Программа курса
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса Ожидаемые результаты | |
Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край» | |||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | |||||
Тема 1. Семейные традиции. Семейные ценности. Семейные праздники | Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. Определить понятие «семья». Формировать понятие «счастливая семья». Способствовать осознанию ценности семейных отношений | Принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение, народные семейные традиции:Тест «Какими вы будете родителями?» | Комплексное занятие | Формирование семейных ценностей, ответственного отношения к семье | |
Микросфера «Природа Донбасса» | |||||
Тема 2.Заповедные места Донецкого региона. Экскурсия в заповедник | Расширить представление детей о заповедных местах Донецкого региона. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, любви к родной природе | Красная книга Донбасса. Что такое «Красная книга». Какие растения и животные Донетчины охраняются ею. Заповедники, заказники и охранные комплексы Донетчины | Экскурсия к одному из заповедников (заказников, охранных комплексов) региона | Интерес к заповедным местам региона, чувство ответственности за сохранение природного богатства родной земли | |
Тема 3.Правила экологического поведения | Продолжить экологическое воспитание учащихся. Обобщить и закрепить знания учащихся о правилах поведения в природе. Способствовать формированию навыков правильного поведения человека в природе. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля | Беседа об отношениях в системе «природа – общество – человек». Правила поведения в природе. Путешествие по заповедным местам. Ситуации. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя» | Урок-виртуальное путешествие | Осознание чувства ответственности за собственное экологическое поведение | |
Микросфера «Культура Донбасса» | |||||
Тема 4.Фольклорные сокровища Донбасса | Рассказать о значении фольклора в жизни народа, характеризовать его как источник знаний по менталитету и особенностям народного характера | Показать многообразие фольклорного наследия, его самобытность, особенность и значимость для каждого человека. | Занятия-рассуждение | Знание ключевых особенностей фольклорного наследия, умение приводить конкретные примеры | |
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | |||||
Микросфера «Человек и закон» | |||||
Тема 5. Главный закон государства | Раскрыть значение конституции как основного закона любого государства | Сформировать понятие «конституция», составить схему классификации конституций, выделить особенности Конституции ДНР | Занятие-практикум | Знание особенностей Конституции ДНР | |
Микросфера «Гражданская позиция» | |||||
Тема 6.Патриотизм и гражданственность | Сформировать содержание данных терминов | Выучить данные термины, выделить отличие и факторы формирования | Комбинированные занятия | Знание содержания понятий, умение отличать их между собой | |
Микросфера «Мои права и обязанности | |||||
Тема 7. Социальная значимость здорового образа жизни | Сформировать понимание в необходимости ЗОЖ | Составить «карту рисков» и карту движения к ЗОЖ | Занятие-практикум | Знание алгоритма действий по достижению ЗОЖ | |
Тема 8.Права ребенка, человека, гражданина | Раскрыть перечень прав данных категорий, показать отличия | Составить сравнительную таблицу по перечню прав данных категорий | Занятие-практикум | Знание права данных категорий, умение отличать их между собой | |
Микросфера «Трудом славен человек» | |||||
Тема 9. «Трудовые легенды» Донецкого края | Рассказать о трудовых подвигах героев Донбасса: Кривоноса, Стаханова, Изотова и др. | Познакомиться с примерами трудового героизма земляков, составить сводную таблицу | Комбинированные занятия | Умение характеризовать трудовой подвиг земляков, гордость за их героизм | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Тема 10. Нравственные ценности. Добро и Зло в истории человечества | Ознакомить детей с нравственной категорией добра, дать представление о его значении в жизни человека и в межличностных отношениях. Воспитывать у учащихся нравственные социально значимые качества личности. Вырабатывать положительные привычки поведения | Рассказ учителя о добре, его значении в жизни людей и в межличностных отношениях. Просмотр фрагментов видеофильма. Чтение и обсуждение рассказов современных писателей. Беседа «Доброта спасет мир». Ролевая игра «Как аукнется …» | Занятие-дидактическая игра | Понимание ценности добра в жизни человека и общества | |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир». | |||||
Микросфера «Дыхание времен» | |||||
Тема 11.Россия и характер русского человека | На конкретных примерах показать особый склад русского характера, который определяет собой особую историю России | Сформировать вывод об уникальности «русского характера» | Обзорное занятие | Понимание особенный менталитет русского характера, умение приводить факты в доказательство | |
Тема 12. Гражданин, Отечество, патриот | Сформировать содержание данных понятий | Выделить взаимосвязь между данными понятиями | Занятие-диалог | Знание данных понятий, умение выделять общие точки соприкосновения и указывать следствие этой взаимосвязи | |
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | |||||
Тема 13. «Реки славянской беды» – Каяла и Калка | Познакомить обучающихся с трагическими для русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии | Сформировать выводы о взаимосвязи причин трагедии в данных событиях. Сделать вывод о путях преодоления повторов возможного | Обзорное, комбинированное занятие | Умение характеризовать данные события, указывать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов | |
Микросфера «Секреты русских мастеров» | |||||
Тема 14.Чудеса русской архитектуры | Познакомить школьников с жемчужинами русской архитектуры | Сформировать вывод о значении создания шедевров культуры для последующей истории государства | Комбинированное занятие | Знание шедевров русской архитектуры | |
Микросфера «Летопись народной мудрости» | |||||
Тема 15.Историко-этнографические регионы на территории Донбасса | Выделить исторические и этнографические регионы на территории Донбасса, указав их особенности | Составить условную «карту Донбасса» по его этническим составляющим | Комбинированное, творческое занятие | Понимание сложности и величия поликультурного аспекта Донецкого региона |
8 КЛАСС
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы занятия | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Комбини-рованные (интегри-рованные) |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | ||||
Микросфера«Я – житель Донбасса» | ||||
Тема 1. Гражданский долг и гражданская позиция | ||||
Тема 2. История в топонимах моего района. Экскурсия «Родная улица моя» | ||||
Тема 3. Семья – основа будущего общества | ||||
Микросфера«Природа Донбасса» | ||||
Тема 4.. Охранять природу – значит охранять жизнь | ||||
Микросфера«Культура Донбасса» | ||||
Тема 5.Историческое и культурное наследие нашего края. Экскурсия | ||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | ||||
Микросфера«Человек и закон» | ||||
Тема 6.Конституция – основной закон страны | ||||
Тема 7.Правонарушения и ответственность | ||||
Микросфера«Гражданская позиция» | ||||
Тема 8. Гражданин, гражданственность, государство | ||||
Микросфера«Мои права и обязанности» | ||||
Тема 9.. Знать закон смолоду | ||||
Микросфера«Трудом славен человек» | ||||
Тема 10. Основные участники экономики – потребители, производители. Формы бизнеса. Виртуальная экскурсия | ||||
Микросфера«Учимся жить среди людей» | ||||
Тема 11.Детские, молодежные и общественные организации в ДНР | ||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | ||||
Микросфера«Дыхание времен» | ||||
Тема 12. Исторические этапы возникновения и развития государства Российского | ||||
Микросфера«След в истории. Выдающиеся личности» | ||||
Тема 13. Времён связующая нить | ||||
Микросфера«Секреты русских мастеров» | ||||
Тема 14.Традиционные народные промыслы | ||||
Микросфера«Летопись народной мудрости» | ||||
Тема 15.Верования восточных славян – первооснова русской народной духовности |
Программа курса
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край | |||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | |||||
Тема 1.Гражданский долг и гражданская позиция | Продолжить изучение основных прав человека – права на образование. Сформировать представление о правах и обязанностях учеников в школе. Продолжить работу над утверждением в классном коллективе системы демократических ценностей | Актуализация знаний об основных правах и обязанностях школьника. Углубление имеющихся у школьников сведений об основных документах Республики, дающих право на образование. Рассказ о том, как государство обеспечивает данное право | Комбинированное занятие | Умение характеризовать особенности права на образование; описывать основные правовые документы, которые его дают; описывать особенности прав и обязанностей учеников в школе | |
Тема 2.История в топонимах моего района. Экскурсия «Родная улица моя» | Познакомить учеников с особенностями исторических названий местностей края, их значении в сегодняшнем дне. Продолжить воспитывать чувства гражданственности и патриотизма | Рассказ учителя о происхождении и развитии названий местностей края,. Рассмотрение конкретных примеров топонимики на местности | Экскурсия | Умение описывать особенности исторических названий местностей края, их значение в сегодняшнем дне | |
Тема 3. Семья – основа будущего общества | Сформировать целостное восприятие семейных отношений, их моделирование с обществом и государством. Воспитание ответственного отношения | Рассказ учителя о семейных узах, традиции, воспитании последующих поколений с использованием традиционного семейного опыта как основы будущей личности и гражданина | Комбинированное занятие | Умение давать определение семье как первооснове общества; характеризовать использование традиционного семейного опыта, как основу будущей личности и гражданина | |
Микросфера «Природа Донбасса» | |||||
Тема 4. Охранять природу – значит охранять жизнь | Выявить особенности природы и ее взаимосвязей с человеком в нашем крае. Продолжить экологическое воспитание учащихся | Рассказ учителя о характерных особенностях нашей природы, влиянии ее на человека и результатах его деятельности. Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе своей Родины | Комбинированное занятие | Умение выявлять особенности природы и взаимосвязей с человеком в нашем крае; давать их аргументированную характеристику | |
Микросфера «Культура Донбасса» | |||||
Тема 5. Историческое и культурное наследие нашего края. Экскурсия | Продолжить знакомство учеников с сохранившимся культурно-историческим наследием нашего государства. Воспитывать бережное отношение к его сохранению | Организация учителем экскурсии к историческому или культурному памятнику | Экскурсия | Умение описать сохранившееся культурно-историческое наследие нашего государства; характеризовать его ценность и значимость для людей | |
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | |||||
Микросфера «Человек и закон» | |||||
Тема 6. Конституция – основной закон страны | Сформировать представление о Конституции как основном законе государства, ее месте и значении для жизни Республики и ее граждан. Продолжить воспитание чувства патриотизма | Рассказ учителя о становлении Конституции ДНР, ее основных положениях, регулировании основных функций государства | Комбинированное занятие | Умение давать определение Конституции, описывать ее значение в жизни государства; аргументировать ее важность в жизни ДНР | |
Тема 7. Правонарушения и ответственность | Сформировать представления о понятиях «правоотношение» и «правонарушение». Продолжить развитие основ правовой культуры. Конкретизировать систему правомерных отношений в обществе. Воспитывать чувства справедливости и ответственности | Рассказ учителя о том, что такое «правоотношение» и «правонарушение, какие аспекты поведения являются неправомерными, какие наказания правонарушений существуют и как придерживаться правомерного поведения в обществе | Урок-диалог | Умение давать определение «правоотношение» и «правонарушение»; определять, какие аспекты поведения являются неправомерными, какие наказания правонарушений существуют; характеризовать правомерное поведение | |
Микросфера «Гражданская позиция» | |||||
Тема 8. Гражданин, гражданственность, государство | Дать представление о понятии «гражданин» и «власть». Формировать чувство гражданского долга, продолжить воспитание чувств любви и уважения к своей Родине и народной власти | Рассказ учителя о том, что значит быть истинным гражданином своей страны, как складываются взаимоотношения между человеком и властью. Исторические примеры. Рассуждение о том, насколько важно и возможно влиять человеку на власть и наоборот | Комбинированное занятие | Умение давать определение «гражданин» и «власть»; описывать как складываются взаимоотношения между человеком и властью | |
Микросфера «Мои права и обязанности | |||||
Тема 9. Знать закон смолоду | Продолжить знакомить детей с понятием «закон», показать его необходимость и обязательность для человека. Познакомить с основными положениями законодательной базы ДНР | Рассказ учителя о том, как можно и нужно защищать свои права, как помогает знание законов и необходимость их изучения на примере конкретной законодательной базы ДНР | Комбинированное занятие | Умение давать характеристику понятия «закон»; аргументировать необходимость его изучения с раннего возраста | |
Микросфера «Трудом славен человек» | |||||
Тема 10. Основные участники экономики – потребители, производители. Формы бизнеса. Виртуальная экскурсия | Рассказать ученикам о народном явлении экономики, трудовой деятельности людей, показать важность работы различных форм работы для жизни государства | Рассказ учителя о понятиях «потребители», «производители», «бизнес», различных формах трудовой деятельности, ее организации на благо всех граждан | Виртуальная экскурсия | Умение характеризовать понятия потребители», «производители», «бизнес»; аргументировать важность работы различных форм работы для жизни государства | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Тема 11. Детские, молодежные и общественные организации в ДНР | Познакомить детей с формой детских, молодежных и общественных организаций, возможностью участия в них. Формировать ответственную и активную гражданские позиции у детей | Рассказ учителя о системе общественных организаций, описание их деятельности на конкретных примерах организаций ДНР | Комбинированное занятие | Умение характеризовать детские, молодежные и общественные организации в ДНР; разбираться в особенностях данных организаций, делать собственные выводы относительно значимости их работы | |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | |||||
Микросфера «Дыхание времен» | |||||
Тема 12. Исторические этапы возникновения и развития государства Российского | Ознакомить учеников с основными историческими вехами создания и развития Российского государства. Показать роль выдающихся личностей в данном процессе | Изучение на конкретных исторических примерах основных исторических этапов развития Российского государства. Рассмотрение биографий выдающихся исторических деятелей (особенно нашего края) и их вклад в данный процесс. Воспитание интереса к историческому прошлому и чувства патриотизма | Занятие-диалог | Умение выделять основные периоды истории государства, описывать и анализировать деятельность исторических личностей в ключевые периоды истории | |
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | |||||
Тема 13. Времён связующая нить | Познакомить учеников с выдающимися личностями нашего края XVI-XVII вв., их вкладом в историю | Рассказ учителя о выдающихся исторических деятелях, памятниках в их честь. Продолжить воспитание интереса к историческому прошлому Родины и чувства патриотизма | Комбинированное занятие | Умение характеризовать деятельность значительных персон нашего края XVI-XVII вв., проводить причинно-следственную связь между их достижениями и последствиями сегодняшнего развития государства | |
Микросфера «Секреты русских мастеров» | |||||
Тема 14. Традиционные народные промыслы | Продолжить ознакомление детей с особенностями народных промыслов Донетчины. Раскрыть их значение в жизни населения и важность труда для жизни | Рассказ учителя об особенностях промыслов, значении в истории народа | Урок-панорама | Умение характеризовать основные промыслы нашего края; описывать особенности жизни населения; составлять собственные описания жизни наших предков в виде сочинений | |
Микросфера «Летопись народной мудрости» | |||||
Тема 15. Верования восточных славян – первооснова русской народной духовности | Познакомить учеников с религиозными представлениями наших предков, основными этапами в жизни людей, сравнить с сегодняшними условиями современного общества. Выявить взаимосвязь и духовную основу славянского народа | Рассказ учителя о представлениях наших предков и жизненных циклах, основных этапах в жизни людей на исторических примерах | Комбинированное занятие | Умение давать характеристику определениям «язычество», «анимизм», «тотемизм», «фетишизм»; проводить причинно-следственную связь пережитков традиционной религии в традициях современного общества |
9 КЛАСС
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы занятия | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-ческие | Комбини-рованные (интегри-рованные) |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | ||||
Микросфера«Я – житель Донбасса» | ||||
Тема 1.Национальная «палитра»Донетчины | ||||
Микросфера«Природа Донбасса» | ||||
Тема 2. Природа и люди. Правила экологического поведения | ||||
Микросфера«Культура Донбасса» | ||||
Тема 3. Образование и образованность. Необходимость самообразования | ||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | ||||
Микросфера«Человек и закон» | ||||
Тема 4. Конституция ДНР. Как рождается закон в Республике | ||||
Тема 5. На страже закона и порядка | ||||
Микросфера«Гражданская позиция» | ||||
Тема 6. История народовластия. Народовластие в ДНР | ||||
Тема 7. СМИ в жизни современного общества. Информационные войны | ||||
Тема 8. Объединение людей по интересам. Партии, общественные организации и движения в ДНР | ||||
Микросфера«Мои права и обязанности» | ||||
Тема 9. История развития прав человека | ||||
Микросфера«Трудом славен человек» | ||||
Тема 10.Мастер и шедевр (о значении профессионализма в деятельности человека) | ||||
Микросфера«Учимся жить среди людей» | ||||
Тема 11. Искусство компромисса и комплимента | ||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | ||||
Микросфера«Дыхание времен» | ||||
Тема 12. Кого можно считать патриотом своей Родины? | ||||
Микросфера«След в истории. Выдающиеся личности» | ||||
Тема 13. Величие истории государства в подвигах его народа | ||||
Микросфера«Секреты русских мастеров» | ||||
Тема 14.Талант Левши – талант народа | ||||
Микросфера«Летопись народной мудрости» | ||||
Тема 15.Страницы народного календаря |
Программа курса
Название раздела, темы занятия | Кол-во часов | Цели | Содержание деятельности | Форма организации образовательного процесса | Ожидаемые результаты |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | |||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | |||||
Тема 1.Национальная «палитра»Донетчины | Познакомить обучающихся с многонациональным составом населения Донбасса | Сформировать основной список национальностей и этносов Донбасса | Занятие-рассуждение | Понимание смысла национальной толерантности и поликультурности в Донбассе | |
Микросфера «Природа Донбасса» | |||||
Тема 2.Природа и люди. Правила экологического поведения | Раскрыть факторы влияния человека на природу Донбасса | Сформировать памятку по правилам экологического поведения | Занятие-рассуждение | Понимание правил поведения на природе | |
Микросфера «Культура Донбасса» | |||||
Тема 3. Образование и образованность. Необходимость самообразования | Сформировать вывод о необходимости реализации принципа «учусь всю жизнь» | Сформировать перечень доказательств о необходимости самообразования | Занятие-дискуссия | Знание понятий и умений отличать их по содержанию | |
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | |||||
Микросфера «Человек и закон» | |||||
Тема 4. Конституция ДНР. Как рождается закон в Республике | Сформировать понятие конституции как основного закона государства. Дать характеристику и классификацию конституций в странах мира. Выделить особенности структуры и содержания Конституции ДНР | Составить схему классификации конституций. Выделить перечень особенностей, характерных для Конституции ДНР, сформировать характеристику Конституции ДНР по известным параметрам | Комбинированное занятие | Знание о том, что Конституция: — обладает высшей юридической силой; — провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; — базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Умение выделять особенности и давать характеристику Конституции ДНР | |
Тема 5. На страже закона и порядка | Сформировать понятие о структуре правоохранительных органов и структуре судебной власти в государстве | Составить схему правоохранительных органов, знать составляющие судебной системы | Занятие-диалог | Умение характеризовать элементы правоохранитель-ной системы государства, отличать суды по их юрисдикции и компетенции | |
Микросфера «Гражданская позиция» | |||||
Тема 6. История народовластия. Народовластие в ДНР | Сформировать понимание механизмов, необходимых для практической работы народовластия | Работа с основными дефинициями, формирование схемы механизма народовластия и его условий | Занятие-диалог | Знание понятия абсентеизм, умение выделять факторы, влияющие на процесс народовластия в республике | |
Тема 7. СМИ в жизни современного общества. Информационные войны | Выделить конкретные аспекты по влиянию СМИ на политическую жизнь в стране. Сформировать понимание термина «информационные войны» | Работа над формированием дефиниций, анализ примеров влияния СМИ на политические процессы | Комбинированное занятие-диалог | Понимание, что такое информационные войны, как СМИ могут изменить результаты политических процессов | |
Тема 8. Объединение людей по интересам. Партии, общественные организации и движения в ДНР | Познакомить учащихся с основными общественно-политическими партиями и движениями в ДНР | Составление сводной таблицы по партиям и общественным движениям | Обзорное, комбинированное занятия | Иметь представление о существующих партиях и движениях, различать их по программным аспектам | |
Микросфера «Мои права и обязанности | |||||
Тема 9. История развития прав человека | Рассмотреть этапы исторического процесса формирования основного перечня прав и свобод человека | Выделить основные исторические маркеры на пути формирования основного блока прав и свобод | Проблемное занятие | Знание исторических процессов и факторов, повлиявших на формирование прав и свобод человека в мировом масштабе | |
Микросфера «Трудом славен человек» | |||||
Тема 10.Мастер и шедевр (о значении профессионализма в деятельности человека) | Выделить особый характер профессионализма в трудовой деятельности | Сделать вывод о приоритете профессионального уровня при реализации своих прав | Беседа | Понимание значения уровня профессионализма в процессе реализации прав | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Тема 11. Искусство компромисса и комплимента | Показать практическое развитие ситуаций при использовании данного мастерства | Сформировать и опробовать практическую модель по реализации принципов компромисса и комплимента | Практическое занятие | Владение методикой использования данных технологий | |
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» | |||||
Микросфера «Дыхание времени» | |||||
Тема 12. Кого можно считать патриотом своей Родины? | Раскрыть содержание понятия «патриот» | Работа с содержанием понятий «гражданин», «патриот». Формирование ответа на вопрос темы занятия | Работа с источниками, дискуссия. | Вывод по вопросу, кого необходимо считать патриотом | |
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | |||||
Тема 13. Величие истории государства в подвигах его народа | Подтвердить конкретными фактами вывод о взаимосвязи истории народа и истории державы | Подбор и анализ исторических фактов, которые позволяют проследить взаимовлияние подвигов отдельных граждан государства во имя величия государства | Обзорное занятие-рассуждение с элементами аналитики | Умение доказывать тезис о взаимосвязи могущества государства с готовностью его граждан на подвиг | |
Микросфера «Секреты русских мастеров» | |||||
Тема 14.Талант Левши – талант народа | На примере подобранных фактов подвести обучающихся к выводу о первопричинах любого прогресса – это талантливые люди, желающие прославить свое государство | На основе всем известной истории показать талант простого народа, так называемых «самородков» | Комбинированное занятие | Умение доказывать на примерах практическую реализацию тезиса о «народных талантах-самородках» | |
Микросфера «Летопись народной мудрости» | |||||
Тема 15.Страницы народного календаря | Познакомить учащихся с отдельными страницами из культурной сокровищницы русского народа | Сформировать вывод о значении культуры в историческом процессе | Занятие-рассуждение | Понимание значения развития культуры народа для общей истории государства |
Среднее общее образование
10-11 классы