Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс – это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.

По мере развития и совершенствования компьютерной техники разрабатывались различные варианты пользовательских интерфейсов.

На компьютерах, оперировавших только числами и символами был реализован командный интерфейс.

  • команда подавалась с помощью последовательности символов (командной строки);
  • компьютер сопоставлял поступившую команду с имеющимся в его памяти набором команд;
  • выполнялось действие, соответствующее поступившей команде.

Пользовательский интерфейс

Таким образом, для взаимодействия с компьютером человек должен был хорошо знать множество команд для управления устройствами и оперирования данными. Это затрудняло широкое внедрение компьютерной техники.

Режим командной строки используется специалистами и в наши дни. Во-первых, он обеспечивает минимальный расход памяти, во-вторых, в современном программном обеспечении имеется большое число команд, многие из которых используются крайне редко.

Необходимость запоминать многочисленные команды отпала с появлением графических интерфейсов.Первые графические интерфейсы обеспечивали возможность с помощью клавиш или манипулятора «мышь»:

  • подводить курсор к той или иной части экрана;
  • выделять на экране имя файла или команду другим цветом;
  • оперировать выделенными данными независимо от других.

В наши дни взаимодействие человека и компьютера строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представляются в виде значков (иконок, пиктограмм), выбор которых с помощью, например, мыши приводит к активизации соответствующих объектов;
  • оперирование объектами осуществляется в окнах – заранее заданных, очерченных рамками частях экрана;
  • основным элементом программного управления является меню – выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы (мышь, трекбол, сенсорная панель и т.д.)

Каждый компьютерный объект имеет свое имя и графические обозначения. Например:

Объект Имя Графическое обозначение
Принтер Xerox Phaser 3130 Пользовательский интерфейс
Жёсткий диск C: Пользовательский интерфейс
Графический файл аквариум.gif Пользовательский интерфейс

Объекты обладают определенными свойствами. Например:

Объект Свойство
Принтер Скорость печати, цветность печати, доступ и др.
Жёсткий диск Ёмкость, размер занятого/свободного дискового пространства, тип доступа и др.
Графический файл Тип, размер, дата создания и др.

С объектами можно совершать разнообразные действия. Например:

Объект Действия
Принтер Настроить печать, приостановить печать, изменить тип доступа и др.
Жёсткий диск Проверить на вирусы, посмотреть содержимое, очистить и др.
Графический файл Изменить, распечатать, просмотреть, переименовать, копировать, удалить и др.

Основным элементом аппаратного управления компьютером в пользовательском интерфейсе является мышь, отображаемая на экране в виде указателя мыши — небольшого графического объекта, который перемещается по экрану при движении мыши. Используется для того, чтобы указывать на различные объекты, запускать программы, выбирать пункт меню, перетаскивать объекты и т.д. Чаще указатель выглядит как маленькая стрелка, но его вид меняется в зависимости от операций, которые выполняет пользователь.

Маленькие песочные часы – компьютер занят выполнением какой-то операции.

Вид перечеркнутого круга – запрашиваемая операция в данном случае не возможна.

Основные приемы управления с помощью мыши являются:

  • щелчок – быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши;
  • двойной щелчок – два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними;
  • щелчок правой кнопкой;
  • перетаскивание — сопровождается перемещением экранного объекта, на котором установлен указатель;
  • протягивание – происходит изменение формы экранного объекта;
  • наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его некоторое время — обычно на экране проявляется всплывающая подсказка, кратко характеризующая свойства объекта.

Основными элементами графического интерфейса являются окна и меню. Можно выделить следующие типы окон:

  • основное окно операционной системы – Рабочий стол;
  • окна папок;
  • диалоговые окна;
  • окна приложений;
  • окна документов

Окна одного типа имеют сходную структуру, содержит стандартные наборы элементов оформления и управления и позволяют использовать при работе с ними стандартный набор приемов.

Меню – это выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру.

Контекстное меню – это список команд, относящихся к текущему объекту; оно появляется при щелчке правой кнопкой мыши на выделенном объекте.

Рабочий стол – основное окно графического интерфейса операционной системы, занимающее пространство экрана. Рабочее окно может содержать фоновое изображение, значки и ярлыки, панель задач.

Значками обозначаются приложения. Он, так или иначе, присутствует в значке документа, созданного с помощью этого приложения.

Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым программам или документам целесообразно создать на Рабочем столе ярлыки. Ярлык представляет собой ссылку на объект, который может быть расположен в любой папке.

Панель задач располагается в нижней части экрана. Кнопка «Пуск» позволяет вызывать Главное меню, который практически обеспечивает доступ ко всем ресурсам системы.

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.

Информационные ресурсы, доступные пользователю при работе на компьютере, называются его индивидуальным информационным пространством.

Пользовательский интерфейс системы остановлено! Одно из решений проблемы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: