Тема: текст в психолингвистике

Тема: Исторический очерк развития психолингвистики

План:

— обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)

— дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4 )

— обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Ознакомьтесь с материалами раздела «Психолингвистические аспекты научного наследия М.В. Ломоносова» в книге Психолингвистика в очерках и извлечениях (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

1.Какие закономерности речевой деятельности подметил М. В. Ломоносов?

2.Какие свойства человека М.В. Ломоносов выделил как важные для успешного осуществления речевого действия?

3. Как Ломоносов выявляет единство мысли , речи и языка?

4. Какое место в механизме мысле-рече-языкового действия занимает, по мысли В. М. Ломоносова, грамматика и оценка?

5. Как видит В. М. Ломоносов совершенствование процесса создания речи и как он предлагает добиться эффективности подготовленной речи?

Ознакомьтесь с материалами раздела «Вильгельм фон Гумбольдт о речевой деятельности» в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

  • Почему В. Фон Гумбольдт писал, что «язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее»? Какое свойство языка, с позиций современных представлений о языке как сложной самоорганизующейся системе, здесь имеется в виду?

Какое практическое значение имеет это свойство?

  • Как представлял В. Фон Гумбольдт деятельностный характер языка?
  • На каком основании В. Фон Гумбольдт проводил различие между языком и речью? Как он представлял их соотнесённость?
  • В чём состоит, по мнению В. фон Гумбольдта, цель «духовной», языковой и речевой деятельности человека (или мысле-рече-языковой деятельности )?
  • Как рассматривал В. фон Гумбольдт процесс общения людей? Почему для успешного познания мира необходимо общение? Что по его мнению, сложнее: говорить или слушать?

Ознакомьтесь с материалами раздела «И.А.Бодуэн де Куртенэ о психических основах языковых явлений и языковом знании» в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

  • Как обосновывает И.А. Бодуэн де Куртенэ связь мышления и языка? Какими фактами из истории языка, какими фактами речи он доказывает психическую природу языка?
  • Как видит И.А. Бодуэн де Куртенэ целостность системы мысле-рече-языкового действия? Каким механизмом организован человеческий язык , речь как явление человеческой психики?
  • Какими фактами показывает И.А. Бодуэн де Куртенэ существование собственно языкоаого знания о мире?
  • Какие два параллельных процесса выделяет И.А. Бодуэн де Куртенэ в онтогенезе и филогенезе?
  • Какие три гипотезы о способе возникновения языка приводит И.А. Бодуэн де Куртенэ? Оцените их с позиции современной синергетики.

Ознакомьтесь с материалами раздела «Фердинанд де Соссюр о различении языка и речи (К проблематике соотношения мысли, речи и языка)» в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

  • Какую роль отводит Ф. де Соссюр языку по отношению к мысли?
  • Какие свойства языка как формы, организующей мысль, отмечает Ф. де Соссюр?
  • Какое функциональное свойство языковых форм обнаруживается при различении Ф. де Соссюром значимости и значения, регламентированного системой языка?
  • Какие важные для системных лингвистических исследований противоположения (дихотомии) установил Ф. де Соссюр?

Дополнительные вопросы:

1. Язык и психология народа. Х. Штейнталь (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.55-58)

2. Принципы истории языка Германа Пауля (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.59-65)

3.Язык и психология духовных процессов. Разработки В.Вундта (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.65-69)

Семинар № 2

Тема: Основные понятия

План:

— обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)

— дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4 )

обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Семинар №5

Тема: Текст в психолингвистике

План:

— обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)

— обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Сделайте сообщения по данным вопросам:

1. Понятие «текст» в психолингвистике.

2. Понятие «дискурс» в психолингвистике.

3. Критерии текстуальности (когезия, когерентность, адресованность, целостность, связность, интертекстуальность, информативность).

4. Типологии текстов (функциональные стили, жанры, виды текстов)

5. Паралингвистические средства в текстовом пространстве (виды и функции)

Русский язык. Урок №2. Тема: \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: