Возможно ли увидеть аллаха во сне?

Нет разногласия среди ученых в том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) видел своего Господа во сне, и об этом говорится в известном хадисе:«Пришел ко мне мой Господь в наилучшем образе». Ахмад 5/243, ат-Тирмизи 3234. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад, имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх аль-Альбани. См. “аль-Камиль” 6/345, “ат-Тамхид” 24/325, “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 3234.

Имам ад-Дарими об этом хадисе сказал: “Поистине, этот случай произошел во сне, и во сне возможно увидеть Аллаха Всевышнего в любом состоянии и облике”. См. “ан-Накъд ‘аля аль-Мариси” 2/738.

А что касается вопроса: «Может ли Аллах присниться во сне кому-либо не из пророков?», то большинство имамов считали, что может. Более того, некоторые из них даже передали единогласное мнение относительно этого.

Ан-Науауи говорил, что Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые единогласны в том, что возможно увидеть Всевышнего Аллаха во сне”. См. “Шарх Сахих Муслим” 15/25.

А шейхуль-Ислам Ибн Таймия, упомянув о том, что группа из числа му’тазилитов и джахмитов отрицали видение Аллаха во сне, сказал: “Это противоречит тому, в чем единогласны саляфы нашей общины и имамы, и даже разумные люди из числа сынов Адама. Ведь видение Аллаха во сне не является каким-то недостатком, связанным с Всевышним Аллахом”. См. “Баяну тальбис аль-джахмия” 1/73.

Но на самом деле в этом вопросе было разногласие, и иное мнение высказывали не только заблудшие, но и некоторые сторонники Сунны. Например, многие ханафиты считали, что видение Аллаха во сне – это было особенностью лишь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а не всех людей из его общины. См. “Табакъат ас-Сунния фи тараджим аль-ханафия” 1/154, “аль-Куллият” 1/749.

Также о наличии в этом вопросе разногласия передал ханбалитский имам ас-Саффарини, сказавший: “Было разногласие относительно видения Аллаха во сне, но правильное мнение в том, что это возможно”. См. “Ляуами’ аль-ануар” 2/285.

Те, кто считал, что это было особенностью пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не любого человека, говорили, что нельзя проводить аналогию с хадисом на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел Аллаха во сне в прекрасном облике, а значит и другие мусульмане могут это. Ведь это пророк (мир ему и благословение Аллаха), который имел возможность в отличие от иного человека отличить правдивый сон от лживого. А других текстов из Корана и Сунны на это нет, кроме упомянутой аналогии. А в качестве довода сами приводили следующий хадис, говоря что он указывает на отрицание возможности видения Аллаха в этом мире, будь то во сне или наяву: «Поистине, вы не увидите вашего Господа, пока не умрете!» См. «Сахих аль-джами’» № 2312.

Более того, они говорили, что если бы это было возможным, то видение Аллаха во сне передали бы сподвижники, во главе которых Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах). Однако ни от кого из сподвижников не передается, чтобы они видели Аллаха во сне, хотя они были самыми праведными в общине мусульман. А относительно некоторых сообщений от саляфов, что они видели Аллаха во сне, как это передается от Ахмада, от Абу Ханифы и др., то они ответили, что эти высказывания не имеют иснада и нуждаются в уточнении их достоверности.

Однако даже те имамы, которые говорили о возможности видения Аллаха Всевышнего во сне, поясняли важные моменты, связанные с этим:
Необходимо знать, что заявление кого-либо из людей, что он видел Аллаха в Его истинном облике, является ложью!

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Кто бы ни сказал из рабов, будь это раннее поколение или позднее, что он видел своего Господа глазами, тот заблуждается по единогласному мнению обладателей знания и имана!” См. “аль-Уасыя аль-кубра” 77.

Шейх Мукъбиль ибн Хади сказал: “Передается от имама Ахмада и других саляфов, что они видели своего Господа во сне. Однако, если какой-либо человек увидел во сне своего Господа и явится с чем-то, что противоречит известным шариатским положениям, то не принимается это от него! Ведь увиденное им может быть как правдивым, так и просто наущением”. См. “Тухфа аль-муджиб” № 68.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Увидеть Аллаха во сне можно только в мире этом, поскольку в мире ином нет сна. И относительно этого сообщается в хадисе, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел своего Господа во сне. Что же касается видения Аллаха во сне кем-либо помимо пророка (мир ему и благословение Аллаха), то я не знаю, утверждено ли это достоверно или нет. Но сообщается, что имам Ахмад видел своего Господа во сне. Также шейхуль-Ислам передавал, что человек может увидеть своего Господа во сне. Это может быть в таком виде, что Всевышний Аллах явит ему сон в виде примера, в зависимости от степени его приверженности к религии. Т.е. он может увидеть благой сон, который станет для него помощью для стойкости в религии”. См. “Ликъа Баб аль-мафтух” 17/30.

Спросили шейха Ибн База: «Каково постановление относительно того, кто заявляет, что он видел Великого Господа во сне? И является ли достоверным то, о чем заявляют некоторые, что имам Ахмад видел Аллаха во сне более ста раз?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и другие имамы упоминали, что возможно человеку увидеть своего Господа во сне. Однако то, что он увидел, не будет таковым на самом деле, потому что Аллах не похож ни на что, как Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура 42: 11). Поэтому нельзя Его сравнивать ни с чем из Его творений! Но может быть так, что во сне человек видел, как он разговаривает со своим Господом. А если увидит какой-либо облик, то это не истинный облик Всевышнего Аллаха, потому что ничто не подобно Ему и нет равного Ему. Шейхуль-Ислам упоминал, что в отношении этого положения людей различаются в зависимости от того, кто видел сон. И всякий раз, как видящий сон является самым праведным из людей и благочестивым, то его сон ближе к правильному и правдивому, но не в таком образе, в котором он видел во сне Аллаха. Ведь важная основа гласит, что Всевышний Аллах не подобен ничему и никому! Может человек увидит сон, в котором будет сказано ему что-то, но без какого-либо образа при этом. Сообщается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он видел своего Господа во сне, как это сообщается в хадисе от Му’аза, да будет доволен им Аллах. Хадис об этом передается многими путями, и в нем сказано, что Всевышний Аллах положил Свою руку между лопаток пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он почувствовал холодок в груди. Об этом хадисе написал послание хафиз Ибн Раджаб, назвав его: «Ихтияр аль-ауля фи шарх хадис ихтисам маляиль-а’ля». И в этом хадисе довод на то, что пророки видели Аллаха во сне. Что же касается видения Аллаха в мире этом наяву, то этого нет! От пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается, что он сказал: «Вы не увидите своего Господа, пока не войдете в Рай!» Этот хадис приводит Муслим в своем Сахихе. А когда самого пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Видел ли ты своего Господа?» Он сказал: «Я видел Свет», как это передал Муслим. И ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, когда ее спрашивали об этом, она говорила, что не увидит никто Аллаха в мире этом, потому что видение Аллаха будет только в Раю, что будет величайшим наслаждением для верующих. Это благо достанется только для верующих в Раю. Что касается видения Аллаха во сне, о чем заявляют многие люди, то это различается в зависимости от положения людей, как сказал шейхуль-Ислам, разнится по причине их праведности и богобоязненности. Может быть и так, что человек воображает себе, что он видел своего Господа, а на самом деле это не так, тогда как это лишь шайтан вводит в заблуждение и говорит, что он господь. Сообщается, что ‘Абдуль-Къадиру аль-Джайляни приснился сон, про трон над водой, и ему было сказано: «Я — твой господь, и я снимаю с тебя обязанности!» Тогда шейх ‘Абдуль-Къадир сказал: «Сгинь, о враг Аллаха, ты не мой Господь, поскольку веления моего Господа не спадают с совершеннолетних!» А что касается видения имама Ахмада во сне своего Господа, то я не знаю о достоверности этого. Было сказано, что он видел, но я не знаю достоверность этого”. См. “Фатауа Ибн Баз” 6/367 (Сокращенно).

Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак сказал: “Что касается видения Аллаха во сне, то это случалось в мире этом, как об этом упоминали ученые. Однако остается вопрос относительно различия между правдивым сном в этом и обычным заявлением. Я не припоминаю, чтобы кто-либо упоминал условия, посредством которых различается истинное видение Аллаха во сне и простого заявления, как например, условия, которые были установлены для тех, кто заявлял, что он видел во сне пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нет сомнения в том, что если кто-то посчитает, что увидел во сне своего Господа, то мы не примем это заявление от него, но и не отвергнем, поскольку не имеем того, что будет служить подтверждением или отвержением в этом вопросе. Но мы скажем: «Аллах лучше знает об этом»”. См. “аль-Фатауа” № 17495.

Также можно привести очень важные и полезные фатуа шейха Ибн ‘Усаймина по данному вопросу:

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что касается видения Аллаха во сне, то передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел Его во сне. А что касается не пророка, то от имама Ахмада передается, что он видел Аллаха во сне, но Аллаху ведомо, достоверно ли это или нет? Однако, мы не нуждаемся для руководства в том, чтобы видеть во сне Всевышнего Аллаха. Но мы нуждаемся в том, чтобы читать Его слова (Коран) и жить по ним. Ведь посредством этого Он словно обращается и разговаривает с нами! Поэтому Он ниспослал Коран Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и нам вместе с ним, чтобы мы жили по нему. И не следует тебе увлекать себя этими вещами, потому что ты не обретешь этим желаемого результата, однако тебе следует следовать Корану и Сунне и жить по ним!” Сл. “Ликъа Баб аль-мафтух” № 213.

А в другой встречи «Ликъаат Баб аль-мафтух» шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Я в сомнении относительно того, что передают от имама Ахмада или от других, кто видел Аллаха Всевышнего во сне. Что же касается иной жизни, то верующие увидят своего Господа воочию, и прошу Аллаха сделать нас из их числа!”

Шейх Ибн ‘Усаймин также говорил: “Что касается видения Аллаха во сне, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел Его во сне. Однако сможет ли увидеть и другой? Передают, что имам Ахмад видел своего Господа во сне, и некоторые ученые говорили, что это возможно. Я не знаю, Аллах знает лучше. Но я опасаюсь, что если эта дверь будет открыта, то начнут входить через нее суфийские шейхи и им подобные, говоря: «Вчера я видел Господа, сидел с ним и мы разговаривали», а затем будут рассказывать небылицы, не имеющие основы! Я считаю, что важнее закрыть эти двери”. Сл. “Ликъа Баб аль-мафтух” 3/418.

Это очень важное наставление шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах.

[Конец примечания].

Говорит ибн Кудама: «И верующие увидят их Господа в судный день (Ахыра – имеется ввиду все что после воскрешения, и мы говорили что верующие увидят Всевышнего Аллах как в судный день так и в раю) своим зрение (басар – это зрение глаз, не просто сердцем, а своим зрением, зрение глаз) и будут посещать Всевышнего Аллаха.

(Мы говорили то, что зияра (посещение) Всевышнего Аллаха не установлено достоверно, хадис об этом слабый, в его иснаде Абдуль Хамид ибн Хабиб ибн Абиль Ищрин- слабый передатчик).

И Всевышний Аллах будет разговаривать с верующими и они будут разговаривать с ним, говорит Всевышний Аллах: «В тот день лица буду сияющими, радостными и буду взирать на Своего Господа».(Воскресение, 22-23)».

(Пояснение Руслана):

Мы говорили то, что слова «назар» в арабском языке приходит в трех значениях:

1 Если приходит само по себе, без всякого предлога ??? , означает «аль-интизар», то есть ожидание.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Как сказал Всевышний: ???? ?????????? ?????? ???????????
«Неужели они дожидаются чего-либо, кроме исполнения пророчества?»(Сура аль-А’раф, аят 53).

А также: ?????? ??????? ??????????????? ????????????????? ?????????? ??????? ?????????? ?????????? ??? ?????????
«В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Подождите, мы позаимствуем у вас немного света».(Сура аль-Хадид, аят 13).[Конец примечания].

2Если приходит «ан-назар» с частицой «иля» ??? ???, тогда «ан-назар билль басар» — смотреть своими глазами.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Как сказал Всевышний: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».(Сура аль-Кийама, аят 22-23).[Конец примечания].

3 И третья ситуация «ан-назар» с частицей «фи» ??? ??, в смысле «ат-тафаккур», то есть размышлять, — «Неужели они не посмотрят на богатство и на владение богатств небес и земли (посмотрят, здесь имеется ввиду «неужели они не поразмышляют»)».

(Конец слов Руслана).

И также Всевышний Говорит:«Но нет, они от их Господа в этот день ( то есть в Судный день) будут скрыты».(Обвешивающие, 15).

(Пояснение Руслана):

Имеется в виду то, что Всевышнего Аллаха не смогут увидеть. И отсюда от имам аш-Шафи’и передается то, что он что сказал, раз неверующие не смогут увидеть Всевышнего Аллаха, это указывает на то, верующие смогут увидеть Всевышнего Аллаха, а иначе не было бы смысла произносить это предложение, если бы не было никакой разницы между верующими и неверующими.

(Конец слов Руслана).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил следующее о высказывании Великого и Всемогущего Аллаха: «В тот День они будут отделены от своего Господа завесой» сура Обвешивающие, аят 15: “Из этого (аята) мы узнаём, что есть такие люди, которые не будут отделены завесой и смогут без труда смотреть на Него”» Источник: «аль-Интика», стр. 79.

Аль-Лалакаи передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я находился у Мухаммада бин Идриса аш-Шафии, когда к нему пришло письмо из Верхнего Египта, в котором было написано: «Что ты скажешь о следующих словах Всевышнего: “В тот День они будут отделены от своего Господа завесой” (сура Обвешивающие, аят 15)?» Аш-Шафии ответил: “Те, кого отделят завесой, будут находиться под гневом Аллаха. Это свидетельствует о том, что Его будут видеть те, кем Он будет доволен”. Ар-Раби’ спросил: “О, Абу АбдуЛлах! Ты этого придерживаешься?” Он ответил: “Да, и посредством этого я поклоняюсь Аллаху”» Источник: «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/506).

[Конец примечания].

Раз неверующих отдалят от Господа, поскольку они вызвали Его негодование, то это доказательство того, что верующие будут взирать на Него, поскольку Он доволен ими, и иначе не было бы разницы между верующими и неверующими.

И сказал Пророк саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям: «Поистине вы увидите вашего Господа как вы сейчас видите эту луну, один другому не будет мешать в то время, как вы будете смотреть на Своего Господа».(Согласованный хадис, Аль-Бухари 554, Муслим 633).

Сравнение здесь относится к действию (т.е. к слову взирать), а не к видимому, поскольку Аллаху Всевышнему нет равного или подобного.

(Т.е. не значит что Всевшний подобен луне, а означает, что мы Всевшнего сможем увидет так же как мы видим Луну).

Говорит шейх Мухаммад ибн салих аль-‘Усаймин:

Лицезрение Всевышнего в Судный день.

Лицезрение Всевышнего на этом свете невозможно, потому что Всевышний сказал Мусе (Мир ему), когда он попросил Его показать Себя: «Ты не увидишь Меня» (Ограды, 143).

(Пояснение Руслана):

Этот аят, один из аятов, который приводят как довод себе му’атаззилиты, они говорят частица «лян» в арабском языке означает «таабид» то есть навсегда имеется ввиду «лян тарани» — «ты никогда Меня не увидишь» ни в этой жизни ни в следующей жизни, потому что говорят, в арабском языке частица «лян» несет значение вечности «никогда» то есть ни в этой жизни нив следующей, и ответ на это какой, то что неправильно говорить то, что частица «лян» в арабском языке указывает на вечность, и довод на это слова Всевышнего о иудеях в суре Бакара, 95 аят: «Но никогда они [иудеи] не пожелают её [смерти]», — Всевышний Аллах говорил про иудеев и использовал частицу «лян», и Сам же Всевышний Аллах субхана уа Та’аля в другом месте в суре Сура 43 Украшения 77 аят, сказал: «И воззвали они [неверующие] (после того, как Аллах ввёл их в Ад): «О, Малик [один из стражей Ада]! Пусть покончит с нами твой Господь [пусть отправит нас в небытие] (чтобы мы избавились от этого наказания)!» Он [Малик страж Ада] сказал: «Вы останетесь (в Аду навечно)»(Сура 43 Украшения 77 аят), это желание смерти, исходя из этого, мы понимает то, что частица «лян» в арабском языке не несет значение вечности, навсегда, а несет значение отрицательное ограниченное каким-то конкретным временем.

Поэтому когда Всевышний Аллах сказал Мусе ‘алейхи ссалям: «Ты меня не увидишь» (Лян тарани), имеется в виду: «в этой дунье ты меня не увидишь», потому что это невозможно, и невозможно имеется ввиду увидеть зрением глаз. И Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не видел Всевышнего Аллаха глазами, но видел Его сердцем.

(Конец слов Руслана).

Что касается лицезрения Всевышнего в Судный день, то это утверждено Кораном, Сунной и единогласным решением праведных предшественников. Всевышний по этому поводу сказал: «Лица в тот день будут сияющими на Своего Господа взирающими»(Воскресение, 22-23).

И также сказал: «Но нет, неверующие от своего Господа в тот день будут скрыты» (Обвешивающие, 15).

Так как в этом аяте говорится о том, что те, на кого Всевышний был разгневан, будут отдалены от Него, то это указывает в то же время на то, что те, кем Аллах был доволен, будут приближены и увидят Его. Если бы было не так, то не было бы разницы между ними.

И сказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Поистине вы будете взирать на своего Господа (в день воскресения) так же, как вы взираете (сейчас) на эту луну, и вы не будете обижены, когда вы будете взирать на Него».Хадис согласованный (Привел имам Бухари и Муслим).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорит, что уверовавшие, которыми Всевышний доволен, увидят Его, подобно тому, как они видят луну, т. е. четко и ясно.

Видно, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сравнивает одно с другим и хорошо видно, что это сравнение относится к действию (т. е. к слову взирать, увидеть), а не к видимому, нет сравнения между тем, что они видят и увидят, поскольку Всевышнему нет равного или подобного, ведь Всевышний сказал: «Нет подобного Ему ничего» (Совет, 11).

Праведные предшественники единогласно утвердили, что верующие увидят Всевышнего в день воскресения, и что неверные не увидят Его, основываясь на второй из двух вышеприведенных аятов. И после того, как Всевышний пожелает, Верующие увидят Его на площадях Дня воскресения.

Это действительное лицезрение, подобающее Всевышнему Аллаху.

Сторонники толкования сказали, что тут имеется в виду награда Всевышнего, т. е. мы увидим награду Аллаха, или имеется в виду, что мы увидим достоверные знания и убеждения.

Ответом на первое толкования служит четвертое правило, второе их толкование также отвергнем тем же четвертым правилом и тем, что твердое знание о правдивости всего, что пришло от Всевышнего, у набожных (абрар) появляется еще при жизни, а у неверных и нечестивцев (фуджжар) — в Судный день.

(Пояснение Руслана):

Исходя из этого оба этих тафсира, являются ложными и неправильные.

И действительно верующие увидят Всевышнего Аллаха в судный день и в раю, также как видят сейчас луну в полнолуния своим зрением, своими глазами.

И одна из лучших книг, которая написана по этой теме, это книга имама ад-Даракутни, называется «Китабы Ру-ия» (Книга о видении) и книга Ибнуль Къайима называется «Хади аль-Аруах».

И еще один из доводов джахмитов и му’аттаззилитов на то, что верующие не увидят Всевышнего Аллаха в Судный день, это слова Всевышнего Аллаха: «Его не постигают взоры».

Ответ:

Есть понятие «руия» — это видение, и «идрак» — это охватывание, поэтому переводить лучше не так: «не постигают Его взоры», «ля ту дрику уаль абсар», а так: «не охватывают Его взоры».

В арабском языке слово «идрак» и слово «ру-ия» между ними есть разница, руия – это увидеть глазами, а идрак – это охватить зрением.

Если ты смотришь на какой-то дом из далека, то ты охватываешь его своим зрением, у тебя есть и руя (видение его глазами) и идрак (охватываение его взором).

А если ты посмотришь на небеса то, ты не охватываешь своим зрением все небеса или все облака, ты видишь ту часть, на которое распространяется твое зрение, то же самое слова Всевышнего Аллаха: «Не охватывает Его взоры» имеется в виду видят Всевышнего Аллаха в судный день, но не охватывают Его всего, потому что Всевышний Аллах Великий Большой, это ответ на этот довод, который приводят в свою пользу джахмиты и му’аттаззилиты.

Вопрос: «А вот хадис, что АбдуЛлах ибн Харам когда умер увидел без хиджаба и Аллах с ним разговаривал, то есть говорится здесь в судный день…»

Ответ: «Судный день (ахыра) это все, что после смерти, и есть люди, которые попадают под исключение и видят Всевышнего Аллаха еще до Судного дня, а вообще основа, то что верующие увидят два раза, и в судный день и в раю, что касается АдуЛлаха ибн Харама, отца Джабир ибн АбдиЛлях, который погиб в битве при Ухуде, то относительно него пришел отдельный довод то, что он разговаривал с Всевышним Аллахом без преграды (хиджаба), это касается его, то есть относительно него пришел довод, относительно других людей такой довод не пришел, на этом завершили этот раздел.

(Конец слов Руслана).

[Примечание от редактора стенограммы]:

Шейх Салих ибн Абдуль-‘Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

Это тоже из вероубеждения приверженцев сунны, в котором они противоречат нововведенцам. Приверженцы сунны имеют убеждение о том, что мы увидим Аллаха в Судный День, но не можем увидеть Его на этом свете. Как сказал Всевышний Аллах Мусе: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня».(Сура аль-А’раф, аят 143).

Видение Аллах в этом мире невозможно, но на том свете — возможно. Всевышний Аллах сказал:

«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».(Сура аль-Кийама, аят 22-23)

И верующие увидят Господа в Судный День, а также увидят Его в Раю. И не будет для них большей милости, чем видение Аллаха. И поэтому Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее, и им будет добавлено еще».(Сура Йунус, аят 26).

И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о словах И им будет добавлено еще: Им будет дана возможность увидеть Аллаха. Муслим, и др. (Имам Муслим приводит его со слов Сухайба ар-Руми, да будет доволен им Аллах).

Некоторые новвоведенцы сказали, что невозможно увидеть Аллаха ни на этом свете, ни на том свете. И это слова джахмитов и му’тазилитов. И переделали они слова Аллаха: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».(Сура аль-Кийама, аят 22-23).

То есть, сказали, что Назара в смысле ждущие, а не смотрящие. И они сказали, что смысл аята: «Одни лица в тот день будут сиять и ждать (милости) своего Господа».

Это убеждение, также имеет одно из течений хавариджей, а также му’тазилиты. То, что они сказали, этого нет даже в арабском языке. Не говоря уже о том, что на видение рабами их Господа пришло много доказательств. То, что касается рассуждений нововведенцев, то они ошибочны. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».(Сура аль-Кийама, аят 22-23).

Слово ??? иногда приходит со смыслом ждать, но в этом случае после него не приходит частица ??? .

Как сказал Всевышний Аллах: ???? ?????????? ?????? ???????????

«Неужели они дожидаются чего-либо, кроме исполнения пророчества?»(Сура аль-А’раф, аят 53).

Если же у тебя приходит ??? ??? , то его смысл видеть. И не может быть тут никакого другого смысла.

И сказал Всевышний Аллах: ??????? ?????????? ?????????? ????? ???????? ?????????

«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».(Сура аль-Кийама, аят 22-23).

Также в этом вопросе отошли от истины аш’ариты и матуридиты. Они подтвердили видение Аллаха в Судный День и начали спорить об этом с му’тазилитами. Но они — аш’ариты и матуридиты — говорят, что взгляд будет не глазами, а чувством. Это невозможно представить и поэтому му’тазилиты опровергали аш’аритов. Между ним были споры, однако не будем тратить на это время. И му’тазилиты были сильнее в этом вопросе, чем аш’ариты со стороны разума. Однако обе эти группы противоречили тому, на что указывают доказательства. Что касается му’тазилитов, то они отрицали этот атрибут, из-за своего разума. Они приводят аят, где Всевышний Аллах сказал: ??? ????????

«Ты не увидишь Меня».(Сура аль-А’раф, аят 143).

Они говорят, что частица ??? указывает на вечное отрицание на этом и на том свете.
Во-первых, они ошиблись по грамматике арабского языка. И поэтому ибн Малик сказал в одном из своих матнов по грамматике:
???? ????? ?????? ?????? ???????? ?????? ?????? ??????? ???????
И тот, кто считает, что отрицание с частицой лян указывает на вечное,
Его слова отвергай, а все другие принимай.

И тот, кто считает, что ??? указывает на вечное отрицание, то не принимай его слова. И не пришло ничего подобного от арабов. И доказательством тому, являются слова Аллаха о том, что Марьям сказала: ?????? ????????? ????????? ?????????
«Я не стану сегодня разговаривать с людьми».(Сура Марйам, аят 26).

Если бы ??? указывала на вечное отрицание, то не было бы никакого смысла добавлять туда ????????? . И поэтому явно видно, что ??? не указывает на вечность, как ранее об этом сказал ибн Малик.
Как бы то ни было, эти темы надо разбирать более подробно. И тот, кто желает их разобрать более подробно, пусть вернется к другим книгам.

Конец слов шейха Салиха об этом вопросе.

Подробно этот вопрос разобран в уроках Руслана в опровержение матуридитов:

Как и кто может видеть Аллаhа ?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: