Система упражнений для формирования навыков правописания

(И.Н.Лапшина)

Подготови-тельные Основные
Письменные
Устные

— фонетико-

орфографические;

— графико-орфогра- — орфографическое — списывание

фические проговаривание; (дословное,

орфоэпическое — параллельное аналитическое);

орфографическое и — письмо по памяти;

— диктанты;

-проговаривание; — конструктивные

— комментирование; задания.

— корректура.

Зрительный- один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.

Вариантом зрительного диктанта является самодиктант.Ученики читают текст по книге. Графический — вид слухового диктанта. Под диктовку учителя ученики составляют общепринятые схемы читаемых предложений или отдельных его составных частей( например, однородные члены предложения, подлежащее сказуемое ит.д.) Словарный — вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова. Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса.

41. Пути усвоения младшими школьниками правописания в начальной школе. Специфика формирования орфографических действий у младших школьников в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.

Пути усвоения правописания в начальной школе

Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха у учащихся Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слова, морфемного состава, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря в собственных высказываниях Обучение правописанию на основе проверки орфограммы с применением правил, т.е. путём решения грамматико-орфографиче-ских задач

П.С.Жедек, И.Ф.Гудзик, М.Р.Львов,

В.В.Репкин И.Н.Лапшина А.П.Коваль

Группы орфографических правил

по степени совпадения в русском и украинском языках (О.Н.Хорошковская)

Поностьюсовпада-ющие правила Частично совпада-ющие правила Специфические правила

— обозначение на — обозначение звуко- — удвоенная буква

письме безударных сочетаний ЖИ,ШИ в заимствованных

гласных, проверяемых ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. словах;

ударением; — Ь после букв — обозначение на

— обозначение на согласных звуков; письме непроизно-

письме звонких и — правописание симых согласных.

глухих согласных приставок на –С;

в конце слова; — употребление

— правила переноса; разделительных Ъ, Ь

— употребление знаков и апострофа.

заглавных букв;

— раздельное напи-

сание предлогов.

Содержание лингвонародоведческого компонента язикового образования учащихся начальной школы.

Социокультурный аспектязыковой подготовки предполагает ознакомление учащихся с особенностями социальных отношений в обществе, развитие у них умения соблюдать нормы, которые регулируют эти отношения. (И.Ф.Гудзик).

В современной методике принято говорить не о страноведческом, а о культурологическом подходе в обучении языкам, так как предполагается освоение учащимися культурных ценностей, выработанных носителями языка и зафиксированных в языке, понимание своеобразной картины мира, созданной данным народом, обеспечение внимания к социальным проблемам пользования языком. Социальные группы

Первичные вторичные

— члены семьи — школа

— друзья — церковь (религия)

Ролевое поведение

Система упражнений для формирования навыков правописания

то, чего ждут от исполнителя то, что человек реально

той или иной роли выполняет в рамках своей

роли

В основе социокультурной подготовки предполагается формирование культурного осознания, что предполагает развитие у учащихся:

— понимания того, что поведение (в том числе и речевое) человека обусловлено такими социальными отличиями, как возраст, пол, социальное положение, место жительства, национальность, то есть является культурно обусловленным;

— способности осознать свою собственную культурно обусловленную позицию; готовности сохранять своё лицо, своё национальное своеобразие, а также умения объяснить другим особенности своей культуры;

— интереса к другой культуре, умения оценить её достоинства; воспитание благожелательного, заинтересованного отношения к людям, принадлежащим к другой культуре, предотвращение рассовых предрассудков; и т. д.

Школьники должны получить достаточно широкий круг сведений о языке, литературе, национально-культурной специфике: особенности характера, стиля поведения, обычаях и т.п. В соответствии с лингвострановедеческим подходом процесс обучения неродному языку следует строить как процесс познания учащимися другой культуры, при котором происходит змещение акцентов в обучении с развития только речевых умений на формирование социокультурной компетенции, которая принадлежит к иноязычной коммуникативной компетенции и является компонентом содержания обучения неродному языку в общеобразовательных учебных заведениях.

Социокультурная компетенция – знания правил и социальных норм поведения носителей языка, традиций, истории, культуры и социальной системы страны, язык которой изучается. (Л.С.Панова)

Социокультурная компетенция
Общекультурная компетенция Страноведческая компетенция Лингвострановедческая компетенция
Знания мировой культуры Знания культуры страны, язык которой изучают Знания важнейших для общения особенностей речевого и неречевого поведения носителей языка и умений вести себя в соответствии с этими знаниями
Знания основных фактов
истории Социолингвистическая компетенция Социальная компетенция
географии Социальные условности (начало и завершение беседы, приветствие и прощание, поздравление, приглашение, извинение, жесты и т.д.) Социальные обычаи (визиты, еда, напитки, транспорт и т.д.)
экономики
государственного устройства Общая информированность (об условиях жизни, особенностях повседневной жизни, межличностных отношений, общественные ценности и т.д.)
традиций
литературы
искусства

Важное значение имеют социально-бытовые коммуникативные модели поведения, потому что именно они определяют стиль повседневной жизни нации. К содержанию социокультурной компетенции в начальной школе принадлежат национальные реалии: государственная символика (флаг, название страны, столица), имена ровесников, известных персонажей, название игрушек, животных, игр, праздников; элементарные вербальные этикетно-обобщающие формулы общения.

Средствами приобщения к культуре (артефактами) являются вербальные (загадки, идиомы, культуроведческие тексты, формулы этикета) и невербальные (предметы национального быта, утварь, одежда, произведения народного декоративно-прикладного искусства, живопись, музыка, зодчество, скульптура) феномены культуры, являющиеся общечеловеческими и национальными цінностями и т. п..

6 Комплекс игр и упражнений на формирование грамматического строя, преодоление аграмматизмов


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: