В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.
Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.
Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.
Чистка зубов; набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.
Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.
Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.
Чистка и мытье обуви; очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.
Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.
Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.
Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.
Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.
В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.
Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.
Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.
Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.
Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.
Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Игровые приемы
Впервую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко используются игровые приемы. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
• Сегодня к нам пришел в гости Мишка. «Здравствуй, Миша! Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: «Здравствуйте!» Мишкатоже будет учиться, говорить всем
«здравствуйте». А мы поможем ему. «Здравствуй, Оля!» «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»
• Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А еще у Маши чистые ручки и лицо.
• Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это? Давайте их рассмотрим. Мыло, полотенце, зубная щетка. Для чего нужны эти предметы? Мишка-Топтыжка не знает. А вы,
дети, знаете?
• Зайчонка пригласила в гости кукла Маша, а он и не знает, как вести себя в гостях.
Мотивы общения с детьми просты: и понятны: «Научите меня, пожалуйста», «Расскажите, где вы были, что видели?» Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.
Следует создать условия для самостоятельной деятельности детей.
На столах до прихода детей разложить:
— разнообразные конструкторы: «Лего», «Фантазия», «Механик», строительные наборы;
— разрезные картинки из 6—8 частей (плоскостные и на кубиках);
— матрешки, пирамидки, вкладыши, мелкую и крупную мозаику;
— настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Цветы», «Подбери и назови», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», «Подбери пару», «Сказки», «Найди такой же», «Соберем урожай»;
— книжки рассказов в картинках.
Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Ми-шутку; поможем Мишутке найти маму.
В утреннее время дети ухаживают за обитателями уголка природы: поливают растения, протирают листья.
Основной задачей остается формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка.
Сказка «Три медведя» на новый лад — о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. «Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды.
Общаясь с детьми старшего возраста, воспитатель проводит индивидуальные беседы:
— что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?
— почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово «здравствуйте»?
— как стать красивым;
— моя одежда, мой костюм;
— моя комната, мои игрушки.
Для закрепления норм поведения можно провести игру «Кто знает больше приветствий». Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:
— чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына», «Волшебное слово»;
— рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание культуры поведения»;
— обыгрывание проблемных ситуаций;
— копилка добрых дел и поступков;
— обсуждение пословиц;
— загадывание загадок.
Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.
Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры:
— поговорим по телефону;
— кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;
— волшебное слово;
— кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах.
Используйте чтение художественных произведений, например «Что такое хорошо, что такое плохо», беседуйте на нравственные темы, разговаривайте о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.
Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проведите конкурсы:
— Чистюль;
— Мойдодыра;
— между мальчиками и девочками.
Рассмотрите с детьми образец сервировки стола. Спросите, какие блюда готовит мама, что ребенок любит больше всего. Проведите занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно, пользоваться ножом». Хорошо, если показ осуществляет сам ребенок.
Утренняя гимнастика
Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай!
Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоровым?», «Зачем надо заниматься спортом?» По окончании зарядки скажите: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!»
Завтрак
Перед завтраком проверьте последовательности операций во время умывания.
Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой — правую».
Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте приемам самоконтроля и самооценки деятельности детей.
Дети младшего дошкольного возраста любят помогать накрывать на стол. Спросите у дежурных: «Как правильно раскладывать ложки», «Как сервировать стол». Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность оформления столов.
Не забудьте ознакомить детей с меню.
• Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак.
• Кукла Катя рассказывает о том, как кашка помогла ей вырасти.
• Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они
сервированы.
Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище. Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.
Подготовка к занятию
Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности используйте игрушку.
• Мишка приглашает к себе в лес, вгости. Надо подготовить машину, расставить стульчики, посадить в машину игрушки. Они будут показывать путь.
• Игра «Поставь игрушку на место». У каждой игрушки есть свой
домик. Поставьте игрушки в домики.
Как оценку деятельности детей используйте похвалу Мишки. Оценка детей младшего возраста может быть только положительной. После занятия организуйте игры по желанию детей.
Прогулка
Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.
Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки. Для закрепления последовательности одевания используют приемы: «Волшебные часы» (последовательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться»; игру «Найди следующую картинку».
Планируйте подвижные игры: 2—3 игры большой подвижности («Лошадки», «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору», «Зайцы скок, скок»), 2—3 игры малой и средней подвижности. Необходимо предусмотреть и игры на выбор детей.
Если дети трудятся на участке, уделите внимание мотивации их деятельности, помогите распределить обязанности, подготовить оборудование и убрать его после работы, дайте оценку деятельности детей. В теплое время года можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией.
По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться. Приемы: «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке раздеться».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ