Выделительно-ограничительные

ЗАДАНИЕ 20.

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА

Это задание проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в тексте, который нужно сначала внимательно прочитать, а затем провести его логико-смысловой анализ и ответить на предложенный вопрос.

Как правило, задание имеет следующую формулировку: какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Для выполнения задания используйте алгоритм:

  • внимательно и вдумчиво прочитайте текст;
  • найдите в нём подтверждение или опровержение того или иного высказывания;
  • выберите правильные ответы.

Рассмотрим, как можно применить данный алгоритм в ходе анализа идейного содержания следующего текста.

Текст № 1

(1) большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты — счастье, три — большое счастье, четыре — просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

(З)Желания могут исполниться. (4) Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт — то и на дом с видом на море.

Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, падали духом, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию — позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга — левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны — показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья!

(22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту. (По Н. Коршуновой)

Формулировка задания к тексту: какие из высказываний соответствуют выводу, к которому пришёл психолог Роберт Мак-Крей? Укажите номера ответов.

1) Левая префронтальная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмоциями.

2) Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощущать себя счастливым.

3) Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны.

4) Способность быть счастливым обусловлена генетически.

5) Ощущение счастья является врождённой способностью человека.

Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно, во-первых, внимательно прочитать текст, во-вторых, детально рассмотреть каждый из предлагаемых ответов.

Первый ответ является неверным, так как к выводу, содержащемуся в предложе нии 16 («Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга — левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями»), пришёл не психолог Роберт Мак-Крэй, а его коллега — Ричард Дэвидсон, об исследованиях которого рассказывается в
предложении 15 («Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию — позитронно-эмиссионную томографию — для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях»)

Н. Коршунова опирается на выводы исследования психолога Роберта Мак-Крея, чтобы доказать свою точку зрения. Однако утверждение, заявленное во втором варианте ответа, прямо противоположно тому, о чём говорит автор в самом тексте, значит, данный ответ неверен.

Верными являются четвёртый и пятый варианты ответа, так как в тексте говорится: « Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности? Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей после проведенного им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек» (предложения 6-7).

Третий ответ содержит лишь часть верной информации, поэтому он не может рассматриваться как правильный.

Итак, правильный ответ: 4, 5

ЗАДАНИЕ 21.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ — РАССУЖДЕНИЕ

Формулировка задания: прочитайте текст Н. Коршуновой. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 8-10 содержат рассуждение.

2) В предложениях 12-14 представлено описание.

3) Предложение 19 содержит объяснение высказанного в предложении 18 суждения.

4) В предложениях 20-23 представлено повествование.

5) Предложения 1-2 содержат рассуждение.

Правильный ответ: 3,5.

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: отличительные особенности каждого из типов речи.

Описание — это изображение какого-либо предмета или явления путём перечисления его характерных признаков.

Выделяются три разновидности текстов описательного характера:

портрет — описание внешности человека;

пейзаж — описание природы;

интерьер — описание жилища человека.

Описание показывает то, что мы видим. Поэтому оно может быть сравнимо с живописным полотном. Картину художника мы видим всю разом, но тратим время на рассматривание отдельных подробностей.

Повествование — это связный рассказ о каком-либо событии и его протекании во времени; сообщение о последовательности действий, следующих друг за другом.

Тексты повествовательного характера строятся следующим образом: что произошло сначала, что произойдёт потом, что будет дальше. Поэтому повествование можно сравнить с кадрами кинофильма.

Рассуждение — это доказательство определённой точки зрения, логичное объяснение чего-то, обсуждение события или явления с разных позиций.

В рассуждении содержится анализ причинно-следственных связей между явлениями и событиями; приводятся доказательства справедливости той или иной точки зрения; даётся оценка приводимых фактов.

Рассуждение что-то доказывает и обычно состоит из трех частей:

  • тезис (утверждение, которое нужно доказать);
  • доказательство этой мысли путём приведения логических аргументов, фактов, примеров;
  • итоговый вывод.

На то, что перед нами текст, построенный по типу рассуждения, часто указывает:

  • наличие нескольких вопросительных предложений, которые носят характер риторических вопросов;
  • использование автором вводных слов, выполняющих роль логической связи между частями.

Примечание:

1) Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нём нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идёт об объяснении чего-либо. Такой текст учащиеся обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать — значит, рассказывать о чём-либо, вообще что-то говорить. Однако тексты объяснительного характера представляют собой рассуждение.

2) Большой по объему текст часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Рассуждение может подтверждаться рассказом о каких-либо событиях, иллюстрироваться описаниями. Поэтому важно определить, какой тип речи в данном тексте является главным. Другие типы речи, если они есть, будут вспомогательными по отношению к нему.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него.

2. Помните о том, что

  • описание показывает; это то, что мы видим (портрет человека, пейзаж, интерьер);
  • повествование рассказывает; это цепь событий, действий и поступков персонажей;
  • рассуждение доказывает и объясняет и строится по схеме: тезис — доказательство —
    итоговый вывод.

3. Определите, к какому типу речи относится предложенный фрагмент.

ЗАДАНИЕ 22.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Возможная формулировка задания: прочитайте текст Н. Коршуновой. Из предложений 1-14 выпишите фразеологизм.

Правильный ответ: падали духом (этот фразеологизм употреблён в 12 предложении и имеет значение «отчаиваться, унывать»).

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: лексические средства выразительности речи (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, просторечия).

Синонимы — близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы — слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы — слова с противоположным лексическим значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русъ! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы — слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас — века, для нас — единый час. (А. Блок).

Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Возьмем, например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в его состав: строить = «создавать какое-либо сооружение», воздушные = «то, что состоит из воздуха», замок = «жилища феодала».

Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти в готовом виде. Они требуют запоминания.

В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.

Устаревшие слова — слова, вышедшие из активного употребления.

В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяют:

историзмы — слова, служившие наименованием исчезнувших в наши дни явлений или предметов (камзол, опричник, городовой и т.д.);

архаизмы — устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы (перст = палец, десница = правая рука, чело = лоб).

Просторечные слова — 1) слова, грубо характеризующие предмет речи (дылда, паршиво, облапошить, дрыхнуть, харчи), употребляемые обычно в разговорной речи;

2) слова, лишённые грубости, но неправильно построенные с точки зрения словообразовательных норм русского языка и имеющие в своём составе лишние по сравнению с литературными словами приставки или суффиксы (вовнутрь, взаправду, ихний, завсегда, задаром, сгодиться).

Алгоритм выполнения задания:

1. Вспомните, что в науке о языке подразумевается под данной лексической единицей.

2. Прочитайте указанные в выборке ответов предложения.

3. Определите, в каком из них использована указанная в задании лексическая единица.

4. Выберите правильный ответ.

ЗАДАНИЕ 23.СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Формулировка задания: среди предложений 14-17 в тексте Н. Коршуновой найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Правильный ответ: 17 (это предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора «зоны» и указательного местоимения «этой»).

Что следует знать учащимся для правильного выполнения этого задания: смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи, среди которых выделяют лексические, морфологические и синтаксические.

Лексические средства связи предложений в тексте
Лексические повторы Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв.)
Синонимы В лесу мы видели лося.Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Контекстные синонимы Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Описательные обороты Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф. Абрамов.)
Антонимы У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Однокоренные слова (слова, имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом) Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть какое-то время порадоваться яркому свету.
Формы одного и того же слова (как правило, разные падежные формы одного и того же имени существительного или прилагательного) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев.)
Морфологические средства связи предложений в тексте
Сочинительные союзы Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». (Д.С. Лихачёв.)
Подчинительные союзы Перестанешь учиться — не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв.)
Личные местоимения (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л. Леонов.)
Притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ, ИХ) Иван неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и напугал мать.
Указательные местоимения (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКАЯ, ТАКОЕ, ТАКИЕ) Далёким, милым дёрганьем кричаликоростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б. Зайцев.)
Наречия Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в силу тема иронии судьбы — судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв.)
Имена прилагательные или наречия в форме сравнительной степени Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
Частицы Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Синтаксические средства связи предложений в тексте
Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений) Уметь говорить — искусство. Уметь слушать — культура. (Д.С. Лихачёв.)
Парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения) Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. ПОЭТОМУ в первый момент новыйтермин всегда кажется немного неудачным. (Д.С. Лихачёв.)
Неполные предложения Знаете о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи.
Вводные слова Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. (Д.С. Лихачёв.)

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать разряды местоимений,
так как довольно часто при работе с текстом выпускникам предлагается найти предложение,
которое связано с предыдущим именно местоимённой связью.

Разряды местоимений

№ п/п Разряд местоимения Примеры
Личные Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения склоняются (довольно часто в заданиях ЕГЭ требуется найти личное местоимение, которое в тексте употреблено не в начальной форме, а в форме одного из косвенных падежей): я — у меня — мне — со мной, мною — обо мне; ты — у тебя — тебе — с тобой, тобою — о тебе; он — его, у него — ему, к нему — с ним — о нём;
она — её, у неё — ей, к ней, с нею, с ней — о ней; мы — нас — нам — нами — о нас; вы — вас — вам — вами — о вас; они — их, у них — им, к ним — ими, с ними — о них. Запомните: Только личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы используются для связи предложений в тексте. Трудно дать определение любви. О ней можно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума — внутреннее сродство… (Ларошфуко Франсуа де.)
Возвратное Себя. Не имеет именительного падежа, рода и числа. Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остается возможность восстановить свое доброе имя. (Ларошфуко Франсуа де.)
Вопросительные Кто? какой? что? чей? сколько? каков? который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Кто будет участвовать в соревнованиях?
Относительные Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который. Вы, вероятно, уже успели заметить, что относительные местоимения, как братья-близнецы, похожи на вопросительные. Только они не служат для построения вопросительных предложений, потому что у них иное назначение: относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложноподчинённого. Счастлив тот, кто, услышав критику в свой адрес, может ею воспользоваться для исправления. (Вильям Шекспир.) В данном предложении КТО — относительное местоимение, которое выступает в роли союзного слова и присоединяет придаточную часть к главной в составе сложноподчинённого предложения.
Неопределённые Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и до. Помните: С приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь неопределённые местоимения пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова: кое-кто и кое у кого. В неопределённых местоимениях приставка НЕ- всегда находится под ударением.
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении, а под ударением — НЕ. Отрицательные местоимения употребляются с НЕ и НИ раздельно, если при них есть предлог. Никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему.
Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Запомните: Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте. У природы много друзей. Её недругов значительно меньше.
Указательные Тот, этот, такой, таков, столько.
Определительные Весь (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Запомнить определительные местоимения позволяет следующая фраза: «Все сами и Лидка». Каждая буква в имени девочки является той буквой, с которой начинаются основные определительные местоимения; кроме того, первые два слова в этом предложении также принадлежат к данному разряду местоимений: Все сами и Любой Иной Другой Каждый

При подготовке к заданию «Средства связи предложений в тексте» следует повторить тему «Частицы», так как при помощи этой служебной части речи также осуществляется смысловая и грамматическая связность частей текста.

ЧАСТИЦА — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

По значению частицы делятся на два разряда:

  • формообразующие;
  • смысловые.
Формообразующие частицы Смысловые частицы
Служат для образования форм: А) условного и повелительного наклонения глагола: хотелбы прочесть книгу, даздравствует солнце, да скроется тьма; Б) степеней сравнения имен прилагательных и наречий: более аккуратный человек. Служат для того, чтобы А) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен? Б) выразить чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь.

Необходимо знать разряды частиц по значению:

Указательные

ВОТ (А ВОТ) ВОН (А ВОН) ВОТмой дом родной. ВОНтам стоит мой дом.

Уточняющие

ИМЕННО КАК РАЗ ТОЧНО РОВНО ИМЕННОэто я и хотел сказать. КАК РАЗ эту книгу я и хотел купить себе сам. Это был ТОЧНОВадим Петрович, но как он изменился. Завтра РОВНО в 12 часов отъезжаем.

Выделительно-ограничительные

ЛИШЬ только ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЕДИНСТВЕННО ТОЛЬКО лишь почти РАЗВЕ ЛИШЬ ЛИШЬ это задание я не смог выполнить в ходе теста. Хочу ТОЛЬКО предупредить тебя. Я это делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради тебя. Это ЕДИНСТВЕННО правильное решение. Она ТОЛЬКО ЛИШЬ о нём и говорит. Он ПОЧТИ ничего не ест. ОН ничего полезного не делает, РАЗВЕ ЛИШЬ молчит.

Усилительные

ДАЖЕ ЖЕ ВЕДЬ ВСЁ-ТАКИ НИ ВСЁ ВСЁ ЖЕ Вы ДАЖЕ представить себе не можете! СкажитеЖЕ что-нибудь! ВЕДЬ вы ничего не выучили! Она ВСЁ-ТАКИ не любит его. Куда НИ глянь, везде мусор. Как волка ни корми, онВСЁ в лес смотрит. Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие.

Утвердительные

ДА ТАК АГА — Он сам тебе об этом сказал? — ДА, я слышал эту историю от него. — Посмотри, я правильно нарисовал? — Верно, ТАК. — Напишешь письмо? -АГА!

Вопросительные

ЛИ РАЗВЕ НЕУЖЕЛИ ДА ДА НУ Прочитали ЛИ вы эту повесть? РАЗВЕ ты не будешь обедать? НЕУЖЕЛИты совсем не хочешь есть? — Ты с нами поедешь? ДА? — Она уже вернулась из поездки. — ДА НУ?

Отрицательные

Французский язык/начальный уровень/ne…que: 24 урок


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: