Примеры заданий группам при организации учебного сотрудничества на логопедических занятиях в рамках программы «учись учиться»

1. Разработка памятки для проверки текста сочинения, изложения, диктанта. Прежде чем логопед предложит ученикам готовую памятку-алгоритм самопроверки, можно дать задание группам продумать этапы проверки текста и записать свой вариант алгоритма на бумаге. Группы могут получить разные задания: первая будет разрабатывать памятку для проверки сочинения, вторая — для проверки изложения, третья — для проверки диктанта и т. д. Представленные в ходе общего обсуждения варианты памяток дополняются учениками из других групп и логопедом. Желательно раздать на следующем занятии напечатанные и дополненные памятки каждому ученику.

2. Как лучше закрепить пройденное? Группам пред-
лагается подумать над тем, каким должно быть домаш-
нее задание, чтобы материал, изученный на занятии,
был закреплен качественно. Домашнее задание на ло-
гопедических занятиях не задается, но по желанию уче-
ники могут выполнить дома задание, которое приду
мала группа.

3. Подбираем примеры. Группам предлагается подобрать как можно больше слов, предложений по теме занятия. Логопед собирает примеры, приведенные группами учащихся, в свою методическую «копилку» и использует в дальнейшем в своей работе.

4. Составляем вопросы для самопроверки. Группам предлагается составить вопросы, которые позволят проверить полученные знания. После этого ученики разбиваются на пары, по очереди задают друг другу составленные группой вопросы и отвечают на них.

Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

5. Обобщаем пройденное, составляя карту памяти.

Группы учащихся составляют карты памяти по пройденной теме (правила составления описаны выше), используя большие листы бумаги (формат А-2). В конце занятия проводится презентация карт памяти. В течение 2-3 недель «работает выставка» карт памяти. Логопед использует их для повторения материала.

6. Разрабатываем творческие задания. Группы учащихся придумывают кроссворды, ребусы, загадки по определенной теме. Группы обмениваются заданиями и на следующем занятии разгадывают кроссворды, ребусы и загадки, составленные товарищами.

7. Придумываем сказку. Группам предлагается придумать «дидактические сказки», которые пополнят методическую копилку логопеда. Например, одной группе можно предложить придумать сказку о гласных и согласных звуках, другой — о мягких и твердых согласных, третьей — о звонких и глухих и т. д. Группам можно предложить организовать работу следующим образом: один ученик придумывает начало (2-3 предложения), другой продолжает и так далее по цепочке. Кто-то из членов группы записывает сказку. Если учащиеся сами не могут распределить работу, логопед помогает, предлагая очередность и «секретаря».

8. Разработка памятки по планированию работы.Груп-
пам предлагается составить памятки по планированию.
Логопед просит учеников подумать над тем, что необхо-
димо учесть при планировании, составить его алгоритм.
На следующем занятии группы, используя составленные
памятки, планируют совместную работу, например по под
готовке «Праздника достижений».

9. «Ну-ка, отгадай!»(игра из сборника Н.В. Самоуки-

и «Игры в школе и дома»). Группа детей делится на

Две подгруппы. Первая тайно от второй задумывает ка-

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

кой-либо известный всем предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа должна отвечать, используя слова «да» и«нет». Подгруппы встают в шеренги друг напротив друга. Одинученик из второйподгруппы спрашивает, например: «Этотпредмет живой?»Ему отвечает одинученик из первой подгруппы: «Да, этот предмет живой».Следующий ученик из второй подгруппы спрашивает: «Это человек?» Ему отвечает следующий ученик из первой подгруппы: «Нет, это не человек» и т. д.

10. Работа с текстом.Группам предлагаются задания:

1) Один ученик написал сочинение. Прочитайте его, оп-
ределите тип текста. Оцените правильность построе-
ния текста с учетом следующих вопросов:
Раскрыта ли тема?

Выделено ли вступление, основная часть и заключение? Нет ли повторов мыслей? Нет ли повторов слов?

2) Вставьте в слова пропущенные буквы. Букву пишите
только после того, как докажете правильность написа
ния. Исправлений быть не должно! (Посв…тил поэму,
посв…тил фонарем; городской ст…рожил ст…рожил
склад и т. п.)

* Наличие у ученика возможности обсуждать учебную информацию с равными себе, отстаивать свою точку зрения, приводить доводы — важное условие эффективности обучения. Работа в группе отвечает этому условию. Участие в групповой работе позволяет каждому ученику сразу выявлять причины ошибок и в случаях возникновения трудностей тут же получать помощь товарищей или учителя.

На логопедических занятиях полезно предлагать группе самостоятельно выбирать «руководителя», т. е. ученика, который будет отчитываться о выполнении задания, но это не должен быть каждый раз один и тот же человек. Психологи отмечают, что более оживленные связи при работе в группе устанавливаются между участниками, сидящими напротив, а

Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

не рядом друг с другом. Это нужно учитывать при организации рабочего места для группы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДАЛЬТОН-ПЛАНА

ЗАДАНИЯ?!..


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: