Для конца ХХ века характерна постоянная, но безуспешная реставрация мировоззренческих систем прошлого (неогегельянство, неомарксизм, неофрейдизм, неопозитивизм, неокантианство и т.д.). Возникают многочисленные социологические и политологические доктрины, претендующие на создание универсальной системы ценностей будущего. Однако, в силу своей отраслевой ограниченности, лишенные метода фундаментальных наук, они оказываются ущербными и потому абсолютно бесплодными в мировоззренческом плане. Мировоззрение человечества конца ХХ столетия оказалось в тупике. Но это не означает завершения исторического и культурного процесса. Как показывает опыт всемирного развития, подобные ситуации всегда преодолеваются, — мучительно, болезненно, но неизбежно. Каковы контуры новой эпохи? Выяснить это — задача общечеловеческая.
В целом, подводя итог культуре Нового времени, надо признать, что мы живем в ее завершающей стадии. И все современные проблемы, кризис культуры, упадок духовности, преобладание цивилизационных моментов над собственно культурными почти точно укладываются в концепцию О. Шпенглера. Культура Нового времени умирает. Многие ученые пытаются создать оптимистические прогнозы на будущее, но в формах и смыслах современной культуры эти идеи утопичны. Если перефразировать Фридриха Ницше, то можно сказать, что современная культура должна закатиться. Для рождения нового необходим уход старого, отжившего, чем на данный момент является культура Нового времени. И поэтому, как нам кажется, не надо бить во все колокола по поводу современного кризиса культуры — это неизбежное явление, выход из которого возможен только через полную смену одной культуры на другую. Мы привели определение культуры, которое дает Яков Голосовкер. Культура есть высший инстинкт человека. Мы обречены на культуру до тех пор, пока мы являемся людьми. Как Адам и Ева принесли в мир культуру, так она уйдет вместе с нами.
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану | |||
модернизм | постмодернизм | ||
закрытая замкнутая форма | открытая разомкнутая антиформа | ||
цель | игра | ||
замысел | случай | ||
иерархия | анархия | ||
мастерство/логос | исчерпывание/молчание | ||
предмет искусства/законченное произведение | процесс/перфоманс/хеппенинг | ||
дистанция | участие | ||
творчество/тотальность/синтез | деконструкция/антисинтез | ||
присутствие | отсутствие | ||
центрирование | рассеивание | ||
жанр/границы | текст/интертекст | ||
семантика | риторика | ||
парадигма | синтагма | ||
метафора | метонимия | ||
селекция | комбинация | ||
корни/глубина | ризома/поверхность | ||
интерпретация/толкование | противоинтерпретация/неверное толкование | ||
означаемое | означающее | ||
чтение | письмо | ||
повествование/большая история | антиповествование/малая история | ||
основной код | идиолект | ||
симптом | желание | ||
тип | мутант | ||
фаллоцентризм | полиморфность/андрогинизм | ||
паранойя | шизофрения | ||
истоки/причины | различие/следствие | ||
Бог-Отец | Святой дух | ||
метафизика | ирония | ||
определенность | неопределенность | ||
трансцендентное | имманентное | ||
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку | |||
модернизм | постмодернизм | ||
Скандальность | Конформизм | ||
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса | ||
Эмоциональное отрицание предшествущего | Деловое использование предшествующего | ||
Первичность как позиция | Вторичность как позиция | ||
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» | ||
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность | ||
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех | ||
Вера в высокое искусство | Антиутопичность | ||
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы | ||
Отчетливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством | ||
. Сравнительная таблица
Модернизм | Постмодернизм | |
Время | В период с 1910-х до конца 1960-х (по некоторым оценкам). | Возникает в 60-70 – е гг. |
Понятие | Термин «модернизм» происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus — новый, современный). | термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: |
Причины | разочарование в жизненной действительности и художественном реалистическом способе ее воспроизведения. | Возник как антитеза модернизму В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. |
Направления | ||
Термины № 1.
Культура и природа. Исторические этапы, их взаимодействия. Культура природопользования.
ВНЕБИОЛОГИЧНОСТЬ ПРИРОДЫ — Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторические природные предпосылки. В этом смысле можно сказать, что социальное в процессе своего развития выходит за рамки биологического, становится внебиологическим, надбиологическим.
«ВТОРАЯ ПРИРОДА» — мир, произведенный человечеством ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний. Это совершенно новая по сравнению с Первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ -концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.
ЭКОЛОГИЯ — (от др.-греч. ????? — обиталище, жилище, дом, имущество и ????? — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ» — направление в философии, экономической теории, социологии и футурологии, представители которого считают трудноразрешимыми глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды, обеспеченность продовольствием и т.д.), без приостановки роста населения. Сложилось в первой половине 70-х 20 в. Ведущие представители течения — Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Р. Хейл-бронер, П. и А. Эрлих (США) и др. К сторонникам «Э.П» относят представителей различных интеллектуальных направлений, выступающих, по сути, против концепций ничем не ограничиваемого социального прогресса.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ — течение совр.бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого возлагают надежды на решение противоречий капитализма и глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с помощью науч.технич. прогресса. Сложилось во 2-й пол. 1960-х — 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж. идеологии на базе господствовавших в 60-х гг. технологич. теории. Противостоит «экологическому пессимизму».
НООСФЕРА — (греч. ???? — «разум» и ?????? — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
Термины № 2.
Религия и культура
ПОЛИТЕИЗМ -(от греч. ?????, «многочисленный, много» + греч. ????, «бог, божество» — «многобожие») — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
АНИМИЗМ — (от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе, как некоем безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов.
ТОТЕМИЗМ — комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом (на языке оджибве ототем — его род) — явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения.
ФЕТИШИЗМ — поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестеств. свойства.
МАГИЯ — (лат. magia, от греч. mageia) — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.
МИФ — (др.-греч. ?????) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире.
ОБРЯД — совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.
КУЛЬТ — религиозное почитание каких-либо предметов (таких как икона, священные предметы или скульптуры, напр., Здудичский каменный крест), святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность (церемониальность). В том числе:
Культ предков, Фаллический культ, Культ верховного существа
МОНОТЕИЗМ — (букв. «единобожие» — от греч. ????? — один, ???? — Бог) — религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму)
ТЕОЦЕНТРИЗМ — (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.
ТЕОЛОГИЯ — учение о религиозных догматах и заключённое в их рамки философское мышление, призванное эти догматы защищать и обосновывать. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания.
Термины № 3