Прогулка 11: ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА СНЕГА
Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Обсудите защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдайте за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Почему появились воронки? Потрогайте темную и светлую одежду и убедитесь, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравните появление воронок у березы и у клена. Что такое наст? Когда он появляется и почему?
Для чего надо собирать снег вокруг деревьев? (Снег, как одеяло, защищает корни растений от морозов.)
Приметы:если в морозный день с ночи теплее — к долгой стуже; если зимой тепло — летом холодно; если зимою частые туманы и много инея — будет хороший урожай; если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко.
Поговорки и пословицы:снежок подпал и следок застлал; снега нет, и следа нет; не то снег, что метет, а то, что сверху идет; снег земле-кормилице — теплый кожух.
Стихотворение.
СНЕГ
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И. Суриков
Загадки.
Подморозило вчера, налетела мошкара,
И от этой мошкары стали белыми дворы.
Тает он в руке, дружок,
Первый, ласковый … (снежок).
Как будто белой скатертью Он крышу застелил.
В серебряные платьица Деревья нарядил. (Снег.)
Опыт «Защитные свойства снега».
Цель: познакомить со свойствами снега.
Поместите баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.
Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
В ы в о ды: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.
Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?».
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.
Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.
Метель -метет, вьюжит, пуржит.
Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, Хлещет…
Ворона — летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается… и т. д.
Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плават
Дидактическая игра «Какое что бывает?».
Подвижные игры «Улиточка», «Пузырь».
Прогулка 12: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ
Цель: продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходство, характерные признаки.
я — Обратите внимание на растения, которые стоят без листвы. Зимой особенно хорошо видны все различия между деревьями и кустарниками. Найдите отличия и сходства между растениями. Найдите на участке и назовите уже знакомые растения. Подойдите к ним, поздоровайтесь, потрогайте кору руками, погладьте растения.
Приметы:если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если первый снег упадет на сухую землю — то опять
сойдет; первый прочный снег падает с ночи; зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
Поговорки и пословицы:не велик мороз, да краснеет нос; мороз не велик, да стоять не велит; не страшен мороз, когда тепло укрыт нос.
Стихотворение.
ДЕРЕВЬЯ
Деревья — украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
ВАРЕЖКИ НА ВЕТКАХ Как птица в оперенье ледяном,
Бушует ветер злой в краю лесном.
Мерзнут у сосны и елки Пальчики — иголки…
Удалой снежок примчал,
Всем им варежки связал,
Вы не видели, ребята,
Этих варежек мохнатых?
К. Назыров
Загадки.
Много рук, а нога одна. (Дерево.)
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Дидактические игры «Придумай другое слово», «Что умеют делать звери?».
Подвижная игра «Мышеловка».
Цели: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.
Ход игры: Делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг — «мышеловку». Остальные — «мыши». Они находятся внекруга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начинаяходить по кругу, говорят:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их — просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут — вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот захлопнем мышеловку,
И поймаем сразу вас!
Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя: «хлоп!» — дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные «мыши» становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями.
Подвижная игра «Охотник и зайцы».
Труд на участке: сбор снега в лунки вокруг деревьев и кустарников.