Сущность личностного подхода

Вопрос 26

Характеристика методов упражнения

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.

Упражнение в воспитании — это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе. А. С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».

Свойства и характеристика упражнений

Свойство упражнения

Характеристика

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычному нравственному сознанию, действиям и поступкам.

Упражнения упорядочивают систему деловых отношений

Упражнения формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности

Упражнения укрепляют положительные черты характера и волю

Формальная отработка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их воспитанности, умения включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельности, напряженной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества.

Вопрос 27

Сущность понятий “личность”, “индивидуальность”, “субъект”

Человек — необычайно сложное, многомерное существо, несущее в себе природное, социальное, активное духовное начало. Для их характеристики педагоги и психологи используют такие понятия, как индивид, личность, индивидуальность, субъект.

Индивид — человек (ребенок) как единичное природное существо, отдельный представитель человеческого рода.

Личность- человек как социальное существо, как комплекс общественных отношений. Это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.

Индивидуальность — человек, характеризующийся со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от другого.

Отличие понятий “личность” и “индивидуальность” в том, что личность есть выражение содержания и качества человека, а индивидуальность — формы, свойств и способов проявления этого содержания. Другими словами, понятие “личность” отвечает на вопрос “ЧТО делает человек?”, в то же время как понятие “индивидуальность” ближе к ответу на вопрос “ КАК делает?”

Субъект- человек, способный реализовать какую-либо деятельность от момента целеполагания до получения и оценки результатов, т.е. во всей ее полноте. Субъект — это активное начало со своим индивидуальным, неповторимым опытом познания, переживаний, ощущений, действий. Степень субъектных проявлений человека в той иной сфере отражает степень овладения им той или иной конкретной деятельностью.

Когда мы имеем дело с воспитательной ситуацией, с ситуацией взаимодействия воспитателя и воспитанника, понятие субъекта надо уточнять. Введем такое различение: ребенок как субъект своей жизнедеятельности; школьник как субъект деятельности и общения; школьник как субъект воспитания.

Первое — изначально и всегда.

Второе (субъектность в деятельности и общении) — тоже всегда, но в разной мере. Она нарастает по мере того, как школьник становится “хозяином” всех составляющих деятельности: постановки целей, планирования, организации, осуществления, анализа, оценивания — и “хозяином” своего общения.

Педагог, организуя по-разному совместную и индивидуальную деятельность школьника, строя его общение, может как помогать, так и мешать развитию этой субъектности.

Третье (школьник как субъект воспитания) — реализуется не всегда, не в любой воспитательной ситуации. Формулировка школьник как субъект воспитания говорит о том, что он открыт воспитательным влияниям; склонен рассматривать их как помогающие его жизни, его развитию; принимает цели воспитания как свои цели. То есть за этой формулировкой скрывается самовоспитательная позиция воспитанника и тот или иной этап его самовоспитательной, самосовершенствующей деятельности[1].

Сущность личностного подхода

На современном этапе мировой культурный процесс определяется идеями гуманизма, идеей приоритета личности. В педагогической науке это нашло отражение в появлении личностно ориентированной педагогики. Ее главным принципом является гуманистическая направленность. Это означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая направленность подразумевает, что переживание человеком мира в себе и себя в мире является объективной реальностью, принимающей самые разнообразные формы, т. к. признается уникальность личности человека во всех его проявлениях.

Традиционно в педагогике работа с индивидуальностью понимается как влияние на школьника с учетом его индивидуальных особенностей: внимания, памяти, мышления, темперамента, эмоциональной сферы… Обычно это и называют индивидуальным подходом в обучении и воспитании. Но это только его один, объектный вариант.

Воспитатель может работать с индивидуальностью личности и принципиально по-другому, создавая возможности для проявления

субъектного начала растущего человека (стимулируя самопознание школьника, создавая ситуации выбора и расширяя сферу для самореализации). Приоритет именно этого, субъектного варианта и составляет суть личностного подхода[2].

Личностный подход означает уважение к достоинству человека, подразумевает не только восприятие и оценку его положительных или отрицательных качеств, а комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. Осуществляющий этот подход учитель видит в каждом ученике уникальную, единственную и неповторимую личность (“малый Космос”, по определению русских космистов). Задача учителя и в том, чтобы каждый воспитанник увидел личность в себе самом и в каждом из его окружающих.

Личностный подход направлен на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. В этом проявляется гуманистическая направленность личностного подхода. При личностном подходе все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, его задача — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру.

Д.А. Белухин сформулировал принципы личностно ориентированной педагогики[3].

1. Все люди разные. У каждого человека своя система значимых черт как для самого себя, так и для общества. Все, что происходит вокруг, человек преломляет через свои взгляды, убеждения. Будучи существом социальным, человек прислушивается к мнению других и постоянно измеряет их реакции со своими собственными. Но ведь все люди разные… Поэтому: живи своей головой, но действуй в соответствии с интересами всех. Опирайся на себя, принимай на себя ответственность за свое прошлое, настоящее, будущее. Не перекладывай свои неприятности и проблемы на других. Принимай другого таким, каков он есть.

2. Каждая личность уникальна и неповторима.

Этот принцип логически продолжает предыдущий. Нет в мире абсолютно одинаковых людей. Они отличаются не только отношением друг к другу, но и отношением к самому себе. Эмоционально-когнитивное отношение к себе можно обозначить словом “самоценность “ (не путать с самооценкой). Самоценность — это ощущение, эмоциональная окраска отношения к себе. Уровень самоценности может быть высоким или низким.

Для стабильного уровня высокой самоценности важна любовь родителей, близких, ровное положительно окрашенное общение с ними, отсутствие подавляющих личность влияний и многое другое.

3. Каждый человек прекрасен в своем личностном потенциале.

Каждая личность способна к саморазвитию. Поэтому так важна педагогическая развивающая деятельность, направленная на самовоспитание ребенка, на раскрытие его предназначения, на развитие его способностей и прекрасных личностных качеств.

4. Всемерная помощь ребенку в развитии его лучших качеств, направленная на снятие пут и оков с его личностного потенциала.

В чем состоит эта помощь?

— Нужно снять стереотипы в отношении к детям, в их восприятии;

— Любить всех детей;

— Помочь в раскрытии возможностей ребенка, снять все, что мешает этому.

5. Нельзя осуждать человека, но можно осудить его поступок.

Далеко не всегда поступок есть сам человек. Осуждая ребенка, педагоги часто как бы наклеивают ярлыки: солгал — значит ты лжец; украл — вор; подрался — драчун… Иногда наклеенный ярлык и определяет дальнейшее поведение. Это недопустимо. Поступок — отдельный акт проявления личности. Анализируя его, важно понять мотивы.

Вопрос 28

51 Личностный подход к лидерству


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: