Методика подготовки и проведения воспитательных мероприятий.
Рассмотрим конкретные методические приёмы проведения таких воспитательных мероприятий, как беседа, диспут, конкурс, игра, викторина.
Этическая беседа.
Беседа – это вопросно-ответная форма проведения воспитательного мероприятия.
Этическая беседа – это беседа по нравственным проблемам: дружбе, любви, добре, зле, совести, этике, эстетике, культуре и т.д.
От чего зависит выбор темы?
1. От возраста учащихся (в 5 кл. о дружбе, в 11 кл. о любви).
2. Учёт сенситивных (благоприятных) периодов восприятия этических проблем каждым возрастом.
3. От стадии развития коллектива.
4. От уровня воспитанности класса.
5. От конкретной ситуации.
6. От конкретных задач работы с классом.
7. От авторитета учителя.
Структура беседы:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Подготовка к беседе:
1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива, типичных для этого коллектива сложностей и нравственных проблем определяется тема беседы.
2. Цель беседы – усвоение ребёнком определённых норм и понятий, практических выводов, которые будут сделаны.
3. Подбор фактического материала. Его можно поручить временной инициативной группе (ВИГ). Лучше подобрать такой материал, к которому есть пояснения о том, как с ним работать.
4. Продумывание педагогом вопросов беседы, возможно, совместно с ВГИ.
Подготовка учащихся к беседе:
1. Объявление заранее темы беседы, указание литературы, подготовка ситуаций, вопросов, над которыми следует подумать и подобрать примеры;
2. Определение при необходимости индивидуальных заданий (например, подготовить выступление по тем вопросам, по которым учащиеся допускают недочёты). Это психологически настраивает учащихся на глубокий самоанализ своего поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения. Задания могут выполняться ВИГ;
3. Определение групповых заданий (например, полезно проанализировать с активистами состояние дел в классе, связанных с темой беседы, и совместно определить те вопросы, которые следует поставить на обсуждение учащихся).
Методические рекомендации:
При определении темы в начале беседы необходимо пробудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала. Для этого можно использовать следующие приёмы:
а) задать ученика вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое является темой беседы (например, что такое милосердие? Вежливость? И.т.п.);
б) прежде чем объявить тему, нужно рассказать о каком-нибудь знаменитом событии или факте, имеющем отношении к намеченной теме;
в) прежде чем объявить тему, следует вспомнить о каком-то случае из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углублённого раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
г) объявив тему, необходимо попытаться придать её особую важность и подчеркнуть её значение с помощью содержательного высказывания или афоризма.
Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение отрывков из книг, газет, использование художественных картин, видеоматериалов и т.д. При этом главная роль остаётся за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть суть морали.
При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочётах говорить в благожелательном тоне, всячески подчёркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
При подведении итогов беседы следует использовать яркие высказывания, меткие четверостишия, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. необходимо чётко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.
Условия повышения действенности беседы:
1. Эффективность данной формы просвещения школьников находится в обратно пропорциональной зависимости от их возраста: для начальной школы значение беседы исключительно высоко; в подростковом возрасте, хотя беседа и играет большую роль в просвещении школьника, проведение этого мероприятия должно быть ограничено; для старшеклассников лучше использовать дискуссионные формы работы.
Роль педагога, в организации и проведении этой формы работы, находится в той же самой зависимости: если в начальной школе учительвыполняет большую часть нагрузки по организации и проведению беседы, то подросткам достаточно лишь указать тему, источники, определить направления поиска примеров и т.д.
2.Эмоциональность беседы. К методическим приёмам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала, показательность объясняемых положений, психологическая обстановка в коллективе, место проведения беседы, включение фрагментов других форм воспитательной работы (страничка устного журнала или живой газеты, фрагменты из видео и др.).
3.Авторитет и моральный облик классного руководителя, так как положительные идеи до детей может донести только уважаемый и любимый ими педагог.
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное и требующее больших усилий.
Диспут.
Диспут — это устный публичный спор при обсуждении научных, политических, нравственных и других проблем с целью поиск ей истин.
В системе воспитания спором понимают любое столкновение мнений, расхождение во взглядах на определенный круг вопросов, проблем, словесную борьбу, когда каждый из оппонентов отстаивает свою правоту. Есть и другие слова для обозначения этой формы общения: дискуссия, дебаты.
На характер спора влияет много факторов: тема диспута, его цель, социально-нравственная значимость предмета спора, количество участников, а также — формы и методы проведения. Предметом спора в диспуте чаще всего бывают общечеловеческие и национальные моральные ценности, которые по-настоящему интересуют подростков. На характер диспута влияет количество лиц, принимающих в нем активное участие.
Выделяют три основных вида диспута: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемая внутренняя спор), спор-диалог (полемизируют два лица). Спор-диалог может быть массовой (участвуют все участники) и групповой (спорит группа учеников в присутствии всех участников).
Различают организованные и неорганизованные(стихийные) диспуты. Педагог прежде всего должен заботиться о привлечение студентов к организованному диспута. Все они должны пройти эту школу социального становления, чтобы получить надлежащий опыт и впоследствии участвовать в стихийных диспутах с расчетом на успех.
Эффективность диспута зависит в определенной степени от количества участников. Оптимальной является группа из 15-20 человек. Они должны быть членами одного коллектива, хорошо знать друг друга, учитывать особенности темперамента и характер.
Диспут требует значительного интеллектуального и эмоционального напряжения. С этой точки зрения важно создавать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе, члены которого вступили в спор. Дискутируя, ребята могут проявить свою эрудицию в различных областях знаний, приобретение социального опыта, уровень владения моральными ценностями, убеждениями. Поэтому диспут — это не только установление истины, а прежде — своеобразный путь и средство для \гимнастики ума и чувств\ Участники диспута могут утвердить свою позицию в коллективе, подняться еще на одну ступеньку социальной зрелости. Важно, чтобы в подготовке и проведении диспута участвовали все участники. Здесь не стоит допускать разделения воспитанников на \актеров\ и \зрителей\. Главная задача педагога — создать оптимальные условия для активной социальной и интеллектуальной деятельности каждого юноши и каждой девушки.
При выборе темы диспута необходимо позаботиться, чтобы предмет разговора был достаточно серьезным, побудил участников к размышлениям, к желанию найти истину
Определив тему будущего диспута, педагог совместно с учащимися должен сформировать круг вопросов, которые являются предметом дискуссии, их должно быть немного (5-6). Между ними должно четко просматриваться надлежащая логическая связь. Необходимо, чтобы формулировки вопросов побудило участников к неоднозначности высказывания.
Следующий этап в подготовке диспута — подбор литературы. Ведь участники должны проявить знания и быть убедительными. Стихийного социального опыта для этого недостаточно. Диспут проходит эффективно, когда учащиеся обогащаются определенными научными представлениями о проблемах, которые обсуждаются, подбирают яркие факты, чтобы аргументировать свои суждения. Исходным материалом для диспута могут служить результаты анкет учащихся по определенной теме, письменные произведения, результаты тестирования. Педагог рекомендует литературу к диспуту.
Тема диспута, вопросы, предлагаемые для обсуждения, список рекомендуемой литературы публикуются на плакате-приглашении за 2-3 недели до диспута. Педагог-воспитатель в течение этого времени со своими помощниками организует учащихся на обработку рекомендованной литературы, постоянно поддерживает интерес к проблемам диспуту.
Успех диспута зависит от ряда факторов. Во-первых, нужно заранее создать в коллективе психологическое предчувствие чего-то интересного, привлекательного и поддерживать его до начала диспута. А сам диспут должно проходить так, чтобы эти предчувствия оправдались. Во-вторых, следует позаботиться о создании неординарной обстановки этого действа: убрана комната, цветы, музыка, демонстрации слайдов и т.п.
Не стоит ограничивать диспут строгими временными рамками. Его продолжительность зависит от темы, ситуации, активности и эмоционального состояния участников. В-четвертых, ход диспута, его результативность во многом в зависят от ведущего.
Педагог – ведущий, должен показать методику проведения диспута, непосредственного руководства ходом спора, но ни в коем случае не проявлять высокомерия, менторства. Он выполняет роль равноправного участника диспута. Со временем функция ведущего передается одному из членов коллектива. В-пятых, поведение участников диспута, их внутреннее раскрепощение зависят и от стиля общения. Поэтому, даже размещение участников за столами должно способствовать демократичности мероприятия (столы поставлены кругом, ведущий сидит в этом же круге).
Важно, чтобы учащиеся хорошо знали правила диспута и придерживались их. И правила следует написать на плакате, заблаговременно объяснить их содержание воспитанникам и вывесить на видном месте в комнате, где будет проходить диспут. Примером может служить такое объявление:
Помни и соблюдай правила диспута:
1) прежде чем спорить, выясни тему диспута;
2) спорь честно и искренне, не искажай и не передергивай мыслей и слов своего оппонента;
3) начиная спор, ясно и полно выражая свои суждения и положения, должен защищать, или правильность которых должен доказывать;
4) помни, что убедительным доказательством, лучшим средством возражение точные и аргументированные факты;
5) доказывая и отрицая, говори понятно, просто, четко, точно;
6) с пониманием и уважением относись к мнениям своих собеседников;
7) если доказали ошибочность твоих суждений, мнений, имей мужество признать правоту оппонентов;
не прерывай выступления оппонента на полуслове. Дождись, пока он выскажет свое мнение, а потом начинай полемику;
9) любые терпимым и толерантным во взаимоотношениях с участниками диспута;
10) заканчивая выступление, сформулируй выводы;
11) в ходе спора концентрирует внимание не на личности оппонента, а по сути его мысли;
12) четко соблюдай установленного регламента;
13) говори не от имени абстрактного коллектива, а только от себя;
14) главное в диспуте — аргументы, факты, доказательства, логика мимика, жесты, крики не заменят главного;
15) если нет собственного мнения или скрываешь его, лучше не принимай участие в споре.
Руководитель диспута несет ответственность за его успех Он должен внимательно слушать тех, кто выступает, фиксировать мнения участников, направлять их в нужное русло, стараться, чтобы выступления оппонентов не получалось ли за пределы диспута или конкретного вопроса, чувствовать настроение каждого участника, стимулировать интеллектуальную активность воспитанников, вовремя, логично и целесообразно генерировать идеи, мысли, следить за логической последовательностью диспуту.
Начинать диспут уместно со вступительного слова ведущего, в котором он называет тему, основные аспекты рассматриваемой темы. Чтобы привлечь воспитанников к разговору, следует сообщить им интересный факт, определенную жизненную ситуацию, которая побудила к размышлениям и желание высказываться.
Ведущий не должен довольствоваться выступлениями только активных участников. Есть воспитанники, которые из-за особенностей своего темперамента (флегматик, меланхолик) стесняются выступать, борются с сомнениями, им трудно преодолеть тормозные установки. Поэтому надо время от времени приглашать таких учащихся к высказыванию мнений относительно того или иного вопроса, подбадривать их.
Руководителю диспута должны быть присущи тактичность, деликатность, терпимость Не стоит обрывать высказывания участников на полуслове или упрекать их за суждения, даже если они ошибочны. Главное — ценить самостоятельность и активность мысли, смелость обнародовать и отстоять их.
Ведущий в конце диспута должен подвести итоги, поблагодарить всех за участие, активность и самостоятельность в суждениях, отдельно выделить ценные положения и проблемы, о которых удалось договориться, призывать учащихся к дальнейшим размышлениям относительно затронутых вопросов. Бывает, что время диспута затянулось, учащиеся проявляют значительную активность, не все вопросы рассмотрели. По согласию участников можно предложить продолжить разговор другим разом.
Во время диспута можно прибегать к так называемым эмоциональных паузам и послушать песню, стихотворение. Но эти паузы не должны переводить мысли участников в другое русло, отвлекать от главной проблемы.
Ход диспута.
Перед началом диспута может прозвучать музыкальное произведение или стихотворение. Ведущим диспута, на наш взгляд, должен быть авторитетный взрослый. В структуре диспута можно выделить три части:
1) Вступительное слово ведущего. В этой части можно также повторить ещё раз правила диспута, которые за 2 – 3 дня вывешиваются вместе с объявление;
2) Спор – столкновение мнений, их защита. Главная задача ведущего на этом этапе – всё время держать спор в «русле», при необходимости «подливать масло в огонь» и наоборот;
3) Заключительное слово ведущего – обобщение выводов, сделанных в ходе диспутов, анализ коллективных находок, аргументирование правильных положений (не задевая самолюбие тех, кто заблуждался), обобщение по теме (не навязывая своего мнения).
После диспута организуется заключительная встреча ВИГ, целью которой является коллективный анализ замысла и реализации проведённого мероприятия и результатов осуществления задуманного.
Конкурс.
Конкурс –это соревнование, имеющее выделить наилучших участников, наилучшие работы. Соревнование – форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве.
Основная цель конкурса(соревнований) – развитие активности школьников, выявления их склонностей и способностей, развитие такого качества личности, как конкурентоспособности (потребность и возможность быть избранным из множества вариантов в качестве наилучшего). Переживаемые в ходе конкурса состояния (огорчение, радость, нравственное, физическое, интеллектуальное напряжение, ликование, душевная боль, успех, неприятность, восторженность и др.) способствуют в большей степени формированию определённых отношений, что свидетельствует о важной роли конкурса (соревнования) в формировании личности, в развитии её воспитанности.
Структурно конкурсысостоят из нескольких туров и заканчиваются общественным смотром (финалом – аккордом, экспресс — шоу), в котором объявляются имена (команды) победителей и выдаются награды.
Конкурсы проводят либо между командами, либо между отдельными школьниками. Оценивает творчество конкурсантов чаще всего жюри или команда экспертов; иногда – компьютер.
К формам проведения конкурса относятся:турниры, КВНы, викторины, смотры (знаний. Художественной самодеятельности, умельцев и т.п.), выставки, спортивные состязания и др.
Игра.
Важным средством воспитания является игра – воображаема или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения и обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.
Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребёнка, поскольку, во-первых, представляют собой моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребёнку форме, и в-третьих, позволяет активно осваивать формы социально одобряемого поведения.
Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуации выбора, в которых ребёнок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:
1.Активизация участников, которая достигается путём их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднён объективными обстоятельствами;
2.Преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребёнком как личностная проблема;
3.Актуализация потребности ребёнка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;
4.Появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счёт погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей её сложности;
5.Замещение, при котором игра очень быстро перестаёт быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в её ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;
6.Совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.
Условия эффективности игры:
— Актуальность и реальность игры;
— Каждый школьник должен быть участником (нет артистов и зрителей);
— Необходимо наличие группы экспертов, которые анализируют ход и результат игры.