Подготовительныеупражнения

Подготовительные упражнения для обучения блокированию должны быть направлены на развитие и совершенствование ответной реакции, умения ориентироваться, силы, быстроты движений, скорости перемещений, прыгучести и прыжковой выносливости занимающихся.

Подводящие упражнения

Подготовительныеупражнения

Рис. 49 1. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу на расстоянии шага. Один игрок держит мяч вверху перед собой; другой, вынося руки перед грудью и выпрямляя их вверх-вперед, касается ладонями мяча и таким же образом опускает вниз. Обратить внимание обучающихся на расположение кистей на мяче.

2. В парах, стоя на гимнастических скамейках, установленных одна на другой с противоположных сторон сетки (сетку можно опустить). Один игрок держит мяч над сеткой, другой имитирует блокирование.

3. То же, что упр. 2, но занимающийся, имитирующий блокирование, стоит на площадке и выполняет упражнение в прыжке.

4. Занимающиеся располагаются на гимнастических скамейках, установленных одна на другую с противоположных сторон сетки; мяч закреплен в держателе. Один игрок, вынося руки перед туловищем, ладонями надавливает на мяч, вытесняя его из держателя; другой, поймав мяч, заново устанавливает его в держателе.

5. То же, что упр. 4, но блокирующий выполняет упражнение, стоя на площадке, из исходного положения прыгает вверх (рис. 49). Обратить внимание занимающихся на движение рук при замахе в момент прыжка, выносе рук над сеткой после постановки блока.

Специальные упражнения

1. В парах. Занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Партнер, стоя на полу, набрасывает мяч на верхний трос сетки. Блокирующий, стоя на скамейке, подставляет ладони и отталкивает мяч на противоположную сторону.

2. То же, что упр. 1, но блокирующий, стоя на площадке, из исходного положения выполняет блокирование в прыжке. Следует обратить внимание блокирующего на своевременность прыжка и правильное расположение рук над сеткой.

3. То же, что упр. 2, но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или правее блокирующего, а тот после перемещения в сторону ставит блок. Мяч подбрасывают вверх-в сторону на 0,5—0,8 м по отношению к блокирующему. Блок ставят после выполнения приставного шага в сторону, подседа и прыжка вверх.

4. Два-четыре занимающихся располагаются с мячами вдоль одной стороны сетки на расстоянии 1,5 м друг от друга. Остальные построены в колонну с противоположной стороны в зоне 4. Первые поочередно подбрасывают мяч над сеткой, вторые, передвигаясь вдоль сетки вправо, ставят блок на каждый подброшенный мяч.

То же, но занимающиеся из зоны 2 перемещаются вдоль сетки влево.

5. В парах. Занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки. Один игрок, стоя на скамейках, установленных одна на другую (на столе, на тумбе), подбрасывает мяч вверх и, ударяя по нему, стремится перебить через сетку, другой, стоя на площадке, из исходного положения выпрыгивает вверх и ставит блок. По мячу сильно не ударять. Добиться, чтобы расстояние между ладонями у блокирующих не превышало радиуса мяча.

6. В тройках. Занимающиеся располагаются около сетки; два игрока с одной стороны, один—с другой. Первый подбрасывает мяч перед собой на 1 м выше сетки;

второй, прыгая вверх с места, выполняет нападающий удар, третий—ставит блок. Нападающий игрок начинает выполнять упражнение только после того, как блокирующий будет готов к выполнению задания.

7. То же, что упр. 6, но нападающий удар выполняют после передачи мяча, направленного по средней траектории. Блокирующий располагается напротив нападающего игрока и прыгает на блок чуть позже него.

8. Занимающийся располагается между зонами 3 и 2, заведомо зная направление удара «по ходу» из зоны 4.

9. То же, что упр. 8, но блокирующий располагается между зонами 3 и 4, а нападающий удар «по ходу» осуществляют из зоны 2.

10. Блокирование нападающих ударов, выполненных из зоны 4 в различных направлениях после второй передачи мяча из зоны 3.

11. Блокирование нападающих ударов из зоны 2 в различных направлениях после второй передачи мяча из зоны 3,

12. Занимающийся располагается между зонами 2 и 3. На противоположной площадке один нападающий в зоне 4, другой—в зоне 3. Блокирование нападающих ударов из зоны 4 или 3 после второй передачи мяча из зоны 3. Передача адресуется одному из нападающих. Блокирующий, определив место атаки, перемещается влево

или вправо и ставит блок.

13. То же, что упр. 12, но блокирующий располагается между зонами 4 и 3, а нападающие в зонах 2 и 3. Блокирование нападающих ударов из зоны 2 или 3 после второй передачи мяча из зоны 3.

Групповое блокирование.

В основу обучения групповому блокированию положены те же методические приемы, что и при обучении индивидуальному блокированию. Следует обратить внимание занимающихся на согласованность действий двух (трех) блокирующих.

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, рекомендуется освоить несколько подводящих, используемых в упрощенных условиях.

1. Двое занимающихся стоят на расстоянии 2 м друг от друга с одной стороны сетки, с другой — партнер с мячом. Партнер набрасывает мяч на верхний трос сетки, обучающиеся согласованно перемещаются к месту постановки блока, одновременно прыгают и отбивают мяч на

партнера.

2. То же, что упр. 1, но партнер набрасывает мяч напротив одного блокирующего, другой перемещается к нему, и они вместе прыгают на блок.

3. Двойное блокирование нападающего удара «по ходу» из зоны 4.

4. Двойное блокирование нападающего удара «по ходу» из зоны 2.

5. Двойное блокирование нападающего удара в зоне 3 с переводом влево или вправо.

6. Блокирующие располагаются в зонах 4, 3 и 2. Нападающий удар выполняют из зоны 4 или 2. Средний и крайние блокирующие перемещаются к месту атаки и согласованно ставят блок.

7. То же, что упр. 6, но нападающий удар выполняют игроки зон 4, 3 и 2 с передачи выходящего игрока зоны 1,

Подготовительныеупражнения Подготовительныеупражнения

Рис. 50

Защитные действия и страховка

Основу защитных действий волейболистов (помимо блокирования) составляет прием нападающих ударов, включающий прием мячей при страховке.

Техника приема снизу мяча, летящего с большой скоростью, отличается большим, чем обычно, сгибанием ног в коленных суставах, выраженной фазой амортизации и одновременно снижением о. ц. т. (рис. 50). Методика обучения этому игровому приему ничем существенным не отличается от методики обучения приему мячей, летящих с незначительной скоростью. Поэтому при обучении игре в защите можно использовать методические рекомендации и комплексы упражнений, изложенные в разделе «Прием мяча двумя руками снизу».

Техника приема мяча двумя руками сверху с падением-перекатом на спину. Разнообразные направления и большая скорость полета мяча, направленного нападающими ударами, вынуждают иногда волейболистов принимать его в падении. Техника этого приема описана на стр. 59 (см. рис. 30, кадр 3). Она не сложна: волейболист, находящийся в низком исходном положении, приставным или обычным шагом перемещается к предполагаемому месту падения мяча, делает выпад в сторону летящего мяча и одновременно опускает туловище к бедру опорной ноги. Далее смещает туловище за опору, подбивает мяч, затем убирает с площадки стоящую сзади ногу и приземляется на бедро—таз с последующим перекатом на спину.

Техника приема мяча одной рукой снизу с падением-перекатом на спину аналогична предыдущему способу и отличается лишь большим смещением игрока за опору (рис. 51, кадр 1) и способом удара по мячу. Игрок подбивает мяч ладонью руки, выставленной в сторону (кадр 2).

Подготовительныеупражнения

Рис. 51

Подготовительныеупражнения

Рис. 52

Техника приема мяча одной рукой или двумя руками снизу с опорой на руки и падением-перекатом на грудь — живот сложна. Однако прием этот необходим в тех случаях, когда мяч изменил направление или летит далеко от игрока.

После перемещения из низкого исходного положения (рис. 52, кадр 1) игрок переносит тяжесть тела на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе ногу, руки для замаха отводит назад (кадр 2). Выставленную вперед ногу разгибает, тяжесть тела переносит вперед, подальше за опору, руки выносит вперед и подбивает мяч (кадр 3). После касания мяча волейболист опускает руки вниз для упора, прогибается (кадр 4) и, согнув руки, приземляется на грудь и перекатывается на живот. Обучать этому приему следует хорошо физически подготовленных игроков и для безопасности вначале на матах.

Страховка блокирующих и нападающих игроков осуществляется игроком из зон 1, 5, 6, а также игроками зон 2, 4 или 3, не участвующими в блоке. Начинающих волейболистов полезно научить подстраховывать своих партнеров при передачах, приемах подачи и т. д. Подстраховывающий

игрок находится в среднем исходном положении и стремится занять на площадке такое место, чтобы ему было удобно контролировать как можно большую часть площадки. Если нападающий удар или блокирование не состоялись, то подстраховывающий игрок возвращается на прежнее место в свою зону. Очень ценным качеством подстраховывающего является умение принять мяч и выполнить передачу наиболее рациональным способом, иногда, если есть возможность,—сразу на удар.

Играя в защите, команда использует две тактические системы: при страховке игроками задней линии (1, 5, 6) или передней линии (2, 4, 3). Однако существует и вариант смешанной страховки (двойной) — игроком передней и задней линий (например, зоны 4 и 1).

Прежде чем приступить к обучению занимающихся защитным действиям, необходимо, чтобы они усвоили следующие положения:

от умения вести наблюдение за мячом и действиями соперников зависит своевременность организации защитных действий;

выбор рационального способа приема мяча зависит от избранной стойки, реакции на мяч и скорости перемещения;

игра в защите—коллективные действия, поэтому необходимо постоянно согласовывать свои действия с действиями партнеров по команде.

К началу обучения защитным действиям занимающийся должен уметь:

принимать рациональную стойку и быстро перемещаться;

владеть приемом мяча одной и двумя руками снизу.

Ошибки, встречающиеся при осуществлении защитных действий:

1. Несвоевременный выход к мячу.

2. Неправильное расположение игрока по отношению к летящему мячу.

3. Нерациональный способ приема мяча.

4. Несоответствие скорости движения рук встречной скорости полета мяча.

5. Жесткое приземление после падения.

Подготовительные упражнения для ПОПЕРЕЧНОГО ШПАГАТА / Оздоровление органов малого таза


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: