Побуквенное® послоговое чтение
8. Составление таблиц.
ГА | ХИ | КО | ГУ | ЛА | МЫ | ВО | ВЕ | ЖА | ШО | ЧА | ЖО | ||
ГО | ХЕ | КА | МУ | ЛО | МИ | ВЫ | ШУ | ЖЕ | ЩЕ | ША | |||
КИ | КУ | ГЕ | ВА | МЁ | ПУ | МЯ | ЩА | ЧУ | ЖИ | ШЕ | |||
ГИ | ХО | ХА | ВЁ | ВИ | МА | ПЫ | ЖУ | ШИ | ЧЕ | ЩЁ |
Чтение слогов, начинающихся одинаковыми буквами.
9. Чтение по подобию: вы – мы – кы – ны – лы – ры — …
га – го – гу — …
10. Чтение с дополнением слогов до уровня слова: ши… (шишка, широкий, шина).
11. Перестраивание слов: сосна – насос; смола – масло.
12. Угадывание слов:
ШК…Л… …О…А
…Р…К У…О…
13. Составление слов из слова: сторона – насос, сон, сосна, нос, рот…
14. Чтение буквенных пирамид:
б . а д
в . о в
д . у б
. . .
а
о
у
Послоговое® чтение целыми словами
1.Чтение слоговых пирамид:
во . да ут ты
го . ра го бы л
ут . ро во сы ро
. . . ку с ты
да ко ма ры
ра ро
2. Чтение пар слов по подобию: игры-тигры; шашки-шишки.
3. Чтение «раздвинутых» текстов
9. Чтение за диктором (без звука, очень тихо, громко, бодро, печально, с сомнением)
10. Чтение по стрелке ¯
ты мы вы был
было сыро розы грозы
кусты комары новый старый
11. Моментальное считывание (чтение слов на карточках, предъявляющихся ученикам только на несколько секунд)
12. Чтение с прогнозированием
13. Чтение цепочек слов:
РУЧКАРАНДАШКОЛАСТИКРАСКИСТОЧКА
Трудности обучения элементарному чтению и письму по-русски, пути их преодоления. Основные ошибки в элементарном чтении и письме, их устранение.
При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как и при выделении любых школьных проблем, выделяются разные причины: и внешние (так называемые экзогенные), к числу которых относятся экологические, социокультурные и школьные факторы риска, и внутренние (так называемые эндогенные), связанные с познавательным развитием ребенка.
Характерные ошибки при письме, чтени:
— пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;
— грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;
— ошибки при написании отдельных элементов букв, слов;
— нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;
— ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;
Виды произносительных ошибок (Бондаренко А.А.)
І. Ошибки, вызванные воздействием письма:
— неослабленное произношение безударных гласных;
— произношение звонких согласных соответственно написанию;
— смягчение непарных твердых согласных [ж], [ш], [ц];
— чтение сочетаний СТН, СТЛ, РДЦ, ЛНЦ согласно написанию.
ІІ. Ошибки просторечного характера:
— произношение твердых губных согласных вместо мягких;
— нелитературное произношение заимствованных слов с сочетанием [м]+[б, п, в] : тра[н]вай, ко[н]байн, клу[н]ба, ко[н]пот;
— ошибки на уподобление и расподобление согласных звуков: ко[л]идор, ди[л]ектор, ас[в]альт;
— вставка лишних согласных звуков в слова: пон[д]равился, п[р]оздравить, ради[в]о, по[д]скользнулся.
ІІІ. Ошибки диалектного произношения:
— [ш]®[ш¢:] : и[ш]о, ово[ш]ной;
— [г]®[h] : ла[h]ерь, [h]оворила.
—
Цели и задачи классного чтения на русском языке. Познавательное, воспитательное и развивающее значение чтения.
Чтение –специфическая форма коммуникативно-познавательной деятельности, которая включает в себя когнетивное оперирование текстовой информацией, знаковое общение автора и читателя с помощью печатного текста, направленная на восприятие и понимание текста (Чепелева Н.В.)
Цели обучения чтению – исходя из общей задачи развития личности ребенка, сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения на уровне данного возраста, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием. (Оморокова М.И.)
Задачи начальной школы в области чтения:
— развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
— воспитывать средствами чтения у ребенка активное отношение к читаемому;
— сформировать у учащихся навык чтения (вслух и молча) на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;
— обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;
— научить школьников работать с учебной и детской книгой.
Содержание обучения чтению
1. Развитие техники чтения, усвоение продуктивных форм, видов и способов чтения.
2. Формирование умения воспринимать литературу как искусство слова.
3. Расширение круга чтения и слушания детских книг.
4. Осуществление связи чтения с другими видами речевой деятельности.
Содержание и структура программы по чтению, требования к умениям.
(требования действующей программы начальной школы – К., 2012г.)
Класс
Чтение вслух.
Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 2-4 букв.
Понимание фактического содержания, основной мысли, отдельных образных выражений текста – после предварительного обсуждения, с опорой на вспомогательные материалы.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка (автор, название), корешок, страница, рисунок. Виды учебных материалов в учебнике (столбики слов, „живые звуки”, таблички, тексты, рисунки, списки слов и др.).
Класс
Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 3-5 букв, а также групп коротких слов (это я, в нём и т.п.).
Чтение вслух интонационно правильно, с соблюдением норм произношения.
Понимание фактического содержания самостоятельно прочитанного (вполголоса, шепотом или молча) незнакомого текста – после предварительной подготовки, с опорой на вспомогательные материалы.
Понимание основной мысли, отдельных образных выражений текста (в ходе совместного обсуждения).
Класс
Совершенствование чтения вслух и молча.
Чтение вслух, ориентированное на слушателя.
Чтение молча незнакомого текста; понимание содержания, основной мысли, эмоциональной окраски.
Развитие умения следить за развитием мысли при чтении и предугадывать следующее слово, содержание ещё не прочитанной части (умение антиципации).
Развитие умения видеть составные части содержания, их последовательность, связи между ними.
Новое и известное (для читателя) в тексте.
Соотнесение текста со своим жизненным опытом, формирование собственного мнения о прочитанном.
Развитие воображения при чтении.
Совершенствование техники зрительного восприятия. Просматривание.
Содержание обучения чтению
5. Развитие техники чтения, усвоение продуктивных форм, видов и способов чтения.
6. Формирование умения воспринимать литературу как искусство слова.
7. Расширение круга чтения и слушания детских книг.
8. Осуществление связи чтения с другими видами речевой деятельности.