного имени. Уточненное имя формируется из имени модуля и записанного через точку идентификатора. Например, чтобы в предыдущем примере получить доступ к стандартному значению числа ?, нужно записать System.Pi.
- Флажки и переключатели. Основные свойства, события и методы.
Переключатели (OptionButton): обычно образуют группу и помещаются внутри фрейма, обеспечивая для пользователя возможность выбора 1 из предложенных вариантов.
Флажки (CheckBox): если флажки образуют группу, то обеспечивают для пользователя возможность выбора нескольких вариантов из предложенных.
Свойства | Описание | ||
Name | Как и у любого другого объекта это свойство является одним из самых важных. Как вы помните имя любого объекта следует начинать с префикса, а затем указать полное имя кнопки. У переключателей префикс — opt, а у флажка — chk. | ||
Caption | Данное свойство имеет большое значение, поскольку оно определяет текст, который должен находиться рядом с флажком или переключателем. | ||
Enabled | Возвращает или задает значение, показывающее, сможет ли элемент управления отвечать на действия пользователя. | ||
События | Описание | ||
Click | Как вы уже поняли, данное свойство является часто используемым. Событие происходит при нажатии на элемент управления. | ||
Рассмотрим основные события.
Рассмотри основные методы.
Методы | Описание |
Hide | Скрывает элемент управления от пользователя. |
DoDragDrop | Начинает операцию перетаскивания. |
- Delphi. Способы обработки массивов.
Массив, как и любая переменная программы, перед использованием должен быть объявлен в разделе объявления переменных.
В общем виде инструкция объявления одномерного массива выглядит следующим образом:
Имя: array [нижний_индекс. .верхний_индекс] of тип
имя – имя массива;
array – зарезервированное слово языка Delphi, обозначающее, что объявляемое имя является именем массива;
нижний_индекс и верхний_индекс – целые константы, определяющие диапазон изменения индекса элементов массива и, неявно, количество элементов (размер) массива;
тип – тип элементов массива.
При объявлении массива удобно использовать именованные константы. Именованная константа объявляется в разделе объявления констант, который обычно располагают перед разделом объявления переменных. Начинается раздел объявления констант словом const.
- Ввод массива с использованием компонента StringGrid.
15. Компонент StringGrid находится на странице Additional палитры компонентов. Там находятся дополнительные компоненты, но StringGrid Delphi, на мой взгляд, достоин большего уважения, лично я разместил бы его на странице Standart! 16. StringGrid — компонент для отображения различных данных в табличной форме. Как следует из названия, ячейки компонента StringGrid Delphi могут содержать данные, имеющие тип String, а также отображать графику. |
Таблица StringGrid состоит из выделенных серым FixedCols и FixedRows — зафиксированных ячеек-заголовков, и обычных, белых ячеек. Содержимое Fixed ячеек недоступно редактированию, и меняется только программно. За возможность редактирования обычных ячеек отвечает одно из значений свойства Options.
Итак, компонент StringGrid имеет возможность адресации каждой отдельной ячейки по номеру столбца и строки. Содержимое ячейки (i, j), где где i — номер столбца, j — номер строки, имеет вид
StringGrid1.Cells[i, j]
и доступно как для чтения, так и для записи. Здесь, как и всегда, номера столбцов ( i ) и строк ( j ) отсчитываются от 0.
Выделенная ячейка таблицы имеет
номер столбца: | StringGrid1.Col |
номер строки: | StringGrid1.Row |
поэтому содержимое выделенной ячейки будет адресоваться так:
S:=StringGrid1.Cells[StringGrid1.Col, StringGrid1.Row];
- Форма. Основные характеристики компонента форма. Управление видимостью форм. Понятие вторичной формы.
Форма – это важнейший визуальный компонент, который представляет собой видимое окно Windows. В системе Delphi форма является компонентом, который служит контейнером для всех других компонентов.
Приложение может иметь несколько форм, одна из которых считается главной и при запуске программы отображается первой.
Форма может быть модальной и немодальной. Немодальная форма позволяет без ее закрытия переключиться в другую форму приложения, а модальная форма требует обязательного закрытия перед обращением к любой другой форме приложения.
Свойство Visible
Из всех созданных форм Delphi при выполнении приложения автоматически делает видимой главную форму, для этого свойство Visible этой формы устанавливается в значение True. Для остальных форм значение данного свойства по умолчанию равно False, и после запуска приложения они на экране не отображаются. Если формы создаются вручную, то их отображение и скрытие в процессе работы приложения регулируется программистом через свойство Visible. Даже если форма невидима, ее компонентами можно управлять, например, из других форм.
- Delphi. Создание справочной системы.
- Меню. Модальные окна.
- Вывод сообщений и обработка ошибок.
Можно воспользоваться функцией MessageDlg, которая выводит сообщение в отдельном окне. В общем виде функцию записывают так:
MessageDlg (сообщение, тип_сообщения, [список_кнопок], справка);
Где:
Сообщение – текст, который будет отображен в окне сообщения;
Тип_сообщения – определяет внешний вид окна;
Список_кнопок – константы, определяющие тип кнопок окна сообщения;
Справка – номер окна справочной системы, которое будет выведено на экран, если нажать F1, параметр равен нулю, если использование справки не предусмотрено.
Тип окна сообщения
Параметр | Тип окна сообщения |
mtInformation | Информационное |
mtWarning | Предупредительное |
mtError | Сообщение об ошибке |
mtConfirmation | Запрос на подтверждение |
mtCustom | Обычное |