Предмет дисциплина «русское народное музыкальное творчество». связь с другими науками.

Наука о традиционной этнической музыке как самостоятельная научная дисциплина сложилась сравнительно недавно. На разных этапах её становления по-разному осмыслялись предмет и цели изучения, что отразилось в многообразии исторически сменявшихся названий: сравнительное музыкознание, музыкальная этнография, музыкальная фольклористика, этномузыкология. Постепенно формировалось представление о многомерности нпродной музыкальной культуры, параллельно утверждались направления и специализация исследований, методы собирания, фиксация и публикация муз.фол-ра.

Специфику этномузыкознания как науки во многом определяют свойства изучаемых музыкально-фольклорных традиций: устный способ передачи текстов, их обусловленность культурным и мифологическим контекстом, а также многочисленными внемузыкальными факторами (языковыми, социальными, религиозными,хозяйственными, географичкскими и т.д). Устный способ бытования произведений музыкального фольклора обусловил большое значение эмпирических форм научной работы в этномузыкознании: собирания и фиксации музыкально-фольклорных текстов, достоверных сведений об условиях их функционирования. Перевод музыкальных артефактов в тот или иной вид фиксированной записи- нотной, фонографической, аудиовизуальной – является первой и обязательной ступенью научного познания. Именно поэтому на ранних стадиях развития науки собирание и публикация произведений народной музыки были основным видом деятельности. Особенности объекта изучения – традиционной музыкальной культуры – требуют привлечения методов, разработанных не только в музыкознании, но и в смежных науках: этнографии и этнологии, филологии, истории и др. Эти научные подходы позволяют выявить многосторонние связи музыки с другими сферами народной культуры. Наука о традиционной музыке не может развиваться изолированно, она находиться в прямой зависимости от уровня развития гуманитарной науки в целом. Тяготение этномузыкознания к тем или иным отраслям научного знания менялось в разные исторические периоды, отражая эволюцию научных представлений.

2. История развития термина «Фольклор», разные точки зрения на его содержание.

Исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором. Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. В отечественной фольклористике под этим понятием подразумевается искусство устной, бесписьменной традиции, сложившееся в многовековой творческой практике того или иного этноса. К музыкальному фольклору принадлежат активно бытующие в той или иной общественной среде песни, а так же наигрыши на музыкальных инструментах, приёмы игры на которых передаются по традиции путём наглядного обучения, без помощи нотной грамоты.

Важным свойством народного искусства вплоть до наших дней является его распространённость среди широких слоёв населения. И в далёком прошлом боярские, даже княжеские свадьбы справлялись на Руси с песнями и инструментальной музыкой устной традиции.

Возник фольклор, вероятно, ещё в доклассовом обществе. Однако в большинстве дошедших до нас произведений русского народного песенного искусства отражаются воззрения, взгляды, вкусы определённых классов и сословий, возникавших на разных стадиях общественного развития в ходе истории Руси. К русскому фольклору могут быть отнесены сохранившиеся в памяти поколений музыкально поэтические произведения, созданные в среде крестьянства, ремесленников и многих других. В них ярко выражаются идеалы, вкусы нашего народа, его представления о прекрасном и безобразном.

В ряде случаев культура крестьянства и городских низов обогащалась за счёт правдивых по содержанию и доступных по форме элементов искусства аристократии, попавших в народную среду и переработанных её в соответствии со своими вкусами и представлениями. Однако большинство песен, распространённых в устной традиции, выражают представление о жизни, сложившееся именно в трудовой народной среде.

Трудовые процессы поэтизируются в словах многих хороводных песен, а в движениях, сопровождающих пение, часто в обобщённо – хореографической форме имитируются движения рабочих, например «а мы просо сеяли». Подобный пример, свидетельствует о тесной связи фольклора с жизнью простого народа.

Также понятие «народное творчество или фольклор многие трактуют по разному. Например теоретики РАМПа эталоном народности провозгласили пролетарское искусство, а крестьянское объявили кулацким. М.Горький определял фольклор как творчество трудового народа.

Народное творчество представлено в разных видах искусства -архитектуре и художественных промыслах, в словесных жанрах: сказках, загадках, пословицах и т.д.

Музыкальный фольклор часто выполняет в известной степени служебную роль, сопровождая народные обряды и трудовые процессы. Однако, прежде всего это искусство, определяемое требованиями эстетики. Народная музыка входила важной составной частью в оформлении национальных календарных и семейных ритуалов.

Музыкальный фольклор как искусство особенно ярко выражается в жанрах, главная цель которых – удовлетворение эстетического чувства, а именно : в лирических, хороводных песнях, плясовых инструментальных наигрышах, страданиях и припевках.

Велика познавательная роль фольклора. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом русской земли, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории.

Русские песни вызывают стремление к самосовершенствованию, к общему человеческому благу и счастью, воспитывают высокие чувства любви к родине, уважение к труду.

Таким образом, классические произведения русского музыкального фольклора пренадлежат к шедеврам национальной культуры.

Дискуссия «Музейная коммуникация или о чем молчит музей» — 13.07.18 г.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: