ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Факультет психолого-социальной работы
МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Русский язык и культура речи»
по направлениям подготовки 030300 «Психология»
040400 «Социальная работа»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Санкт-Петербург
Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить предлагаемый курс. Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:
1) активно участвовать в усвоении материала на лекциях;
2) самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу;
3) уметь аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать выступления других студентов, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением.
Представленные работы должны отвечать поставленным задачам, иметь практический выход. Обязателен прилагаемый список литературы, оформление работы предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников.
Требования к структуре и оформлению работы:самостоятельная работадолжна быть представлена на листах формата А4 в печатном варианте с выполнением основных требований оформления документов (поля, шрифт, интервал). Обязателен титульный лист и прилагаемый список литературы.
Конспект работы И.А.Стернина должен быть представлен в рукописном варианте. Объем конспекта индивидуален.
Критерии оценки выполненной работы:
u аккуратное оформление;
u краткость и логика;
u список современных литературных источников (2008-2011 год);
u аргументированность работы.
По компенсирующему обучению необходимо выполнить раздел
«задания для самостоятельной работы»!
Контрольные вопросы по курсу «Русский язык и культура речи»
1. Необходимость изучения культуры речи в современном обществе.
2. Основные тенденции развития русского языка на современном этапе.
3. Понятие «культура речи», различные точки зрения на предмет, определения.
4. Обязательные составляющие культуры речи. Основные качества грамотной речи.
5. Литературный язык – основа культуры речи. Две формы существования литературного языка.
6. Определение понятия «язык». Функции языка. Язык и речь.
7. Определение понятия «литературный язык». Основные признаки литературного языка.
8. Понятия «национальный язык» и «литературный язык».
9. Определение нормы литературного языка. Виды норм. Кодификация нормы.
10. Норма как основная категория теории культуры речи. Виды норм. Вариантность норм литературного языка.
11. Основные признаки нормы литературного языка и критерии её выделения.
12. Нарушения норм современного русского литературного языка и пути их преодоления. Виды норм.
13. Стилистическая окраска слова. Пометы в словарях. Типичные ошибки.
14. Определение «функциональный стиль». Понятие «стиль речи».
15. Научный стиль. Определение. Общая характеристика, стилевые черты, характерные особенности, подстили.
16. Публицистический стиль. Определение. Общая характеристика, стилевые черты, характерные особенности, подстили.
17. Разговорный стиль. Определение. Общая характеристика, стилевые черты, характерные особенности, подстили.
18. Официально-деловой стиль. Определение. Общая характеристика, стилевые черты, характерные особенности, подстили. Требования, предъявляемые к деловой переписке.
19. Понятие «речевой стандарт», «штамп», «канцеляризм». Является ли стандарт отрицательной чертой официально-делового стиля? Когда употребление канцеляризмов является грубой ошибкой, а когда – нет? Требования, предъявляемые к деловой переписке.
20. Диалектизмы. Определение. Территориальные диалекты и их особенности. Жаргонизмы. Определение. Социальные диалекты и их особенности. Влияние территориальных и социальных диалектов на литературный язык.
21. Определение нормы словоупотребления. Типичные ошибки, связанные с неправильным выбором слова.
22. Лексическая сочетаемость слов. Определение. Типичные ошибки.
23. Речевая недостаточность. Определение. Типичные ошибки.
24. Речевая избыточность. Определение понятий «плеоназм» и «тавтология». Способы устранения ошибок.
25. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Определение. Типичные ошибки.
26. Употребление паронимов и синонимов. Определение. Типичные ошибки.
27. Употребление антонимов и омонимов. Определения понятий. Типичные ошибки.
28. Употребление фразеологизмов. Определение. Характеристика фразеологизмов по степени слияния элементов и с точки зрения их происхождения. Типичные ошибки.
29. Культура использования заимствованных (иноязычных) слов. Типичные ошибки.
30. Типы словарей русского языка. Их характеристика.
Задания для самостоятельной работы
Нормы
Задание 1. Указать произношение, расставить ударения в словах.
Завсегдатаи ресторанов, работники таможни и хозяева рудников, они повели его на воскресную вечеринку в кулинарию, где спиртное лилось прямо из водопровода, и поэтому его продавали втридорога. И только для давнишних друзей хозяева отпускали товар по оптовой цене. Очутившись за столиком, друзья заказали гренки, вино в пиале, свеклу, творог, щавель и языковую колбасу. Исчерпав все средства убедить нашего героя пригубить вина, его друзья подлили ему малую толику медицинского спирта в газированную воду. Но и этого мизерного количества оказалось достаточно для того, чтобы облегчить намерение компании устроить дебош. Лицо агента начало багроветь, очки на три диоптрии сползли, он кашлянул и предложил ходатайствовать о заключении договора об организации целой индустрии по добыче гусениц и обеспечению их превращения в бабочек. «Нас ждет, — уведомил он всех, — гарантированный успех, ведь аналога подобной индустрии не существует, прибыль мы будем получать каждый квартал и сможем баллотироваться на пост президента». Произнесенная речь повлекла рассредоточение общего внимания, и агент ощутил тошноту, предвещающую инсульт. Блокировав приступ, агент предложил друзьям поехать в его зимовье, находящееся в 735 километрах от кулинарии, если двигаться наискось. Но тут он полностью забыл алфавит и всю языковую систему в целом и потерял сознание.
Задание 2. Определить значения данных слов, вызывающих затруднения, составить с ними предложения: венценосный, царедворец, мракобес, ариозо, анонсировать, неофит, плутократия, буланый, бороновать, деградация, реанимация, консенсус, тенденциозность, менталитет, кулуары, консилиум, толерантность, кворум, елей, пасека, борзописец
Задание 3. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. («Орфография»)