Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену
1. анализ драматургии и использования художественных средств на примере одного из портретных кино- или телеочерков.
2. Взаимовлияние эстетики кино и телевидения.
3. Творческое использование методов «спровоцированной» и «спроектированной» ситуации.
4. Сравнительный анализ программ «Профессия – репортер» — НТВ и «Специальный корреспондент» — «Россия». Изменение формата данных программ.
5. Выразительные средства экранных искусств.
6. Жанры художественной публицистики на современном ТВ-экране: особенности, специфика, тенденции.
7. Анализ одной из телепрограмм, основанных на интервью (интервью-портрет и интервью-проблема).
8. Специфика кино и специфика телевидения.
9. Информационные жанры на современном ТВ-экране: особенности, специфика, тенденции.
10. Научно-познавательные программы и передачи на современном телевидении. Анализ одной из программ.
11. Изображение и звук в телевидении. Соотношение изображения и текста.
12. Жанры аналитической ТВ-публицистики на современном ТВ-экране: особенности, специфика, тенденции.
13. Анализ одной из еженедельных информационно-аналитических телевизионных программ.
14. Основные правила монтажа. Монтаж как выразительное средство.
15. Подготовка и проведение интервью, раскрывающего личность интервьюируемого.
16. Правовые и этические нормы работы тележурналиста и телережиссера.
17. Творческое использование метода художественной реконструкции события в телепрограмме/телефильме.
18. Особенности проведения телепрограмм-дискуссий («Поединок», «Культурная революция», «Место для дискуссий» и др.)
19. Драматургия аудиовизуального произведения. Логический и художественный метод организации материала (понятие и образ) в документальном фильме и телепрограмме.
20. Понятие монтажного фильма. Особенности работы тележурналиста при создании монтажных фильмов.
21. Анализ особенностей, формата и структуры ток-шоу (на конкретном примере).
22. Изобразительно-выразительные средства кино и телевидения.
23. Особенности работы телерепортера в «прямом» («живом») эфире.
24. Анализ телепрограмм для женщин (на конкретных примерах).
25. Режиссерский сценарий как основа творческого и производственного процесса.
26. Мистификация и дезинформация на современном телевидении. Новые жанры: мокьюментари и фейк.
27. Примеры использования метода художественной реконструкции в современных телефильмах и передачах.
28. Событийный репортаж: типологические особенности, перспективы развития. Роль репортера при создании событийного репортажа.
29. Использование постановочных элементов в телефильме, телерепортаже, телеочерке.
30. Анализ одной из авторских телепрограмм.
31. Понятие «киноязыка». Обновление и взаимовлияние его элементов в кино и телевидении.
32. Основные творческие и технологические этапы производства телерепортажа. Основные компоненты телерепортажа.
33. Примеры телерепортажей в жанре инфотеймента на отечественном телевидении.
34. Образ человека и образ события в теле- и кинофильме/телепередаче. Особенности и выразительные возможности.
35. Поэпизодное построение телефильма. Способы создания атмосферы действия в каждом из эпизодов.
36. Анализ одной из телепрограмм о происшествиях («журналистика инцидента»).
37. Драматургические приемы, используемые в репортажах программы «Профессия: репортер» (на примере одной из передач).
38. Методы организации и съемки документального события, явления, факта. Особенности работы журналиста, режиссера, оператора при событийной съемке, съемке «привычной камерой» и «скрытой камерой».
39. Заявка, синопсис и экспликация и их роль в создании видеопродукта.
40. Виды телерепортажей в новостных и итоговых выпусках телеканалов.
41. Жанр зарисовки в структуре телепрограммы, документального кино- и телефильма (конкретные примеры).
42. Основные творческие и технологические этапы производства телерепортажа. Основные компоненты телерепортажа.
43. Цели и задачи сценарно-режиссерской разработки (экспликации) при съемке телепередачи и документального фильма. Основные параметры экспликации.
44. Репортер-ведущий как структурный элемент драматургии телефильма или телепрограммы (на конкретных примерах).
45. Драматургические и экранные средства создания образа человека в документальном фильме/телеочерке.
46. Тематическое и жанровое разнообразие тревел-фильмов. Роль ведущего в тревел-фильме.
47. Примеры трактовки исторической темы в современной теледокументалистике.
48. Синтетическая природа экранного искусства. Единство разных искусств в экранном произведении.
49. “Investigate” (расследовательская) журналистика. Расследовательский репортаж: подготовка, методы расследования, методы съемки.
50. Анализ одной из телепередач, основанных на портретном интервью («Познер», «На ночь глядя», «Школа злословия», «Жена» и др.).
51. Понятие конфликта в телевизионном очерке, репортаже, документальном фильме. Виды драматургического конфликта.
52. Способы создания на экране иллюзии единого времени и пространства.
53. Специфика словесного ряда в тематическом/проблемном репортаже: речь персонажей, тексты ведущего. Роль закадрового текста.
54. Анализ одной из расследовательских программ на современном телевидении. Проблема художественности в документальных телефильмах и телепрограммах.
55. Взаимодействие содержания и формы в теле- и кинодокументалистике.
56. Телерепортер-оператор-сценарист-режиссер-ведущий. Достоинства и недостатки совмещения различных творческих профессий.
57. Анализ одной из сатирических телепередач.
58. Драматургия документальных телепередач и фильмов, построенных на возвращении к героям и событиям спустя определенное время.
59. Особенности работы режиссера и телерепортера с оператором и звукооператором.
60. Способы создания художественного пространства на примере одного из документальных кино- или телефильмов.
61. Научное и развлекательное в познавательных программах отечественного телевидения.
62. Анализ одной из утренних телевизионных программ: цель, стилистика, особенности.