Обучение звуковому анализу

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой фонемный анализ.

Звуковой анализ включает:

определение порядка следования звуков;

— установление различной роли звука;

— выделение основных качественных характеристик звук.

Для русского и белорусского языков является характерным явдяется противопоставление звуков (гласные — согласные, твердые- мягкие)

Методику формирования ЗА разработал Д. Б. Эльконин (ее адаптировала для дошкольников Журова). Действия ЗА рассматриваются как особое умственное действие, формирование которого, проходит ряд этапов, как любое умственное действие.

Вначале детей учат определять последовательность звуков в слове. Дети для этого используют интонационное выделение звуков и моделирование структуры слова (Эльконин) в виде картинки-схемы его звукового состава (изображенный предмет + внизу картинки ряд клеток по числу звуков). Дети дополнительно получают фишки (сначала однотонные) для последовательного выделения и заполнения звуков в слове. Схема подсказывает количество звуков, помогает контролировать выделение звуков. Фишки – являются заместителями – символами звуков, это средство необходимое для ЗА.

К схеме воспитатель переходит, когда дети научились интонационно выделять звуки в слове, определять их местоположение.

Действие ЗА начинается с того, что ребенок, ведя указкой под схемой звукового состава произносят это слово, интонационно и последовательно выделяя звуки (воспитатель оказывает помощь) и обозначает каждый звук фишкой в нужной клеточке (Н-р: ребенок интонационно произносит « ммак», затем произносит [м]-изолированно, одновременно ставит фишку, затем 2й, 3й звук и т.д.). Слово всегда называется полностью (маак, макк), звук не отрывается.

На первом занятии показывает воспитатель. Затем дети сами выполняют, но необходима помощь воспитателя. Дети должны знать: движения указки всегда совпадают с произношением звуков в слове(иначе будут ошибки в ЗА). Необходимо следить, чтобы дети называли интонационно выделяя звук в последствии отдельно [л], не ЛЭ! Иначе им трудно охарактеризовать звуки. Вначале для анализа предлагаются слова из 3-х звуков: мак, сыр, кит, дом, жук, рак, шар, кот, лук, нос). После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных. Гласным не мешают ни зубы ни губы! Дети находят эти звуки в ранее проанализированных словах мак [а] , лук [у] .Воспитатель сообщает. что эти звуки произносятся полным голосом и называются – гласные. И при ЗА их уже обозначают красной фишкой.

В последующем дети знакомятся с согласными звуками. (Произнесению всегда что-то мешает: зубы, губы, язык). Воспитатель сообщает, что некоторые согласные можно спеть! (м, р) — но всегда при этом есть помеха.

Позднее дети учатся сопоставлять пары согласных звуков по твердости и мягкости [р]-[р* ] [в]-[в* ] [б]-[б* ]. Ранее в средней группе дети употребляли термин “братцы” , теперь воспитатель вводит понятие “согласные”. Далее проводя ЗА воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов гласный и согласный звук. Дети обозначают твердые согласные синей фишкой, мягкие – зеленой.

После знакомства с согласными и гласными звуками дети переходят к анализу слов из 4-х звуков (пила, рыба, лиса, сани, лупа, бусы). Проводятся различные игры и упражнения (Назови слово которое начинается с третьего звука, “Живые звуки”- подойди ко мне 2-ой звук.)

Постепенно картинки – схемы заменяют на полоски – схемы без рисунков. На доске картинки – схемы остаются.

Следующий этап – вычленение ударного звука. Сначала выделяют ударный слог, и фиксируют его на схеме черной фишкой. Позже дети анлизируют слова из пяти звуков (слива, мишка, замок). Постепенно пропадает необходимость в схеме ЗА, остаются только фишки (на столах). На доске полоски – схемы.

К концу года дети свободно ориентируются в звуковой стороне слова, подбирают слова по предложенным моделям, анализируют любые предложения, знают согласные (твердые и мягкие) и гласные.

Звуковой Анализ проходит следующие стадии:

1. Интонационное выделение последовательности звуков и общий ЗА слова с опорой на картинку – схему и фишки.

2. Дифференциация гласных звуков, постановку в слове ударения.

3. Дифференциация согласных звуков (тв.-м.)(зв.- гл.) и моделирование звуковых отношений в слове. (по схемам СГССГ — лампа и т.д.)

4. Проведение ЗА без наглядности (без схемы), а затем и без фишек. ЗА осуществляется в уме (во внутреннем плане).

На протяжении обучения проводится много игр и игровых упражнений:

— «Определи место звука в слове»

— «Определи 1-ый и последний звук в слове»

— «Определи последовательность звуков в слове» (сон-нос)

— Игра «Живые звуки»

— Дидактические игры, компьютерные игры по ЗА.

51. Задачи и содержание работы по подготовке к письму дошкольников

Процесс овладения навыком письма представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В письме устная речь и чтение усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, слышимым и произносимым словом, и двигательной реакцией( его записью) – с другой.

Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов.

Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в буквы, требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению

Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.Эти трудности преодолеваются путем длительных, систематических упражнений

Таким образом, в содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:

1)Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие умения точно ориентироваться в пространстве ( пространственной дифференцировки).

2)Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).

3)Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

4)Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).

5)Выработку умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия .

6) Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).

Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.

Полезны дидактические упражнения для развития ловкости в пальцах, применяющиеся в педагогической системе М. Монтессори.

Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.

Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).

В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме (подробно рассказать).

Планирование и учет работы в детском саду.

Значение и виды планирования работы по развитию речи

План — это условие целеустремленности и организованности труда педагога, защита от односторонности в работе и пропуска каких-то существенных сторон развития речи детей.

Планирование работы д/у по развитию речи и обучению родному языку представляет собой определенную скоординированную систему мероприятий, которые предусматривают порядок , последовательность и сроки выполнения всех направлений работы.

План помогает равномерно, ритмично выполнять программу, разумно с максимальным эффектом использовать служебное время. К тому же это отчетный документ, который помогает контролирующему лицу ознакомиться с состоянием педагогического процесса. Конечно, при этом следует принимать во внимание, что окончательная оценка труда педагога может быть дана только с учетом уровня развития его воспитанников. План отражает основную схему деятельности педагога, но не исчерпывает всего ее практического многообразия и богатства.

Вопросы развития речи в дошкольном учреждении освещаются в различных документах и материалах: в двух обязательных формах — в годовом плане работы детского сада и календарном плане учебно-воспитательной работы воспитателей групп, а также в рабочих вспомогательных формах — в месячном (квартальном) плане заведующей и воспитателя-методиста, в недельных и месячных сетках занятий, перспективных перечнях педагогических мероприятий.

В годовом планефигурирует несколько основных вопросов методики развития речи, чаще всего тех, которые требуют особого внимания, или новых. Они могут формулироваться как одна из задач работы коллектива, как вопрос для самообразования, как тема для обобщения или распространения лучшего опыта воспитателей (тематика консультаций, педсоветов, открытых занятий и т. д.). Хорошо, если все эти вопросы основаны на реальных потребностях, учитывают пожелания воспитателей.

Работу по более конкретным вопросам развития речи планируют руководители дошкольного учреждения (ежемесячно).В этих планах отражены мероприятия по изучению опыта воспитателем, работа с новинками литературы по методике, с пособиями.

Для упорядочения содержания и форм работы некоторые руководители составляют недельный график, где важное место занимают посещения групп (отметим, что, помимо заранее планируемых посещений, заведующая и методист осуществляют частые текущие посещения). Такие посещения должны проводиться не только в целях наблюдения за работой воспитателей, но и для преднамеренного изучения речи детей (ознакомительного и проверочного).

Обязательная для воспитателя документация — календарный план учебно-воспитательной работы (составляемый понедельно) и дневник (учет). Именно в них указываются содержание и организация речевой деятельности детей в течение дня. В настоящее время этот документ имеет текстовой характер. Для удобства планирования воспитатели помещают в него недельное или месячное расписание занятий с указанием основных задач. Так называемые сетки занятий представляют собой разновидности перспективного планирования, поскольку помогают охватить все разделы программы по развитию речи и отразить ведущие методы работы.

Составление сеток занятий требует большого внимания со стороны методиста, так как при самостоятельном планировании педагоги иногда пропускают целые разделы (например, грамматику), не систематически используют ряд средств и методов (беседа, инсценировки и др.), а эти недочеты отрицательно сказываются и на ежедневном планировании

.Кроме календарного плана бытуют перспективные планы (как вспомогательный материал). Эти ланы педагоги разрабатывают самостоятельно. Перспективный план может касаться, во-первых, содержания речевой работы. Например, на предстоящий месяц или квартал можно наметить перечень новых слов для ознакомления детей с сезонными явлениями, на год наметить последовательность работы над трудными словоформами или звуками. Ниже приводится примерная таблица изучения звуков в разных возрастных группах в течение учебного года.

Во-вторых, перспективный план может представлять собой перечень конкретных мероприятий для реализации какого-либо раздела программы (перечень занятий, дидактических игр по развитию речи вне занятий и т. п.). В дальнейшем при переносе намеченных мероприятий в календарный план воспитатель уточняет содержание речевой работы, ее приемы.

Во всех видах планирования, в первую очередь в календарном, соблюдаются общепедагогические принципы планирования, которые заключаются в следующем:

1. Основа планирования — «Программа развития и воспитания в детском саду», в которой определена программа по развитию речи данной возрастной группы.

2. Идейная направленность работы с детьми, решение задач всестороннего развития ребенка, взаимосвязь речевой работы со всеми другими разделами воспитательно-образовательного процесса.

3. Отбор содержания и методов работы на основе учета возрастных особенностей детей, учет уже достигнутого уровня детской речи, индивидуальный подход к детям, особенно с временным отставанием речи.

4. Постепенное усложнение содержания, методов и приемов; использование повторности в работе.

5. Систематичность в работе, выражающаяся в еженедельном охвате всех основных задач развития речи, в упорядоченном распределении содержания и форм работы с детьми в течение недели, месяца; в отсутствии длительных интервалов в формировании речевых навыков.

6. Реальность и конкретность, учет местных условий, окружения детского учреждения, современных общественных событий.

Календарное планирование работы по развитию речи (включает планирование занятий, планирование разных форм работы вне занятий и учет работы)

1)Планирование занятийВедущим средством развития речи в условиях детского сада является обучение. Поэтому лучше всего начинать составлять план с подбора занятий на 1—2 недели.

«Программой” установлено определенное количество занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи в неделю в разных возрастных группах. В соответствии с принципом систематичности планирования в течение каждой недели на занятиях необходима работа по основным аспектам развития речи. Чтобы выполнить это требование, многие занятия делают комбинированными, т. е. составляют из отдельных самостоятельных частей, посвященных разным задачам развития речи (развитие связной речи, развитие звукопроизношения, развитие грамматического строя речи и т.д). При этом придерживаются правила тематического единства содержания занятия (например, на тему природы, бытовую, общественную). Переход между частями может быть как плавный, незаметный для детей (во многих занятиях В. В. Гербовой), так или ярко выраженный, подчеркиваемый педагогом («А теперь будем заниматься другим. Уже не составлять целые рассказы, а только вспоминать слова — самые правильные, хотя и трудноватые…»).

Наряду с чисто «речевыми» занятиями можно проводить и такие, которые будут целиком посвящены ознакомлению детей с окружающим, а также художественной литературе.

Планируя занятие, на первое место нужно ставить новую или трудную деятельность, а далее — более легкие, основанные на повторном материале (с обилием наглядности).

На последующих занятиях основные задачи сохраняются, но по возможности меняют методы их осуществления. Воспитатель учитывает ранее использованный метод, степень усвоения детьми материала и, руководствуясь этими данными, отдает предпочтение очередному методу (тренировочное упражнение, объяснение нового, дидактическая игра, беседа и т. п.).

При составлении плана для средней, старшей групп надо учитывать, что занятие по развитию речи должно идти первым, как наиболее трудное. Исключение может составить экскурсия, поскольку организационно удобнее сразу после нее провести прогулку.

Записи в дневнике носят такой характер: название занятия, программный материал, наглядные пособия, методы и приемы, последовательный ход занятий; индивидуальная работа (на занятии).

Воспитатель должен уметь планировать материал не только на 1—2 недели, месяц но и на весь учебный год.

В начале года детям предлагается наиболее легкий материал (бытовые объекты для наблюдений, описательные рассказы для развития монологической речи).

При планировании очень важно предусмотреть повторность материала.

Повторность на занятиях по развитию речи может быть буквальной. Например, для выработки правильной артикуляции и хорошей дикции в старших группах многократно используется дидактическая игра «Оркестр», когда дети напевают мелодию без слов на одних и тех же звукосочетаниях (ри-ри-ри, ли-ли-ли, ти-ти-ти). Много раз следует проводить упражнения и игры по закреплению трудных грамматических форм, если у детей нет прочного навыка их употребления (чулок — носков, яблок — апельсинов и др.). В данном случае происходит закрепление знаний и навыков путем простого повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях.

Наиболее ценен такой путь организации занятий на повторение, когда пройденный материал не переносится в неизменном виде с одного занятия на другое, а разумно усложняется благодаря введению новых вспомогательных задач.Рекомендуется повторно планировать один и тот же материал для занятий разного типа: по первоначальному сообщению материала, по закреплению знаний и навыков, по самостоятельному применению знаний и умений.

Планирование различных форм работы вне занятий:игр-драматизаций, дидактических и подвижных игр, работы с книгой, развлечений.

Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве. Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их. Эти формы также требуют предварительной подготовки.

Во всех группах работа по развитию речи вне занятий может охватывать различное количество детей. Есть фронтальные формы, охватывающие одновременно всю группу: наблюдение на прогулке, подвижная игра или хоровод, просмотр зрелища или детская самодеятельность. Некоторые виды работ целесообразнее проводить с подгруппами, в которые дети объединяются добровольно, но нужно добиваться постепенного охвата в разные дни разных детей. Так, одним детям можно показать и объяснить новую настольную игру, других привлечь к починке книг и т. п. Наконец, можно предусмотреть и индивидуальную работу: повторить стихотворение с ребенком, медленно запоминающим, вовлечь в разговор молчаливого и др. Следует помнить об особом характере и ограниченном объеме подобной работы. При планировании той или иной работы дни недели и время дня могут быть изменены в зависимости от местных условий.

Конечно, кроме речевой работы в общем календарном плане, как обычно, найдет место работа по остальным разделам программы. Содержание ежедневных наблюдений и труда детей в природа (помимо обобщающих, отмеченных в таблице) планируется перспективно (на месяц или сезон), поскольку его невозможно предвидеть точно, но в дневнике воспитателя оно отмечается, как правило, ежедневно.

Учетпредставляет собой анализ и оценку воспитателем своей деятельности и успехов детей. С методической точки зрения учет показывает степень подготовленности воспитателя, его педагогическую наблюдательность. Основная форма учета в настоящее время — ежедневные краткие записи в дневнике педагога. В них отражается в первую очередь общая оценка деятельности детей, например, материал в целом усвоен, оказался доступным и интересным или, наоборот, — мероприятие не удалось; судя по ответам и поведению детей, тема дана преждевременно; возможно, неудачно выбраны приемы и т. п. Воспитатель отмечает, какие качества речи детей особенно нуждаются в улучшении, какой материал — в повторении.Наряду с общими оценками дается оценка успехов отдельных детей, в первую очередь тех, с кем была запланирована индивидуальная работа. Как правило, это дети, отстающие в усвоении программы, нуждающиеся в особом контроле. Особенно важно зафиксировать момент, когда такие дети достигают программного уровня (овладел звуком, прочел стихотворение выразительно, ответил фразой и т. П.

Обучение грамоте и звуковой анализ. А нужен ли он вообще?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: