Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. развитие познавательно-исследовательской деятельности

Пояснительная записка

Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Цель раздела — расширять представления детей об окружающем мире.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

— формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);

— уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;

— формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;

— развитие интереса к миру природы;

— развитие умений правильно взаимодействовать с природой;

— формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

— развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

— развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;

— формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка мероприятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

К концу года дети могут:

• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;

• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;

• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);

• составить рассказ о своем родном городе (поселке, селе);

• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);

• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;

• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

• рассказать о сезонных изменениях природы.

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

— создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;

— формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;

— создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;

— привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.

В конце года дети могут:

• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;

• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;

• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Комплексно-тематическое планирование

Месяц Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 1 -й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 2-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 3-й недели Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 4-й недели Обеспечение интеграции направлений Целевые ориентиры
I
Сентябрь Тема Детский сад Незнайкин клад «Во саду ли, в огороде» Кто живет в аквариуме? Коммуникация: учить обращаться к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Познание: формировать навык свободного ориентирования в пространстве. Художественное творчество: побуждать детей к участию в оформлении группы Умеет вежливо выражать свою просьбу,благода-рить за оказанную услугу. Владеет умением ориентироваться в помещениях и на участке детского сада, знает маршрут из дома в сад
Цели Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению Закрепить понятия «фрукты», «овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька) Организовать: — целевое наблюдение за обитателями аквариума; — рассматривание строения рыбок. Воспитывать доброжелательное отношение к рыбкам
I
Октябрь Тема Мой родной город В мире стекла «Люблю березку русскую» Коровушка и бычок Коммуникация: обсуждать с детьми самые красивые места родного города, делиться впечатлениями. Познание: рассказать о време-ни года и познакомить с календарём Владеет навыком составления рассказа по картинке или фотографии родного города; знает названия времён года, месяцев, дней недели
Цели Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родно- го города, других его достопримечательно- стях. Дать понятие: кто такие горожане, моск- вичи, волгоградцы и т. п. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). Воспитывать береж- ное отношение к вещам. Развивать любозна- тельность Дать определение понятий «дерево», «куст». Организовать целе- вое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы. Учить работать с ка- лендарем Познакомить: — с обобщающим понятием «домашние животные»; — с коровкой и бычком
Ноябрь Тема Труд взрослых Путешествие в прошлое (бумага) Уголок природы Подкормка зимующих птиц Безопасность: учить Правилам дорожного дви-жения. Труд: учить делать кормушки для птиц, готовить корм, ухаживать за растениями в группе Владеет навыком безопасного по- ведения на улице, знает о назначении светофора; умеет ухаживать за растениями и животными в уголке природы
Цели Закрепить: — представление о рабо- те шофера; — функции и назначе-ние светофора. Уточнить знание правил дорожного дви- жения Познакомить с исто- рией бумаги; с современными видами бумаги Познакомить с поня- тием «уголок природы». Учить вести совмест- ную работу по уходу за растениями в уголке природы Учить: — наблюдать за пти- цами (как ищут корм, чем можем им по- мочь); — осуществлять под- кормку зимующих птиц. Закрепить умение различать и называть птиц, прилетающих на участок
I
Декабрь Тема К ребятам приходит Айболит Путешествие в прошлое предмета (стул) Здравствуй, зимушка- зима! Кролик — серенький, зайка — беленький Чтение: читать отрывки стихотворе-ния «Доктор Айболит». Коммуникация: обсуждать значение профессии врача. Познание: рассказывать о свойствах воды, проводить эксперимент со снегом и льдом Умеет самостоятельно составлять рассказ о значении профес-сии в жизни человека; проявляет интерес к экспериментальной деятельности
Цели Ввести понятие «про- фессия». Объяснить, как важно обращаться к врачу, медицинской сестре. Познакомить с трудом врача, медицинской сестры, его содержа-нием, с их личност-ными и деловыми качествами. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству. Формировать интерес к профессиям родителей Объяснить, что чело- век создает предметы быта для своего дома. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы Учить различать смену времен года: выпал сне- жок, появился лед на лу жицах, деревья покрыты инеем. Закрепить знание свойств снега и льда Познакомить с животными, которые живут в лесу. Учить различать зверей по цвету
I
Январь Тема Семья Наши любимые игрушки Ель Птицы Художест венное творчество: объяснять характерные особенности хохломской росписи по дереву. Музыка: слушать музыкальные произведения голосами птиц Владеет навыком самостоятельного обследования предметов на основе сенсорно-моторных действий; умеет отличать на слух голоса разных птиц и сравнивать их со звучанием музыкальных инструментов
Цели Дать представление: — о том, что такое семья; — о родственных отношениях в семье: каждый из них одновре менно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) и др. Учить знать и называть своих ближай-их родственников Учить рассматрива-ю хохломских изделий (отметить характер-ные детали, их краски). Познакомить с деревянными игрушками Закрепить понятия «дерево», «куст». Учить рассматрива-нию, что находится в шишках ели Организовать наблюдение: какие звуки издают птицы. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу
Февраль Тема Папы, дедушки — солдаты Мамин сарафан Рассада Домашние животные Познавательное развитие:рассказы-вать о государственных праздниках, значении Российской армии. Интеграция. Художественное творчество:расказывать об особенностях национального рус-ского костюма. Труд: учить сеять семена цветов и ухаживать за ростками Знает названия военных профессий, умеет составлять рассказ по картинкам на военную тему; знает названия и особенности ткани для изготовления русских костюмов
Цели Дать доступные детско-му пониманию представления о государственных праздниках. Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину Дать определение понятию «сарафан». Учить рассматрива-нию кукол в национальной одежде и их называнию по имени, национальной принадлежности. Познакомить со свойствами ткани Учить осуществлять посев семян цветов для клумбы. Организовать наблюдения за всходами рассады Закрепить знание характерных особенностей домашних животных (живут с человеком, он ухаживает за ними)
I
Март Тема Моя мама лучше всех Мебель «Весна, весна, поди сюда» Попугайчики Чтение: учить наизусть стихи о весне, о празднике мам и бабушек. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от наблюдения первых признаков весны Владеет навыком заучивания стихов или небольших отрывков из текста; умеет соотносить звуки капели со звучанием музыкальных инструментов
Цели Расширять представление детей о семье. Учить: — читать стихи о мамах; — украшать группу к празднику; — проявлению заботы и внимания к маме Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам Учить: — наблюдать первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики; — рассматривать почки на деревьях; — слушать песенку капели; — называть растущие на участке деревья Познакомить с видами попугайчиков. Учить рассматриванию: какие у попугая крылышки, что он видит, чем питается, как ухаживает за собой
Апрель Тема Дом, в котором ты живешь Посуда Цветы на подоконнике Насекомые на участке Интеграция. Чтение: читать отрывки стихотворения «Федорино горе» о посуде ( нтеграция) Коммуникция: рассказывать о разновидностях насекомых и их значении. (познавательное развитие в интеграции) Умеет классифицировать названия предметов посуды; умеет составлять самостоятельно рассказы о своих наблюдениях за растениями и насекомыми
Цели Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада Познакомить: — с обобщающим понятием «посуда»; — с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природы в группе. Дать об одном-двух растениях необходимую информацию Наблюдать за насекомыми. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым
I
Май Тема Помощники На чем я путешествую Все цветы разные Насекомые на участке Коммуникация: побуждать детей к обсуждению своих обязанностей по дому. Художественное творчество: учить выполнять поделки на тему растений и насекомых (социально – коммуникативное и познавательное развитие в интеграции) Умеет классифи-цировать названия видов транспорта; знает правила поведения в общественном транспорте
Цели Побудить к рассказам об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи Познакомить с обобщающим понятием «транспорт». Закрепить знания о различных видах транспорта, о частях автомобиля. Расширить представления об общественном транспорте. Проверить знание правил поведения пассажира Учить: — наблюдать за цветами на клумбе, за травой; — рассматривать одуванчик; — замечать отличительные признаки растений Закреплять умение называть насекомых (жук, бабочка, муха). Дать элементарное представление о муравьях

Базовой основой данного планирования явилось познавательное развитие

Конкретное содержание планирования направлено на формирование познавательных действий , становления сознания ( ФГОС ДО).

Николай Смирнов о служилых городах


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: