Сс.г.97. сам идет в туалет и под руководством взрослого делает там все, что нужно.

Вот теперь вы можете попросить ребенка самостоятельно пойти в туалет. Если он не хочет идти без вас, проводите его до двери и скажите: Ты зайди в туалет, а я пока сделаю то-то и то-то. Через минутку вернитесь к ребенку. Каждый раз просите ребенка пройти самостоятельно чуть более длинный путь, пока он не научится доходить до туалета из любого места квартиры. Первое время вы можете заходить в туалет — убедиться, что попка вытерта хорошо и вода спущена, однако если вам надо дать указание, дайте его в общем виде, перед выполнением очередного действия, например, Что мы делаем дальше?. В конце концов, не нужно будет ни о чем напоминать. Придет день, когда ребенок сможет ходить в туалет без вас, совершенно самостоятельно отслеживать все свои нужды. И это будет вашим общим достижением!

ГЛАВА 5

СС.Д: УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО УМЫВАТЬСЯ И ПРИВОДИТЬ СЕБЯ В ПОРЯДОК

Чаще всего возложить на ребенка всю ответственность за умывание и соблюдение личной гигиены оказывается возможным только после 5 лет, то есть, в последние годы его пребывания в детском саду или в первый год учебы в школе. А раньше — ему без вас не обойтись, не только потому, что вы должны быть уверены в его безопасности и в том, что он все делает правильно, но и потому, что часто дети бывают еще не в состоянии дотянуться до необходимых предметов туалета. Обычно ванная комната более всех остальных помещений дома оборудуется под взрослого: зеркала, краны, полочки для зубных щеток — все это располагается вне пределов досягаемости маленького ребенка.

Тем не менее, уже в первые четыре года жизни очень важно приучать малыша к тому, чтобы он сам за собой ухаживал. Даже тогда, когда без помощи взрослого детям не обойтись, они могут научиться самостоятельно заботиться о своей собственной чистоте, могут научиться определять, когда нужно умываться и какое место в распорядке дня занимает это мероприятие. Вы должны быть уверены в том, что в ранние годы ребенок приобрел основные навыки, необходимые для его будущей независимости.

Вам легче будет помочь ребенку, если вы попытаетесь взглянуть на ванную комнату его глазами. Может оказаться, что малышу будет удобнее, если у раковины поставить маленькую скамеечку или ступеньку. Может быть, вы увидите, что нужно иначе закрепить на бортике ванны мыльницу — так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее, не рискуя упасть. Может быть, придется пониже установить полочку для зубной щетки малыша.

Самое важное — закрепить зеркало так, чтобы ребенок мог в нем себя видеть. Можно, например, заменить зеркалом одну из кафельных плиток, которыми отделаны стены. Тогда малыш увидит разницу между грязным лицом и чистым, увидит свои сверкающие белизной зубы, увидит, как он выглядит, когда у него течет из носа. Практический смысл этого очевиден, но не менее важно то, что зеркало поможет ребенку почувствовать самого себя, понять, как он выглядит, как он сам может себя изменить, как ему нравится выглядеть. Ваш ребенок будет с готовностью и желанием учиться умываться и приводить себя в порядок, если ему помогут взглянуть на это умение как на умение заботиться об очень особой, очень его личности. Преподносить это дело таким образом гораздо эффективнее, чем превращать его в бессмысленную домашнюю работу, навязываемую другими.

Когда мы говорим о детях, только начинающих ходить, не может быть и речи о каком-либо трепетном отношении к чистоте. Большинство детей любят возиться в грязи, и действительно, почему бы им не ликовать при виде грязи, если она — следствие их занятий рисованием или возни с землей в саду. Ребенку можно внушить, что быть грязным плохо не всегда, но после посещения туалета, перед едой, после еды и перед тем, как надеть чистую пижаму, нужно быть чистым.

Существует мнение, что все дети, которые только учатся ходить, постоянно ходят грязными с ног до головы. В действительности же, есть дети, которые вообще не выносят грязи, и есть много детей, которые проходят через короткий период такого ее неприятия. Краски, песок, глина — все остается нетронутым. И все-таки вы можете в таких случаях потихоньку убеждать детей не пренебрегать этими материалами. Им нужно ясно показать, что стать чистыми — вполне в их силах, что грязные пальцы, например, легко сделать чистыми.

Ниже мы приводим перечень умений, рассматриваемых в данном разделе.

От 2 до 3 лет

70. Моет руки и ноги (сидя в ванне).

71. С помощью взрослого моет и вытирает руки.

72. С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой.

От 3 до 4 лет

98. Чистит зубы, руководимый словесными указаниями.

99. Без напоминания вытирает нос.

100. Моет лицо и руки без какой бы то ни было помощи.

Заметим, что начинать готовиться к овладению этими умениями можно заранее, задолго до момента ожидаемого успеха. Мы предполагаем, что прежде, чем приступить к занятиям с ребенком, вы прочитаете весь раздел до конца. Тогда вам лучше будет видна перспектива.

Три кота — Зарядка — 92 серия


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: