Жанрово-сюжетная карточка

Волгоградский государственный педагогический университет

Кафедра литературы

ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА

Методические рекомендации

Фольклорная практика. Методические рекомендации для студентов филологического факультета / Сост. А.Х. Гольденберг. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2005. — 9 с.

Составитель: А.Х. Гольденберг, доктор

филологических наук, профессор кафедры литературы

Волгоград 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Пояснительная записка……………………………………………………..

Содержание практики……………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………..

Пояснительная записка

Русский фольклор – наука об устном народном поэтическом творчестве русского народа – является обязательной учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителя-словесника.

Изучение фольклора играет важную роль в понимании исторических корней словесного искусства, его образной системы, жанровых традиций и национальной специфики. Без знания фольклора невозможно изучение поэтики русской литературы, усвоение теории и истории словесного творчества. Практические знания и навыки собирания фольклора необходимы будущему учителю-словеснику для успешной педагогической деятельности в условиях утраты подлинных традиций народной культуры и возрастающего влияния на учащихся различных форм массовой культуры, нередко выступающих под маской фольклорных. Собирание фольклора родного края может стать основой совместной деятельности учителя и его учеников по изучению и сохранению местных культурных традиций, воспитанию чувства патриотизма.

Фольклорная практика завершает изучение курса «Устное народное поэтическое творчество». Она проводится летом после окончания 1-го курса. Продолжительность практики для студентов стационара – 2 недели, ОЗО – 1 неделя. По итогам практики ставится зачет.

Задачи практики:

1) учебная – углубление и расширение знаний об устном народном творчестве;

2) профессиональная – приобретение навыков собирательской работы, умение оценивать и систематизировать собранный материал с точки зрения будущей профессии;

3) научная — обследование фольклорного репертуара определенной

местности, развитие у студентов интереса к научно-

исследовательской работе по изучению традиций народной

культуры, современных форм бытования фольклора.

Фольклорная практика является не только продолжением учебного процесса в полевых условиях. Она призвана сыграть важную роль в изучении студентами бытования различных жанров устного народного творчества, как традиционных, так и современных. Практика позволяет увидеть фольклорные тексты в органичной для них культурно-бытовой среде и оценить их как явления народной культуры.

В процессе прохождения практики студенты должны непосредственно познакомиться с фольклорным богатством родного края, услышать живое исполнение песенных и прозаических произведений устного народного творчества, закрепить знания по классификации и анализу фольклорных текстов, приобретенные ими на занятиях по основному курсу. Практика также является подготовкой студентов к краеведческой работе в школе, обогащает их новыми жизненными впечатлениями, опытом общения с людьми.

Содержание практики

Проведение практики предполагает три этапа работы: подготовительный, полевой и заключительный.

Подготовительный этап

Подготовка к практике осуществляется в процессе изучения курса «Устное народное творчество» в первом семестре и во время специальных занятий, проводимых руководителями практики перед выездом на практику или во время нее. Особое внимание студентов обращается на специфику отдельных фольклорных жанров и выработку умения давать верные жанровые определения. В планах семинарских занятий предусмотрены вопросы и практические задания по анализу конкретных фольклорных текстов с точки зрения их жанрового своеобразия. При составлении словаря терминов по фольклору от студентов требуется давать предельно точные определения жанров, выделяя их основные жанровые признаки.

В лекционном курсе предусмотрена тема «Основные принципы работы фольклориста-собирателя». В рамках ее изучения формулируются основные принципы научного собирания фольклора,

излагается методика собирательской работы. К экзамену студентам рекомендуется сделать пробные записи фольклорных текстов, используя в качестве информантов родных, соседей, знакомых и т.д.

В ходе подготовки к практике студенты должны познакомиться с вопросниками, методическими пособиями, потренироваться в ручной и магнитофонной записи устных текстов, внимательно изучить правила оформления записанных материалов.

.

Полевой этап

Практика может осуществляться в двух формах: групповой и индивидуальной. В первом случае ее программу определяет руководитель группы, во втором – студент получает индивидуальное задание, в котором учитываются специфика местности, степень изученности фольклорного репертуара данного района, условия собирания. Однако принципы собирательской работы остаются едиными для любой формы практики.

Запись фольклора можно производить везде: в селе, в городе, в своем районе, во дворе своего дома, в летнем детском или молодежном лагере, в детском саду или школе. Информантами (исполнителями и знатоками фольклорных текстов) могут быть люди любого возраста.

Общие принципы собирательской работы

I. Сбор информации до записи.

Сразу после приезда на место руководитель группы должен представиться местным властям и объяснить цели и задачи фольклорной практики. По возможности необходимо получить от них первичную информацию об известных исполнителях и знатоках фольклорных произведений. В это же время студенты методом народного опроса выявляют потенциальных информантов. Большую помощь в этом им могут оказать учителя и учащиеся местной школы, работники культуры.

При сборе информации необходимо выяснить следующие вопросы:

— кто известен здесь как песельник или песельница;

— какие песенные группы существуют в населенном пункте;

— кто любит петь на свадьбах;

— кто хорошо знает свадебный обряд (есть ли профессиональные свахи);

— кто исполняет роль ряженых на свадьбах или других праздниках;

— кто из старожилов хорошо знает историю населенного пункта, местные предания и легенды;

— есть ли здесь известные частушечники или частушечницы;

— музыканты (гармонист, балалаечник, гитарист);

— существуют ли местные (отличные от официальных) названия улиц, рощ, лесов, оврагов, болот, озер и т.д.

II. Сбор информации во время записи.

Во время записи необходимо спрашивать исполнителей о других знатоках данного жанра или текста, живущих в данной местности, об известных исполнителях, которых уже нет в живых и от которых был воспринят записанный сегодня репертуар.

III. Этика собирательской работы.

— уважительное отношение к каждому информанту;

необходимое условие работы — установить с ним доверительные отношения;

— терпеливо и доступно объяснять цели и задачи своей работы, избегать давления, стремления получить результат любой ценой;

— выбирать для беседы и записи время, свободное от хозяйственных дел, наиболее удобное не для собирателя, а для информанта;

— не злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителя;

— не превращать разговор с информантом в протокольный опрос, найти индивидуальный подход к нему, стимулирующий желание рассказать о себе, о своей жизни, о роли в ней фольклора.

IV. Принципы записи фольклорных текстов.

1. Непосредственную запись фольклора лучше начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения.

2. Запись должна производиться только в момент исполнения, а не по памяти.

3. Нельзя прерывать информанта во время исполнения. Все вопросы по тексту задаются после исполнения. Можно прочесть свою запись исполнителю для уточнений и исправлений.

4. Запись должна быть точной, слово в слово, включая частицы и междометия.

5. В диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературной нормы, следует фиксировать ударения.

6. Записывать надо не только сам текст, но и реплики исполнителя, фиксирующие отношение к произведению или его героям, уровень понимания текста.

7. Следует записывать весь репертуар исполнителя, а не только редкие тексты. В том числе и варианты произведений книжного происхождения.

8. Каждый текст необходимо паспортизировать.

V. Правила оформления текстов после записи.

1. Черновые записи с голоса и сведения об исполнителях делаются в тетради №1 «Полевой дневник». При расшифровке записей все черновые записи сводятся в один текст.

2. Полный черновой текст сверяется с магнитофонной записью (если она имеется).

3. Текст переписывается набело без сокращений в тетради №2 «Беловой отчет». Записи в ней производятся только на лицевой стороне каждого листа. Объем записанных текстов должен быть не менее 400 строчек на стационаре, 200 — на ОЗО.

4. К тексту могут быть приложены примечания исполнителя или комментарии собирателя по следующим пунктам:

— как исполнитель сам определяет жанр произведения;

— от кого и где перенял;

— когда и в каких бытовых обстоятельствах обычно исполняется

произведение;

— записано как воспоминание или активно бытует.

5. Паспорт каждого текста оформляется по единому образцу:

Фамилия, имя, отчество исполнителя. Иванов Петр Сергеевич

Год рождения. 1947

Образование (если нет, умеет ли читать и писать) Среднее

Профессия (если пенсионер, кем раньше работал). Тракторист

Место записи (хутор/село/поселок/город, район, область).

Хутор Кружилин Даниловского р-на Волгоградской обл.

Дата записи (число, месяц, год). 10 августа 2005 г.

Фамилия, имя, отчество собирателя. Петрова Мария Ивановна

Примечание

Если в беловой тетради идет подряд несколько текстов, записанных от одного исполнителя, можно дать для них общий паспорт с указанием, к каким текстам он относится. В этих случаях паспорт предваряет первый текст и имеет, например, такое заглавие: Паспорт к №№ 3-7.

Заключительный этап.

На основе полевых записей оформляется беловой отчет о фольклорной практике. Он представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, в которой все переписанные набело тексты имеют сплошную нумерацию, паспорт и, если есть, примечания и комментарии. Все записи производятся только на лицевой стороне каждого листа. После записей составляются две итоговые таблицы: по жанрам и по исполнителям.

Примеры заполнения таблиц.

Таблица 1.

Жанр !! №№ текстов!! №№ страниц!! Кол-во исполнителей

Частушка !! 3-8, 12-15, 27 !! 2-4, 8, 14 !! 3

Анекдот !! 9, 22 !! 6, 12 !! 2

Таблица 2.

ФИО исполнителя!! Жанры !! №№ текстов!! №№ страниц

Петрова С.И. !! лирическая песня, !! 2,3, 16, 21, !! 2, 9, 13, 19,

!! частушка, быличка!! 23 !! 20

Заключает беловую тетрадь текстовой отчет, в котором дается общая характеристика населенного пункта с точки зрения бытования в нем фольклорных традиций, разнообразия репертуара, преобладания тех или иных фольклорных жанров. Отчет может содержать творческие портреты наиболее талантливых исполнителей, рисунки собирателей и фотодокументы.

К беловому отчету прилагается картотека. Студент производит картографирование каждой записи по жанрово-сюжетному принципу.

Жанрово-сюжетная карточка

Год записи Жанр

CS GO Карта с СЮЖЕТОМ — Фрост Снейк и Парниша


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: