Общая характеристика программы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научно-практическая лаборатория факультета физической культуры

КГАОУ ДОД ЦДОД «Краевой центр физической культуры и здоровья»

Физическая культура

Примерная программа для начальной школы

Коллектив авторов: Тихонов А.М., Полякова Т.А. Кечкин Д.Д., Волосатых О.О.

Пояснительная записка

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результатобразования (умение учиться — субъект учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культурыявляется усвоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).

Образовательный процесс в начальной школе строится таким образом, чтобы были решены следующие задачи:

  • создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий;
  • создание успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры;
  • формирование способов оценки собственного физического состояния;
  • формирование способов планирования, конструирования комплексов движений для достижения определённого качественного физического состояния;
  • формирование умения формулировать проблему и делать запрос специалисту;
  • формирование умения контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности);
  • рефлексировать выполнение замысла.

Деятельностной теорией учения, которая лежит в основе Стандарта, называют такую, которая опирается на понятия «действие», «задача» (они являются существенными компонентами целостной деятельности). В процессе решения учебной задачи субъект находит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.

Структура учебной деятельности и этапы деятельности по решению учебной задачи представлены в прилагаемом к программе пособии для учителей.

Ориентируясь на реализацию теории учебной деятельности, программа основана на:

  • принципе преемственности, понимаемой как связь качественно различных стадий обучения – как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям;
  • принципе развивающего обучения, т.е. такого обучения, которое должно «вести за собой» развитие, внутри себя создавать условия и предпосылки психического развития;
  • принципе деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения знаний;
  • принципе предметности, фиксирующий возможность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы последующего выведения его частных проявлений;
  • усвоении теоретических знаний в процессе физкультурной деятельности;
  • понимании содержания образования как системы учебных задач и системы универсальных учебных действий;
  • положении, что предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины является освоение основ физкультурной деятельности.

Общая характеристика программы.

Реализация этой цели возможна, если предмет «физическая культура» поможет ученикам «открыть» способы определения состояния своего физического здоровья, красоты телосложения, способы овладения физическими упражнениями, способы контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, красоты и способности выполнять физические упражнения по выбранному плану.

Отношения между учителем и учеником должны быть как отношения субъекта к субъекту. Объектом для их совместной деятельности, таким образом, становится способ решения учебной задачи (УЗ). Учитель при этом организует ситуацию постановки УЗ на раскрытие способа её решения средствами физических упражнений, находится в позиции консультанта и методолога, а ученики выполняют квазиисследовательскую деятельность (переоткрывают уже открытое, но в технологии полноценной деятельности) по раскрытию способа решения учебной задачи.

Исходным понятием, раскрывающим смысл физической культуры, является физическое упражнение, а основной учебной задачей курса физкультуры является задача конструирования физического упражнения. Раскрытие исходного понятия физкультуры осуществляется в процессе решения системы учебных задач (УЗ). Задача раскрытия понятия «физическая подготовленность» является сквозной для каждого возраста, поскольку показатель физической подготовленности является ключевым показателем культуры физической деятельности. Анализ возрастных психологических и физиологических особенностей школьников показал, что младший школьник к авторству физической активности готов, но авторскими умениями не обладает, физически двигается много и движение приносит ему радость, но делает он это непроизвольно, а к произвольным длительным физическим нагрузкам не готов, хотя способен к быстрому восстановлению. Из этого следует, что занятия физической культурой с младшими школьниками должны иметь достаточно большой объём физической нагрузки, но при этом она должна быть разбита на множество краткосрочных нагрузок с небольшими перерывами, во время которых идёт обсуждение (также небольшое по времени) вопросов, связанных с решением учебных задач. На уроках должна быть организована ситуация исследования того или иного способа, но при этом важно, чтобы дети постоянно соединяли свои размышления с пробами в движении.

Преподавание в начальной школе обусловлено не только возрастными особенностями младшего школьника, но и тем, что для них это первый этап занятий физическими упражнениями в школе.

Необходимостью для начальной школы является создание мифа могущества занятий физкультурой в направлении здоровья, красоты тела (красоты движения), развития физических умений (без мифологического этапа, создающего первоначальную мотивацию, невозможно дальнейшее произвольное движение в предметность).

В процессе уроков создаётся образ нравственного отношения к физическим движениям (младший школьный возраст сенситивен формированию нравственных качеств). Игры, образы героев должны соответствовать нравственной направленности. Детям очень важно представлять себя кем-то. Лучше, если он будет себя представлять защитником, человеком, оказывающим благородную помощь, чем агрессором, человеком, использующим свои физические возможности для жестокого подавления других.

В первом классе происходит знакомство с основными видами физических движений и использованием их в качестве упражнений (создание представления о предмете физической культуры возможно только в процессе самой физкультурной деятельности). Целесообразно входить в предметность физкультуры через этот блок, поскольку при решении этой задачи создается фундамент для решения остальных. Знакомясь с видами движения, обсуждая различие между ними, дети знакомятся с терминами физической культуры, которые впоследствии можно будет переводить в понятия. Фиксируя прогрессивное изменение результатов, дети получают подкрепление полезности занятий физкультурой. Знакомство с видами физических движений позволит конструировать новые упражнения. Занятия по созданию дифференцировок действий и операций при выполнении движений в процессе исследовательской деятельности обеспечивают благоприятное поле для формирования у учащихся субъектности. Кроме того, необходимость опознания физических действий в играх способствует формированию у детей мнемических способностей.

В начальной школе происходит формирование представления об основных терминах физической культуры. Осваивание терминологического поля в области физической культуры строится на основе создания комплекса образов-представлений.

Хотя центральным в преподавании физкультуры является освоение способов управления собственным физическим состоянием, такое освоение должно происходить в ходе решения учебных задач.

Для использования исследовательского метода возникает необходимость подготовительной работы. Именно такая работа и должна быть в первом классе. И тогда образовательный процесс в начальной школе в виде схемы примет следующий вид: выделение объекта изучения – наблюдение – классификация – состояния – процессы – условия процессов – эксперимент.

Основной интерфейс программы LINKOSCOP 4.2


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: