«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости»
(А. С.Пушкин)
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
— между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;
— между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, и утратой интереса и уважения к собственной культуре.
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
В дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою «малую родину»- место, где они родились и растут. Знакомя воспитанников с родным краем, необходимо, чтобы каждый ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли первые годы его жизни; с самой родной и нежно любимой женщины — с той, что подарила ему жизнь; с леса, парка, по тропинкам которых ребенок любил гулять вместе с друзьями, родителями, воспитателями; с крыльца родного дома, с куста сирени под окном, с бездонного и голубого неба, с птичьей стаи, прощально машущей крыльями родным местам.
Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
Как красивы и поэтичны слова Е. Н. Морозкиной (российского архитектора-реставратора, искусствоведа, поэта, исследователя древнего зодчества Пскова): «Россия – страна великой культуры, и Псков – ее часть. Что так привлекает во Пскове? Почему он так завораживает? Дивная красота, но красота особенная. Могучая, словно идущая из недр самой земли, из толщи народа; красота теплая, добрая, радостная. Город, полный исторических воспоминаний, о которых говорят сами сооружения, где главное- простота и цельность. Город Псков- выдающийся памятник градостроительного искусства. Он сохранил свой рельеф, свою историческую планировку и многие постройки, которые являются высокими достижениями наших зодчих. Крепостные стены и башни- величественные и суровые; замкнутые, похожие на крепости палаты, которые, однако, умеют согреть уютом гостеприимных крылец и раскрыться внутри светлым праздником своих сводов; белостенные храмы, окруженные выводками одноглавых приделов, простые и радостные, с такими же приветливыми крыльцами, как у жилых домов; высокие, мощные стены звонниц или маленькие звоннички, примостившиеся на краю кровли. Храмы то сопровождают крепостную башню, удваивая ее силы, то выделяют и охраняют переправу, то завершают улицу, которая может продлиться на противоположном берегу реки. Псков создал свою особую, полнокровную школу зодчих, которые ценили и в Москве, и у западных соседей…»
«По уютности, по вековому покою, по интересным строениям мало что сравнится во всей Средней Руси»,- писал Н.К.Рерих о Псковской земле.
Псковская старина- ненавязчивая, неброская, однако вселяющая душевное спокойствие и навсегда запоминающаяся- привлекает художников не только русских, но и зарубежных: на пленэрах в Пскове собираются художники не только из Москвы, Великого Новгорода, но и их зарубежные коллеги из Германии, Швеции, Голландии, Прибалтики, Белоруси.
Так же, как для человека естественно желание гордиться своими родителями, естественно и желание гордиться народом, к которому принадлежишь. Знакомство с жизнью и творчеством великих людей родного края дает детям благородные примеры жизненного пути и основание для гордости причастностью к истории и культуре действительно великого народа. Одним из таких людей был Васильев Валентин Михайлович, псковский художник- график, который создал серии работ по Пскову, достопримечательностям Псковской области, Пушкинским местам в технике линогравюры.
Проект является одним из этапов работы по краеведению и реализуется в дошкольном образовательном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. В проекте представлены формы и содержание работы по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников через знакомство с творчеством псковского художника – графика В.М.Васильева.
Идея проекта: в детстве очень важно соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством псковского художника – графика В.М.Васильева
- Пробудить интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художника-соотечественника;
- Помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми;
- Обеспечить участие семьи в воспитательном направлении развития интереса к художественному искусству.
Сроки реализации проекта: 2 недели
Участники проекта:дети, родители, воспитатели
Место реализации: МБДОУ «Детский сад №24» г. Псков, группа №4 «Ягодка»
Главные условия реализации проекта:
- индивидуальность и адекватность;
- комплексность и систематичность;
- постепенность и повторяемость.
Основные направления реализации проекта:
— образовательная деятельность с детьми;
— тематические выставки рисунков и поделок.
Этапы реализации проекта: