Обучающие игры — средство обогащения социального опыта детей.

В совершенствовании игрового опыт помогают обучающие игры — следующий компонент комплексного метода. У детей пятого года жизни игровой опыт достаточно богат, поэтому роль обучающих игр несколько снижается. Их проводят как фронтально (со всеми детьми или с большинством), так и индивидуально (с одним ребенком или с подгруппой). Такие игры помогают совершенствовать ролевые способы поведения, к которым дети приобщились уже на четвертом году жизни.

Большую помощь оказывают театрализованные игры. В них дети разыгрывают несложные представления по литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Театрализованные игры расширяют сюжетную линию самостоятельных игр, в них можно про демонстрировать способы взаимодействия героев, их отношения. Полученные знания, умения, навыки дети творчески переносят в сюжетно-ролевые игры. Однажды с помощью воспитателя дошкольники инсценировали отрывки из сказки «Красная Шапочка». Через некоторое время после инсценировки Оля надела юбку, на голову — платок, на плечи накинула пелерину, надела очки и радостно сообщила, что она бабушка Красной Шапочки. К ней подошла Аня, тоже в накидке, и предложила: «А я буду бабушкина подружка. Обе сели на стулья, улыбаются. Вдруг Оля обращается к воспитателю: «Мне надо эти… взять,— движением рук показывает, что ей нужны спицы. Воспитатель предложил два стека. Оля стала изображать, что она вяжет.

Появлению образной выразительности, характерных для разных ролей мимики, жестов помогают игры-загадки типа «Угадайте, кто пришел». Воспитатель предлагает узнать, представителей каких профессий, знакомых детям, он изображает. Затем показывает не только действия, но и передает мимику,

жесты, какие-то характерные движения, позы. Если детям эта игра понравится, то они сами могут загадывать друг другу подобные загадки. Воспитатель по мере необходимости советует, как лучше передать тот или иной образ. Иногда поощряет за хорошую имитацию, например говорит: «Очень легко было узнать, что Алеша — шофёр. Он сел как будто в кабину, поправил зеркало, чтобы на дороге все было видно. Вы заметили, какое у него было серьезное лицо?»

Игры имитационного характера могут быть с шуточным содержанием. Так, изображают персонажей из произведения К. Чуковского «Федорино горе».

На музыкальных, физкультурных занятиях ребята учатся передавать образ в движении (маршируют, как солдаты, и т. д.). Войти в игровую роль помогают и подвижные игры с сюжетным содержанием, такие, как «У медведя во бору», «Котята и щенята» и др.

В процессе обучающих игр можно демонстрировать взаимодействие людей, при этом усилить какие-то моменты, предположим показать ситуацию, достаточно сильную по эмоциональной насыщенности. Например, после уточнения правил дорожного движения на фланелеграфе можно дать инсценировку «Случай на дороге». Воспитатель расставляет на фланелеграфе машины и рассказывает: «По дороге едут разные машины. Вот на этой шофер везет продукты в детский сад. Машина очень похожа на ту, которая нам привозит продукты. Как вы думаете, а куда едет шофер машины с длинным кузовом? Куда могут ехать люди на легковой машине? Выслушав ответы детей, педагог сообщает, что на дороге нет ни светофора, ни милиционера, а шоферы хотят ехать быстрее. Показывает, что две машины даже чуть не наехали одна на другую, спрашивает: «Что же делать? Дети считают: срочно нужен светофор. Все вместе

исправляют создавшуюся на дороге критическую ситуацию, и педагог еще раз говорит о взаимосвязи и взаимозависимости деятельности людей.

Содержанием инсценировок могут быть конкретные случаи из жизни группы.

Навыки реального взаимодействия, интерес к совместным играм формируются в играх с правилами. Так, в дидактической игре «У кого такой же цветок?» детям раздают рисунки с изображением знакомых им цветов. По сигналу они начинают искать, у кого такой же рисунок. Можно провести подвижную игру «Найди себе пару». В этих играх, наряду с решением конкретных воспитательных задач правилами предусмотрено, чтобы дети вступали во взаимодействие друг с другом.

Для закрепления и уточнения знаний о людях разных профессий педагог с успехом может использовать широко распространенную дидактическую игру «Кому что нужно для работы».

Обогащению сюжетной линии игры помогут дидактические игры, рекомендованные В. В. Гербовой (например, как принимать гостей и др.).

Кроме фронтальных форм передачи игрового опыта, большое внимание отводится индивидуальной работе и работе с детьми по подгруппам. Игровой опыт каждого ребенка, ролевое поведение совершенствуются в совместных с воспитателем играх. С этой целью могут быть использованы игры, предлагаемые Н Я Михайленко. Однако, как показывают наши наблюдения подолгу играть с детьми пятого года жизни нецелесообразно: это будет тормозить их стремление к самостоятельности.

Требования к организации совместных игр воспитателя с детьми те же, что и во второй младшей группе. Педагог предает игровой опыт незаметно, как бы выступая в роли товарища. Если он берет на себя роль другого человека (чаще всего мамы), то выполняет её выразительно, достоверно, чтобы продемонстрировать характер персонажа, его движения, мимику, интонацию речи. Некоторые воспитатели обладая артистическими способностями могут передавать и более сложные роли, например командира, капитана.

Взяв на себя роль, педагог организует нескольких детей для совместной игры. Например, в роли командира проводит учения с солдатами: даёт им разные задания — быстро пробежать, повернуться направо, налево и т. д. Игра обогащается новым интересным содержанием, закрепляются знания, умения, навыки, полученные на занятиях.

В процессе совместной игры воспитатель может вызвать детей на речевой диалог, организует ролевую беседу с играющими. Покажем это на примере. Около фанерного панно-картины, на котором изображен подводный мир, Миша и Саша соорудили пароход, поставили его на большой куб и стали ходить вокруг постройки. Саша обращается к воспитателю: «Товарищ капитан, мы водолазы. Мы работаем под водой».

Воспитатель. Большая трещина в пароходе?

Миша. Большая.

Воспитатель. Что делать будете?

Миша. Сварку.

Саша (раскладывает около постройки заместители инструментов: палочки, цилиндры). Вот у нас инструменты Скоро будет все готово

Воспитатель. Сколько нужно времени, чтобы заварить эту трещину?

Саша. 5 минут.

Воспитатель. Трудно вам там?

Миша. Да, трудно.

Юра, услышав разговор воспитателя с мальчиками, привез на машине кубики и сгружает их. Саша лег на пол, закрыл глаза. Миша это заметил, собирает кубики, говорит: Воздух очень нужен, этому водолазу стало плохо». Ставит на грудь Саше кубик, говорит: «На, подыши».

Игровой опыт дети этого возраста приобретают не только в совместных играх с воспитателем, но и при наблюдении за играми других детей, в играх с ними.

Подлинно самостоятельная игра возникает тогда когда педагог организует работу в следующем направлении: усложнение предметно-игровой среды и активизирующее общение с детьми в процессе игры.

Подвести к самостоятельному и творческому применению обогащенного реального и игрового опыта помогают игровые проблемные ситуации. Создавая их, взрослый, нацеливает детей на творческий поиск, мобилизует все их знания, полученные из разных источников.

III. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:

Tiffany Young — Teach You (Official Music Video)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: