Теории селективного влияния масс-медиа. теория когнитивного диссонанса. теория социального влияния.

Леон Фестингер и его теория «когнитивного диссонанса» (1957г.) – познавательного, интеллектуального дискомфорта.

Кроме этого: теория социального сравнения, согласно которой человек в большинстве случаев оценивает себя и своё поведение на основе сравнения с другими людьми и их поведением. Отсюда – добровольная «усредненность» среднестатистического человека, склонность к выравниванию себя в соответствии с принятыми в его среде (навязываемыми теми же массмедиа) одобряемыми образцами ( во всех сферах жизнедеятельности). Фестингер выявил основополагающий принцип в процессе формирования социальной нормы. Он также проанализировал специфику внутреннего приятия в отличие от вынужденного подчинения в статье «Анализ конформного поведения» (1953).

Центр исследований групповой динамики. В этом центре при участии Фестингера разрабатывались основы социометрии, совершенствовалась методика экспериментальных исследований, развивалось когнитивное направление в психологии, вытеснившее в последней трети 20 в. теории мотивации. Фестингер в соавторстве с другими сотрудниками центра написал труды «Социальное давление в неформальных группах: исследование жилищного проекта» (Н.-Й., 1950), «Теория и эксперимент в социальной коммуникации» и др.

Диссонанс может появиться по различным причинам:

  • По причине возникающего логического несоответствия;
  • Несовпадение культурных кодов ( Фестингер: «по причине культурных обычаев») ;
  • Расхождение/столкновение индивидуального мнения в результате вхождения в состав более широкого (группового) мнения – вплоть до отказа от собственного мнения;
  • расхождение прошлого опыта c вновь возникшей ситуацией.

Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид отбрасывает известную прежде информацию, отказывается от прежней установки при принятии некоторого решения в ситуации столкновения с новым, непривычным, не описываемым в рамках прежнего опыта/установок. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.

Ситуация выбора всегда усиливает когнитивный диссонанс. Происходит разрыв шаблона, т.е. стереотипного, привычного поведения.

В результате такого поведения происходит смена определенных установок человека, а оправдать это изменение человеку жизненно необходимо потому, что он должен поддерживать согласованность своих знаний, согласованность поступков, поддерживать « линию поведения».

20 долларов и 1 доллар – классический эксперимент Фестингера-Карлсмита. Изменение установок и убеждений в соответствии с действиями. И это однозначно легче, чем изменить само действие.

Теории селективного влияния масс-медиа. теория когнитивного диссонанса. теория социального влияния.

В результате человек мотивирует себя на уменьшение противоречия в собственных убеждениях.

Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: индивид «регулирует» свое мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя. Наше мышление, т.о., селективно, т.е. избирательно подходит к любым новым знаниям, сведениям, оставляя только те, которые вписываются в уже существующую в нашей голове «картину мира».

3 формы селекции:

— селективная экспозиция – избегание диссонанса путем выбора сведений, соответствующих нашим интересам или нашему мнению; (« Я не хочу этого знать!»)

— селективное запоминание – подбор и запоминание информации по этому же принципу;( «Я этого не помню!»)

— селективная перцепция – умственная и психологическая переработка, «переделка» поступающей вновь информации по принципу соответствия нашим мнениям/интересам. ( « Все было совсем не так!»)

Если вы выбираете такой вариант поведения, который противоречит вашей установке и при этом приводит к негативным последствиям, вы будете переживать состояние диссонанса. Однако если кто-то вынуждает вас вести себя определенным образом, вы не будете чувствовать личной ответственности и не будете переживать никакого диссонанса. В эксперименте Фестингера и Карлсмита («вынужденное согласие») в действительности испытуемые думали, что их действия были свободными.

Селективность нашего отношения основана на такой общераспространеннной психологической черте человека, как конформизм, т.е. склонность к соглашательству с другими людьми в ущерб очевидному (эксперименты Валерии Мухиной, напр).

Мелвин Дэфлер и Сандра Болл-Рокич и теория социального влияния ( 70-е гг). Близка теории 2-ступенчатого потока информации, т.к. полагает, что непосредственное социальное окружение человека определяет его отношение к сообщениям масс-медиа, доминируют в оценке и интерпретации любых сообщений.

Иногда социальное влияние выступает в виде рычага давления (принудительное голосование, напр.) «Вынужденное согласие» как результат группового, общественного давления, давления со стороны сми.

Согласно теории Болл-Рокеш и Де Флера, общая степень зависимости аудитории складывается не только из индивидуальных различий реципиентов, но и из уровня стабильности общества и масштаба социально-значимых проблем. В эпоху медиаглобализации человек склонен обращаться к СМИ как к единственному источнику достоверной, на его взгляд, информации. Более того, масс-медиа становятся для человека не только окном в мир, но и мотивацией к эскапизму.

Теория культивирования Гербнера: зрители, потребляющие большие объёмы телевизионной информации, склонны культивировать действительность, искажая и приближая её образ к тому, что они видят на экране

Пол Лазарсфельд, Роберт Мертон- развитие представлений о социальных функциях медиа:

-функция присвоения статуса. Средства массовой коммуникации преумножают власть определённых организаций и поднимают престиж круга личностей, тем самым признавая их социальный статус законным – легитимизируя его.

— функция укрепления социальных норм. Средства массовой коммуникации способны побуждать аудиторию к организованному социальному действию

— дисфункции – дисфункции наркотизации. Так называемое «информационное общество» имеет слишком широкий доступ к данным, что скорее приводит к пассивности знания, нежели к активному участию: тратя всё больше времени на поглощение информации, человек всё меньше действует. Избалованная выбором источников и форм представления информации аудитория всё хуже понимает суть того, что читает,– возникает разрыв между грамотностью и пониманием.

По результатам научных исследований воздействие СМИ (социальное влияние) было классифицировано на:

когнитивное, поведенческое, эмоциональное

А медиавоздействие на: прямое и непрямое, кратковременное и долговременное,

перемежающееся или совокупное

Механизм управления людьми через СМИ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: