Пояснительная записка
Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела — расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
— формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);
— уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;
— формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;
— развитие интереса к миру природы;
— развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
— формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
— развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
— развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;
— формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка мероприятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
К концу года дети могут:
• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;
• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);
• составить рассказ о своем родном городе (поселке, селе);
• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);
• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
• рассказать о сезонных изменениях природы.
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
— создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
— формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
— создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
— привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
В конце года дети могут:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 1 -й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 2-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 3-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 4-й недели | Обеспечение интеграции направлений | Целевые ориентиры | |
I | |||||||
Сентябрь | Тема | Детский сад | Незнайкин клад | «Во саду ли, в огороде» | Кто живет в аквариуме? | Коммуникация: учить обращаться к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Познание: формировать навык свободного ориентирования в пространстве. Художественное творчество: побуждать детей к участию в оформлении группы | Умеет вежливо выражать свою просьбу,благода-рить за оказанную услугу. Владеет умением ориентироваться в помещениях и на участке детского сада, знает маршрут из дома в сад |
Цели | Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада | Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению | Закрепить понятия «фрукты», «овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька) | Организовать: — целевое наблюдение за обитателями аквариума; — рассматривание строения рыбок. Воспитывать доброжелательное отношение к рыбкам |
I | |||||||
Октябрь | Тема | Мой родной город | В мире стекла | «Люблю березку русскую» | Коровушка и бычок | Коммуникация: обсуждать с детьми самые красивые места родного города, делиться впечатлениями. Познание: рассказать о време-ни года и познакомить с календарём | Владеет навыком составления рассказа по картинке или фотографии родного города; знает названия времён года, месяцев, дней недели |
Цели | Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родно- го города, других его достопримечательно- стях. Дать понятие: кто такие горожане, моск- вичи, волгоградцы и т. п. | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). Воспитывать береж- ное отношение к вещам. Развивать любозна- тельность | Дать определение понятий «дерево», «куст». Организовать целе- вое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы. Учить работать с ка- лендарем | Познакомить: — с обобщающим понятием «домашние животные»; — с коровкой и бычком | |||
Ноябрь | Тема | Труд взрослых | Путешествие в прошлое (бумага) | Уголок природы | Подкормка зимующих птиц | Безопасность: учить Правилам дорожного дви-жения. Труд: учить делать кормушки для птиц, готовить корм, ухаживать за растениями в группе | Владеет навыком безопасного по- ведения на улице, знает о назначении светофора; умеет ухаживать за растениями и животными в уголке природы |
Цели | Закрепить: — представление о рабо- те шофера; — функции и назначе-ние светофора. Уточнить знание правил дорожного дви- жения | Познакомить с исто- рией бумаги; с современными видами бумаги | Познакомить с поня- тием «уголок природы». Учить вести совмест- ную работу по уходу за растениями в уголке природы | Учить: — наблюдать за пти- цами (как ищут корм, чем можем им по- мочь); — осуществлять под- кормку зимующих птиц. Закрепить умение различать и называть птиц, прилетающих на участок |
I | |||||||
Декабрь | Тема | К ребятам приходит Айболит | Путешествие в прошлое предмета (стул) | Здравствуй, зимушка- зима! | Кролик — серенький, зайка — беленький | Чтение: читать отрывки стихотворе-ния «Доктор Айболит». Коммуникация: обсуждать значение профессии врача. Познание: рассказывать о свойствах воды, проводить эксперимент со снегом и льдом | Умеет самостоятельно составлять рассказ о значении профес-сии в жизни человека; проявляет интерес к экспериментальной деятельности |
Цели | Ввести понятие «про- фессия». Объяснить, как важно обращаться к врачу, медицинской сестре. Познакомить с трудом врача, медицинской сестры, его содержа-нием, с их личност-ными и деловыми качествами. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству. Формировать интерес к профессиям родителей | Объяснить, что чело- век создает предметы быта для своего дома. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы | Учить различать смену времен года: выпал сне- жок, появился лед на лу жицах, деревья покрыты инеем. Закрепить знание свойств снега и льда | Познакомить с животными, которые живут в лесу. Учить различать зверей по цвету |
I | |||||||
Январь | Тема | Семья | Наши любимые игрушки | Ель | Птицы | Художест венное творчество: объяснять характерные особенности хохломской росписи по дереву. Музыка: слушать музыкальные произведения голосами птиц | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов на основе сенсорно-моторных действий; умеет отличать на слух голоса разных птиц и сравнивать их со звучанием музыкальных инструментов |
Цели | Дать представление: — о том, что такое семья; — о родственных отношениях в семье: каждый из них одновре менно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) и др. Учить знать и называть своих ближай-их родственников | Учить рассматрива-ю хохломских изделий (отметить характер-ные детали, их краски). Познакомить с деревянными игрушками | Закрепить понятия «дерево», «куст». Учить рассматрива-нию, что находится в шишках ели | Организовать наблюдение: какие звуки издают птицы. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу | |||
Февраль | Тема | Папы, дедушки — солдаты | Мамин сарафан | Рассада | Домашние животные | Познавательное развитие:рассказы-вать о государственных праздниках, значении Российской армии. Интеграция. Художественное творчество:расказывать об особенностях национального рус-ского костюма. Труд: учить сеять семена цветов и ухаживать за ростками | Знает названия военных профессий, умеет составлять рассказ по картинкам на военную тему; знает названия и особенности ткани для изготовления русских костюмов |
Цели | Дать доступные детско-му пониманию представления о государственных праздниках. Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину | Дать определение понятию «сарафан». Учить рассматрива-нию кукол в национальной одежде и их называнию по имени, национальной принадлежности. Познакомить со свойствами ткани | Учить осуществлять посев семян цветов для клумбы. Организовать наблюдения за всходами рассады | Закрепить знание характерных особенностей домашних животных (живут с человеком, он ухаживает за ними) |
I | |||||||
Март | Тема | Моя мама лучше всех | Мебель | «Весна, весна, поди сюда» | Попугайчики | Чтение: учить наизусть стихи о весне, о празднике мам и бабушек. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от наблюдения первых признаков весны | Владеет навыком заучивания стихов или небольших отрывков из текста; умеет соотносить звуки капели со звучанием музыкальных инструментов |
Цели | Расширять представление детей о семье. Учить: — читать стихи о мамах; — украшать группу к празднику; — проявлению заботы и внимания к маме | Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам | Учить: — наблюдать первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики; — рассматривать почки на деревьях; — слушать песенку капели; — называть растущие на участке деревья | Познакомить с видами попугайчиков. Учить рассматриванию: какие у попугая крылышки, что он видит, чем питается, как ухаживает за собой | |||
Апрель | Тема | Дом, в котором ты живешь | Посуда | Цветы на подоконнике | Насекомые на участке | Интеграция. Чтение: читать отрывки стихотворения «Федорино горе» о посуде ( нтеграция) Коммуникция: рассказывать о разновидностях насекомых и их значении. (познавательное развитие в интеграции) | Умеет классифицировать названия предметов посуды; умеет составлять самостоятельно рассказы о своих наблюдениях за растениями и насекомыми |
Цели | Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада | Познакомить: — с обобщающим понятием «посуда»; — с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная | Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природы в группе. Дать об одном-двух растениях необходимую информацию | Наблюдать за насекомыми. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым |
I | ||||||||
Май | Тема | Помощники | На чем я путешествую | Все цветы разные | Насекомые на участке | Коммуникация: побуждать детей к обсуждению своих обязанностей по дому. Художественное творчество: учить выполнять поделки на тему растений и насекомых (социально – коммуникативное и познавательное развитие в интеграции) | Умеет классифи-цировать названия видов транспорта; знает правила поведения в общественном транспорте | |
Цели | Побудить к рассказам об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи | Познакомить с обобщающим понятием «транспорт». Закрепить знания о различных видах транспорта, о частях автомобиля. Расширить представления об общественном транспорте. Проверить знание правил поведения пассажира | Учить: — наблюдать за цветами на клумбе, за травой; — рассматривать одуванчик; — замечать отличительные признаки растений | Закреплять умение называть насекомых (жук, бабочка, муха). Дать элементарное представление о муравьях | ||||
Базовой основой данного планирования явилось познавательное развитие
Конкретное содержание планирования направлено на формирование познавательных действий , становления сознания ( ФГОС ДО).