Прогулка 13: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ
Цели: углубить и закрепить знания о птицах (вороне, синице); об их характерных признаках; воспитывать заботливое отношение и познавательный интерес к птицам; учить наблюдательности.
Рассмотрите ворону, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона — птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Они целыми днями разыскивают себе пищу на дворах, обследуя мусорные ящики, помойки, свалки. Найдя подходящий для себя корм, ворона взлетает на ближайший забор или дерево и здесь съедает то, что поддается обработке клювом с помощью лап. Можно заметить, что вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге.
Посмотрите на синичку, понаблюдайте за ней. Оперение синицы яркое и красивое — кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Приметы:вороны летают стаями и беспрерывно каркают — к дождю; вороны купаются в воде, песке — будет тепло; голуби разворковались — к ясной погоде; птицы хохлятся — к ненастью.
Поговорки и пословицы:
— у каждой пташки — свои замашки;
— вороне соколом не быть;
— всякая птица своим клювом сыта.
Стихотворение.
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком То соломку тащит в ножках,
Гнездышко для деток вьет, То пушок в носу несет.
Загадки про птиц.
Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
А кого червяк боится? Угадали? Это… (птица).
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Подвижные игры «Птички и кошка», «Мышеловка».
Прогулка 14: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ
Цели: продолжать формировать представление о том, что дерево и кустарник — это растения, у них общие существенные признаки; воспитывать интерес к жизни растений; развивать аналитическое мышление.
— На участке растет множество растений. Назовите, что это? (Дерево, кустарник, травянистое растение.) Назовите отлйчия, а затем сходства. Вспомните названия деревьев и кустарников (сирень, жасмин, ирга, тополь, береза, вяз, клен, каталъпа и т. д.) Для чего нужны растения? Что будет, если все растения исчезнут, или люди вырубят и уничтожат их? Растения необходимы для жизни всего живого на земле.
Наблюдение за красотой окружающей природы
Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять Кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание
—Обратите внимание, на красоту окружающей природы. Опишите то, что вы видите, (яркое небо, по которому бегут белые облака, похожие на вату, корабль, зайчика, листок и т. д., желтое, круглое теплое солнце, зеленую листву, оранжевые одуванчики, красивые цветы на клумбе, веселых птиц в небе, большие и сильные деревья, насекомых, порхающих на цветах).
Приметы:с листа ивы падают капли — будет дождь; из берез течет много сока — к дождливому лету; не беречь поросли, не видеть и дерева.
Поговорки и пословицы:не беречь поросли, не видеть и дерева; сломать дерево секунда, вырастить — года.
Стихотворение.
Деревья — украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Загадки.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Опытно-экспериментальная деятельность«Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка).
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка.
Ход опыта: Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Дети сами должны сделать вывод, что мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Дидактическая игра «Подбери похожиеслова».
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.
Дидактическая игра «Закончипредложение».