Упражнения для развития продуктивного способа чтения

Побуквенное® послоговое чтение

8. Составление таблиц.

ГА ХИ КО ГУ ЛА МЫ ВО ВЕ ЖА ШО ЧА ЖО
ГО ХЕ КА МУ ЛО МИ ВЫ ШУ ЖЕ ЩЕ ША
КИ КУ ГЕ ВА МЁ ПУ МЯ ЩА ЧУ ЖИ ШЕ
ГИ ХО ХА ВЁ ВИ МА ПЫ ЖУ ШИ ЧЕ ЩЁ

Чтение слогов, начинающихся одинаковыми буквами.

9. Чтение по подобию: вы – мы – кы – ны – лы – ры — …

га – го – гу — …

10. Чтение с дополнением слогов до уровня слова: ши… (шишка, широкий, шина).

11. Перестраивание слов: сосна – насос; смола – масло.

12. Угадывание слов:

ШК…Л… …О…А

…Р…К У…О…

13. Составление слов из слова: сторона – насос, сон, сосна, нос, рот…

14. Чтение буквенных пирамид:

б . а д

в . о в

д . у б

. . .

а

о

у

Послоговое® чтение целыми словами

1.Чтение слоговых пирамид:

во . да ут ты

го . ра го бы л

ут . ро во сы ро

. . . ку с ты

да ко ма ры

ра ро

2. Чтение пар слов по подобию: игры-тигры; шашки-шишки.

3. Чтение «раздвинутых» текстов

9. Чтение за диктором (без звука, очень тихо, громко, бодро, печально, с сомнением)

10. Чтение по стрелке ¯

ты мы вы был

было сыро розы грозы

кусты комары новый старый

11. Моментальное считывание (чтение слов на карточках, предъявляющихся ученикам только на несколько секунд)

12. Чтение с прогнозированием

13. Чтение цепочек слов:

РУЧКАРАНДАШКОЛАСТИКРАСКИСТОЧКА

Трудности обучения элементарному чтению и письму по-русски, пути их преодоления. Основные ошибки в элементарном чтении и письме, их устранение.

При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как и при выделении любых школьных проблем, выделяются разные причины: и внешние (так называемые экзогенные), к числу которых относятся экологические, социокультурные и школьные факторы риска, и внутренние (так называемые эндогенные), связанные с познавательным развитием ребенка.

Характерные ошибки при письме, чтени:

— пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;

— грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;

— ошибки при написании отдельных элементов букв, слов;

— нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;

ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;

Виды произносительных ошибок (Бондаренко А.А.)

І. Ошибки, вызванные воздействием письма:

— неослабленное произношение безударных гласных;

— произношение звонких согласных соответственно написанию;

— смягчение непарных твердых согласных [ж], [ш], [ц];

— чтение сочетаний СТН, СТЛ, РДЦ, ЛНЦ согласно написанию.

ІІ. Ошибки просторечного характера:

— произношение твердых губных согласных вместо мягких;

— нелитературное произношение заимствованных слов с сочетанием [м]+[б, п, в] : тра[н]вай, ко[н]байн, клу[н]ба, ко[н]пот;

— ошибки на уподобление и расподобление согласных звуков: ко[л]идор, ди[л]ектор, ас[в]альт;

— вставка лишних согласных звуков в слова: пон[д]равился, п[р]оздравить, ради[в]о, по[д]скользнулся.

ІІІ. Ошибки диалектного произношения:

— [ш]®[ш¢:] : и[ш]о, ово[ш]ной;

— [г]®[h] : ла[h]ерь, [h]оворила.

Цели и задачи классного чтения на русском языке. Познавательное, воспитательное и развивающее значение чтения.

Чтение –специфическая форма коммуникативно-познавательной деятельности, которая включает в себя когнетивное оперирование текстовой информацией, знаковое общение автора и читателя с помощью печатного текста, направленная на восприятие и понимание текста (Чепелева Н.В.)

Цели обучения чтению – исходя из общей задачи развития личности ребенка, сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения на уровне данного возраста, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием. (Оморокова М.И.)

Задачи начальной школы в области чтения:

— развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

— воспитывать средствами чтения у ребенка активное отношение к читаемому;

— сформировать у учащихся навык чтения (вслух и молча) на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;

— обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

— научить школьников работать с учебной и детской книгой.

Содержание обучения чтению

1. Развитие техники чтения, усвоение продуктивных форм, видов и способов чтения.

2. Формирование умения воспринимать литературу как искусство слова.

3. Расширение круга чтения и слушания детских книг.

4. Осуществление связи чтения с другими видами речевой деятельности.

Содержание и структура программы по чтению, требования к умениям.

(требования действующей программы начальной школы – К., 2012г.)

Класс

Чтение вслух.

Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 2-4 букв.

Понимание фактического содержания, основной мысли, отдельных образных выражений текста – после предварительного обсуждения, с опорой на вспомогательные материалы.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка (автор, название), корешок, страница, рисунок. Виды учебных материалов в учебнике (столбики слов, „живые звуки”, таблички, тексты, рисунки, списки слов и др.).

Класс

Быстрое зрительное восприятие слов, состоящих из 3-5 букв, а также групп коротких слов (это я, в нём и т.п.).

Чтение вслух интонационно правильно, с соблюдением норм произношения.

Понимание фактического содержания самостоятельно прочитанного (вполголоса, шепотом или молча) незнакомого текста – после предварительной подготовки, с опорой на вспомогательные материалы.

Понимание основной мысли, отдельных образных выражений текста (в ходе совместного обсуждения).

Класс

Совершенствование чтения вслух и молча.

Чтение вслух, ориентированное на слушателя.

Чтение молча незнакомого текста; понимание содержания, основной мысли, эмоциональной окраски.

Развитие умения следить за развитием мысли при чтении и предугадывать следующее слово, содержание ещё не прочитанной части (умение антиципации).

Развитие умения видеть составные части содержания, их последовательность, связи между ними.

Новое и известное (для читателя) в тексте.

Соотнесение текста со своим жизненным опытом, формирование собственного мнения о прочитанном.

Развитие воображения при чтении.

Совершенствование техники зрительного восприятия. Просматривание.

Содержание обучения чтению

5. Развитие техники чтения, усвоение продуктивных форм, видов и способов чтения.

6. Формирование умения воспринимать литературу как искусство слова.

7. Расширение круга чтения и слушания детских книг.

8. Осуществление связи чтения с другими видами речевой деятельности.

Пальчиковая гимнастика – упражнения на развитие внимания от Павла Палагина


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: