Проверка знаний и умений учащихся.

Это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической.

Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотивация опроса (без знания пройденного нельзя двигаться вперед); 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей учеников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) мотивация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно делать для развития успеха познания).

Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Желательно, чтобы опрос носил тематический характер, например, по развитию какой-либо проблемы. К основному вопросу ставит дополнительные, внутренне связанные с основным. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям. Опрос преследует цель не только учета и коррекции знаний, но и их закрепления и обогащения, развития познавательных способностей учащихся. Качество ответов учащихся и выполнения заданий зависит от требований учителя, например: давать ответы краткие, исчерпывающие, логически правильно построенные; делать записи в тетрадях аккуратные, без грамматических ошибок; рассказ подтверждать ссылками на документы и иллюстрации учебника и т.д.

При опросе ученики рецензируют развернутые ответы одноклассников. При первоначальной проверке изученного учитель требует запоминания второстепенного материала и опорных фактов. Этому способствует проводимое в начале урока проговаривание материала: когда ученик продумывает про себя ответ или пересказывает соседу по парте его содержание. Учитель выясняет базовое содержание изученного, самое главное — фронтально при помощи кратких вопросов. Такой беглый опрос подготавливает последующий развернутый ответ учеников у доски в виде рассказа. Рассказ развивает устную речь учеников и выявляет умение применять приемы устного изложения знаний (конспективное или объясняющее изложение, сюжетный рассказ и т.д).Они привыкают анализировать и обобщать материал, доказывать выдвигаемые положения, учатся исторически мыслить. В опрос входят небольшие письменные или письменно-графические задания. В среднем звене могут быть такие задания: составить календарь важнейших событий, продумать вопросы к тексту параграфа; выписать термины и их значения, понятия с их определениями; составить план; зарисовать орудия труда, вооружение; заполнить таблицу; дать портретное описание исторической личности или рассказ по цепочке; показать объект на карте (это делает один ученик), а другие озвучивают, что показано.

Задания в старших классах усложняются. Ученики разрабатывают логическую схему, сложный план; дают письменное определение понятий (в том числе и собственное); составляют характеристику партий, движений, исторических деятелей; заполняют различные виды таблиц. Иногда опрос по предыдущему материалу целесообразнее провести не в начале урока, а в ходе заключительной беседы по изучению нового. В ряде случаев опроса вообще нет. Контрольный урок. На таком уроке по теме или разделу ведется поэтапный контроль и выявляются пробелы в знаниях учащихся. Среди приемов работы может быть исторический диктант или тестирование, составление синхронистической сравнительной таблицы или заполнение контурной карты. Для этого проводят письменный опрос по только что изученному или объясненному учителем новому материалу. Урок проверки и учета знаний близок по своим задачам к контрольному. Во время фронтальной беседы учащиеся дополняют или исправляют ответы товарищей. Для письменной проверки учитель заранее подбирает тесты или намечает варианты заданий, продумывает образцы ответов. Письменные работы разбираются учителем на одном из последующих уроков или же рецензируются самими учениками после домашней подготовки. Беседа и взаимоопрос. При организации фронтальной беседы следует обратить внимание на содержание вопросов и технику проведения беседы. Учитель сначала ставит вопрос, дает немного времени на его обдумывание и лишь затем вызывает ученика.

Неточности ответа исправляются сразу, по ходу беседы самими учениками или учителем. В случае необходимости учитель предлагает дополнительные вопросы. По каждому пункту плана учитель делает краткие заключения. Вопросы беседы должны быть лаконичными по содержанию, точными с научной точки зрения, грамматически и стилистически правильными, дидактически простыми и доступными.

Беседе должна помочь сравнить исторические факты, выявить связи между ними, выделить главное и подвести учеников к определенном выводам. Беседа стимулирует мышление учащихся, побуждает их к решению поставленных задач. В более подготовленном классе ученики делают обобщения самостоятельно. В менее подготовленном в конце беседы учитель сам подводит краткий итог и выставляет оценки.

На уроке возможен взаимоопрос учащихся.

Проверка знаний и умений учащихся. Организационные формы обучения химии в школе.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: