Индивидуальные тактические действия изучают одновременно с освоением техники игры. Обучая баскетболиста, как нужно бросать, вести, передавать мяч, необходимо сразу же объяснить, когда следует пользоваться этими приемами в игре.
Индивидуальные действия, в сущности, отражают тактическое мышление играющих. Следовательно, обучать тактике необходимо в условиях сопротивления, чтобы действия играющих носили ответный характер.
После показа и объяснения изучаемое действие некоторое время выполняют в облегченных условиях (без соперника, в замедленном темпе и т. д.). Затем в упражнение вводят соперника, действующего вначале в рамках поставленной ему задачи. Позднее круг его действий расширяется, единоборство приобретает характер настоящего соревнования. Затем изученные приемы закрепляют в игре.
Изучение индивидуальных тактических действий начинается с овладения приемами нападения. Это наиболее сложные действия. Игра в защите проще и на первом этапе превосходит силу нападения. Поэтому защитные действия изучают вслед за действиями в нападении.
Индивидуальные действия начинают осваивать с приемов освобождения от защитника, выхода на получение мяча и овладения мячом. Это прежде всего правильный выбор момента и направления выхода, способа ловли с последующим укрыванием мяча и наблюдением за игрой. Первоначально выход выполняют рывком, а затем в сочетании сфинтами.
Следующий шаг — изучение действий с мячом. Сначала осваивают приемы обыгрывания защитника для передачи и броска мяча с места,, затем в движении вместе с обводкой защитника после получения мяча в движении и с места. Последними изучаются заслоны, причем вначале — статический заслон без мяча и наведение, затем — подвижный заслон без мяча и то же с мячом.
После овладения выходом для получения мяча с использованием заслона изучают приемы борьбы за мяч под щитом.
Завершающий этап — обучение уходу после заслона (при наведении партнера) и отвлечению защитников при проходе к щиту одного из нападающих.
Индивидуальные тактические действия защитников изучают в такой последовательности:
держание игрока, получившего мяч на месте (защитник сближается, выбивает и накрывает мяч, мешает передаче), затем игрока, получившего мяч в движении (сопровождение, выбивание мяча при ведении, накрывание броска); держание игрока, передавшего мяч (отступание защитника и занятие позиции, пригодной для наблюдения за мячом), игрока, выходящего на подбор мяча под щитом (предотвращение выхода — «отсечение» от мяча), игрока, использующего заслон (проскальзывание или переключение, отступание).
Дальнейшее закрепление и совершенствование индивидуальной тактики проходит при изучении групповых и командных действий.
1.Упражнения втройках: один игрок с мячом, другой — защитник — располагается между нападающим и игроком с мячом.
Нападающий с помощью финта обходит защитника и получает мяч
S
¦от вспомогательного игрока. Вернув его обратно, он меняется ролями с опекавшим его защитником.
2. В том же построении. Защитник держит нападающего с мячом, располагающегося в 5—6 м от щита. Вспомогательный игрок занимает место у боковой линии, ближе к кольцу. Нападающий с мячом передает его партнеру, а затем рывком выходит к щиту, ожидая защитника. Вспомогательный игрок возвращает мяч для броска.
3. Игра 1 X 1 в одно кольцо до определенного количества очков. Нападающий может атаковать с места и после прохода кщиту.
4. Упражнения в пятерках: один игрок — нападающий, другой — защитник, остальные трое — вспомогательные игроки. Нападающий занимает позицию центрового на одной из боковых линий трапеции. Защитник, располагаясь сбоку, впереди от него, мешает ему получить мяч от вспомогательных игроков. Оба игрока имеют право передвигаться в области штрафного броска. Смена ролей — после определенного количества набранных очков или через обусловленное время.