ВОПРОСЫ к экзамену
- Понятие драмы в классической театральной драматургии и законы ее построения.
Драма – переводится с греч., как действие. Драма – один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т.д.
Элементы драматургии: экспозиция (ввод, вступление), завязка (зависит от цели), развитие (развитие действия в драматургии происходит по нарастающей через конфликты отношений), кульминация (высшая точка развития действия), развязка. Пролог и эпилог всегда отодвинуты во времени.
- Действие в драме, драматический конфликт, ситуация, коллизия.
Главным элементом драмы является действие.
Это непростое, а поэтически изображенное действие. Иногда действие – поступок, а иногда действие – слово. Сама структура предполагает наличие ситуации, коллизии акции и реакции.
Слово конфликт происходит от латинского и означает «столкновение».
Конфликт, отражая реальные жизненные противоречия, имеет не просто сюжетно — конструктивное значение, но и является идейно – эстетической основой драмы, служит раскрытию ее содержания.
Конфликт позволяет наиболее глубоко раскрывать сущность изображаемого явления, создавать законченную целостною картину жизни.
Коллизии – предпосылки к действию, через определившиеся противоречия. Это стимулы действия.
Ситуация – это состояние, которое приобрело частный характер и стало определенным. Иными словами, ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, характерную для начала важного и существенного процесса.
Ситуация создает противоположности, препятствия, осложнения и нарушения, т.е. создание коллизий, с которых собственно и начинается действие.
- Взаимосвязь драматического произведения (пьесы) со спецификой киносценария.
4. Основные компоненты сценарного замысла: тема, идея, материал.
Любое аудиовизуальное произведение начинается с замысла с определенной основополагающей мысли, назовем ее идеей, с придумывания драматургических приемов, которые будут развивать тему, поддерживая зрительский интерес.
Перечислим основные компоненты, входящие в замысел:
— тема;
— идея (или сверхзадача);
— фабула и сюжет;
— киносценарий;
— конфликт;
— сквозное действие;
— характеры.
Тема — (от греч. thema, букв. — то, что положено в основу). Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.
В искусстве тема — это объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником или композитором и скрепленных воедино авторским замыслом.
Идея — основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме. Дословно «Идея» – означает образ. В переводе с греческогоidеа — образ (то, что видно). А образность, если хотите, это одно из главных качеств, составляющих понятие идеи.
- Композиционное построение сценария.
Композиционное построение основной части сценария требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать опасности потери течения сюжета. В этой связи большое значение имеют так называемые сюжетные акценты, то есть слова, фразы, сценические действия, которые фиксируют внимание зрительской аудитории на основных сюжетных узлах и позволяют ей с неослабевающим интересом следить за ходом программы и адекватно воспринимать все происходящее на сцене.
- Элементы композиции: экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка действия или финал. Их характеристика и эстетическое значение в драматургии.
Экспозиция — первый структурный элемент композиционного построения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драматургического действия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы
Завязка — это важнейший опорный структурный элемент композиционного построения сценария культурно-досуговой программы. Функциональная ценность данного элемента заключается в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие, так называемое исходное, которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия.
В структуре сюжета завязка является определяющим началом развития основного действия, и таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария.
Основное развитие действия в композиционном построении является самой обширной частью сценария. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет. Именно здесь исходное событие, которое произошло в завязке, в основном развитии действия, находит свое драматургическое продвижение к кульминации.
Кульминация — вершина развития драматургического конфликта в сценарии, высшая точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации лежит главное событие, задача которого — разрешении всего драматургического конфликта в сценарии. Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досуговой программы.
Развязка — как структурный элемент композиционного построения выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку в развитии сквозной линии. Важно помнить, что в развязке в обязательном порядке следует заключительное событие, в котором сообщается результат разрешения драматургического конфликта. Следовательно, событийный ряд, взявший свое исходное начало, а завязке, пройдя основное развитие действия и достигнув кульминации, в развязке завершает свое драматургическое развитие.
Финал — следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматургического действия, происходившего на сцене.
- Элементы сценария: ремарка, монолог, диалог, реплика.
Ремарка — с фр. «Ремарк» — замечание, пояснение. Указание автора в тексте сценария на поступки героев, их жесты, мимику, обстановку действия.
Монолог — с греч. «моно» — один, «логос» — слово» — речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей.
Монолог в его широком понимании можно воспринимать как речь лица с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа
Диалог — обычно обмен репликами между персонажами, является наиболее распространенной формой драматургического письма или построения речи персонажей. С одной стороны, он служит для коммуникации, с другой, выражает конфликт (словесное действие). Его словесный ряд состоит из:
- темы — носителя образов, мыслей, стимулов поведения и т.д.;
- конструкции;
- экспрессии (эмоции);
Реплика — это факт ответа на предшествующий дискурс или немедленное парирование аргумента. В узком смысле, реплика — текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос. Она имеет смысл только в сцеплении с предшествующей и последующей репликой. Минимальное единство смысла образуется парами:
- реплика / контреплика
- слово / контрслово
- действие / реакция
- Место и роль эпизода, сцены и монтажной фразы в композиционной структуре сценария.
Эпизод – фрагмент фильма, имеющий определенную композиционную законченность, своего рода мини-фильм со своей внутренней структурой и композицией (экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой).Эпизод представляет собой – завершенный круг событий. Иногда эпизод состоит из одной сцены, но бывает и так, что он выстраивается из нескольких сцен. То есть эпизод можно разделить на определенное число сцен. И тогда сценой мы будем считать законченный кусок действия, происходящего в одном месте, в одно и тоже время.
Монтажной фразой считается — объединение ряда видеокадров по логике развития сюжета и изобразительным признакам.
Это группа кадров, содержащий определенный смысловой отрезок, отображающая момент действия или состояние объекта, и отражающая законченную мысль от склейки до склейки при монтаже.
Монтажная фраза, по существу, то же, что и монтажный кадр, правда, с некоторым уточнением: монтажная фраза — специфический признак — ритмическая организация материала. Монтажная фраза состоит из монтажных элементов изображений внутри себя, их чередование определяет как бы дыхание фильма, его пульс.
- Музыка как элемент драматургии.
Искусство музыкальной драматургии — это искусство снабжать смыслы правильно соответствующими эмоциями. Правильно подобранные музыкальные эмоции позволяют смыслам лучше, острее доходить до слушателя, восприниматься под тем углом, которого хочется автору. Синонимами правильной музыкальной драматургии являются цельность, продуманность произведения. Ещё одним синонимом является искренность. Драматургически правильное произведение представляется нам более правдивым, мы чувствуем, что автор и исполнитель действительно беспокоятся о тех темах, которым посвящена вещь.
- Характеристика персонажей с точки зрения сценарного замысла.
Одновременно с определением места действия, того, что будут представлять собой интерьеры или фоны, идет разработка анимационных персонажей.
Вообще разработка изобразительной стилистики одна из главнеших задач режиссерского сценария в анимационном фильме. По большому счету, она придумывается сразу, еще до раскадровки. Ведь если мы решим, например, имитировать в нашем мультике детский рисунок (то есть будем эдакими примитивистами), то, очевидно, такая стилистика повлечет за собой и определенный характер движения персонажей (механистичный, упрощенный) и способ их мизансценирования (т.е., показ условно-фронтальный, без сложных ракурсов), что, в свою очередь, отразится в раскадровке. Но это будут лишь принципиальные, самые общие изобразительные тенденции. А вот конкретные формы персонажи и вообще весь антураж приобретут в процессе прорисовки.
Первое что необходимо сделать, принимая во внимание ту или иную условность и стилистическую особенность персонажа — это определить что он по преимуществу он будет делать по ходу фильма. Как он будет двигается, какие части тела наиболее важны для раскрытия его поведения и эмоционального выражения. Если он ползает – одно, летает – другое, прыгает – третье. Но это только внешняя сторона процесса поиска облика персонажей, поскольку любое внешнее проявления поведения – поступки диктуются определенным характером персонажа, способом его восприятия и реакции на те или иные события и перипетии сюжета.
Для создания характера нужны сугубо индивидуальные черты персонажа, выделяющие его среди других. Какие же? Например, его увлечения, интересы, вкусы привычки, слабые и сильные стороны натуры. Что собственно составляет характер – это то, как проявляются его ум, воля, эмоции. И хотя в основных чертах все это явствует из киносценария, режиссеру и художнику требуется приложить не мало фантазии и усилий, что бы найти присущее именно этому персонажу в конкретной образной стилистике замысла.
Ответ на вопросы необходимо связывать с содержанием своего написанного сценария анимационного фильма. И на его примере раскрыть сценарный замысел и режиссерскую концепцию фильма.