Современный этнический состав

Таким образом, население современной Южной Азии представляет собой большую пестроту с точки зрения антропологических типов, этнического состава и этнических культур, языков, религий.

В ЮА проживает множество народов (по разным подсчетам до 800), говорящих на 1500 языках.

По антропологическому признаку большая часть народов Северной Индии, Пакистана, Бангладеш, части Непала принадлежит к южным европеоидам.

На юге Индостана и частично на Шри-Ланке обитают представители дравидийской расы.

На северо-востоке, на границах с Мьянмой, в Непале имеются значительные группы монголоидного населения.

На Андаманских о-вах – пигмеи-негритосы, ныне уже почти вымершие.

На Шри-Ланке – представители малой веддоидной расы.

В регионе распространены языки, относящиеся к следующим языковым семьям: индоевропейская, индоарийская, дравидийская, австроазиатская и сино-тибетская.

Более 2/3 населения региона говорит на индоевропейских языках. Наиболее крупные из них – хинди (Индия), урду (Пакистан), бенгали (Бангладеш), непали (Непал), сингальский язык (Шри-Ланка).

Жители Андаманских о-в говорят на языках, образующих особую языковую семью.

Для современной этнической ситуации в Южной Азии характерно наличие народов, стоящих на разных этапах этнического развития. Есть крупные народы, консолидированные в нации (т.е. их этногенез закончился, но это не значит, что в них не происходят этнические процессы).

В Индии наиболее консолидированными нациями являются бенгальцы, гуджератцы, маратхи, панджабцы, тамилы. Каждая из этих наций проживает в штатах, выделенных по лингвистическому признаку (Индия государство федеративное).

В Пакистане консолидированными нациями являются панджабцы и синдхи.

Значительной степени консолидации достигли мальдивцы — обитатели Мальдивских о-ов.

Но для Южной Азии характерно наличие огромного количества этносов, находящихся еще на стадии племенного развития.

Таким образом, в регионе нет однонациональных государств. Для большинства стран характерна сложная этническая структура, выражающаяся не только во множестве этносов, но и в том, что эт этносы находятся на разных уровнях этногенеза. В связи с этим возникают проблемы в межнациональных отношениях, сложности во внутринациональной политике. Существуют и конфликты, в которых этнический фактор является важной причиной конфронтации (конфликт между сингалами и тамилами на о. Шри-Ланка, конфликты в Индии).

Из этого можно сделать вывод, что для стран Южной Азии в области этнической ситуации и этнической политики характерны противоположные процессы. С одной стороны, в многонациональных государствах региона, происходит постепенное осознание общегосударственной общности в виде суперэтнической (этнополитической) интеграции (прежде всего, индийцы, пакистанцы). Однако эти процессы протекают довольно медленно, т.к. существуют многочисленные племенные группы и народности со своими узкими интересами, проявляющимися в сепаратистских движениях.

Хозяйство

Южная Азия не относилась к числу «первичных» центров наиболее раннего одомашнивания растений и животных. Однако здесь эти процессы развернулись достаточно рано, что и привело к возникновению ряда земледельческих центров, а на их основе – цивилизации.

Примерно с 4 тыс. до н. э. в отдельных областях северо-западной части Южной Азии стало складывается производящее земледельческо-скотоводческое хозяйство. Распространение производящего хозяйства происходило первоначально по Индо-Гангскому междуречью – далее на восток – юг – на Шри-Ланку. К середине 3 тыс. до н. э. по Инду, в областях Мохенджо-Даро — Хараппа сложилась древнейшая в регионе высокоразвитая цивилизация. Господствующим становилось земледельческо-скотоводческое хозяйство.

Подавляющее число населения Южной Азии относится к хозяйственно-культурному типу плужных земледельцев, который начал складываться в конце 4-3 тыс. до н. э. на основе оросительной системы. Основные продовольственные культуры: пшеница (Пакистан и Северо-Западная Индия), рис (во всех прочих областях Южной Азии). В регионе использовался деревянный плуг с железным сошником, который тянут буйволы.

Номадный ХКТ распространен на северо-западе Индостана, в Индии, Пакистане, в Непале и Бутане. Переселившиеся во 2 тыс. до н. э. на север Южной Азии арии имели развитое пастушеское скотоводческое хозяйство, сложившееся у них за века миграций. Однако на новой родине они быстро перешли к земледелию. Мелкий рогатый скот, верблюды, лошади разводятся здесь в небольшом количестве.

В лесных и горных местностях есть ручное земледелие, мало развитое животноводство.

Форма ведения земледелия (не ХКТ !) подсечно-огневая имела распространение до середины 19 в. в областях Центрально-Индийского нагорья, в Восточных и Западных Гатах, в предгорьях Гималаев. Затем она была запрещён колониальными властями, т. к. вела к истреблению ценных пород деревьев.

ХКТ бродячих охотников и собирателейбыл распространен в лесных и горных наиболее изолированных областях Центральной и Южной Индии, Шри-Ланки, Андаманских о-вах. Им занимались представители этносов (племенного уровня этногенеза), сложившихся на основе веддоидной и дравидийской рас. В наше время большая их часть перешла к более интенсивным видам занятий, переселилась на равнины.

В прибрежных районах распространено рыболовство.

Материальная культура

Жилище

Большая часть населения Южной Азии до сих пор живёт в сельской местности (хотя в связи с процессами урбанизации в 20 в. развиваются старые и создаются новые города). Типы и формы их жилищ разнообразны и связаны с ХКТ, этническими традициями и природно-климатическими условиями.

Традиционные дома — чаще всего глинобитные с плоской крышей. На севере региона – небольшие кирпичные дома с верандой. В пригималайских областях – дома на столбах или высоких фундаментах. В высокогорных областях: летом – палатка или навес из ветвей, зимой — жилища из дерева и камня. В долинее Ганга, по берегам Индийского океана — каркасные дома. По традиции члены разных каст селятся в различных кварталах поселения. Номады живут в сезонных кочевьях. Жители Андаманских о-в — поставленные по овалу ветровые заслоны.

Костюм: сшитая и несшитая одежда.

В земледельческих областях у мужчин: дхоти – длинная или короткая набедренная повязка, штаны, рубахи. Индуисты носят шапочки. Бенгальцы, часть панджабцев, сикхи – тюрбаны. Ритуал запрещает носить индуистам обувь из кожи. Кастовый знак на лбу.

Женская одежда: сари – длинное полотнище ткани, обёрнутое вокруг туловища; шали. У кочевых народов – платья, широкие юбки, шаровары.

Пища

Пища преимущественно растительная и молочная. У представителей разных варн в Индии есть свои пищевые предписания.

Национальный состав России (рассказывает академик Валерий Тишков)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: