Церковные школы как объект воспитания

В V-IX в.в. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача обучения была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школах преподавались «унаследованные» от античности, так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых «внешних» школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были, в основном, дети из знатных семей.

Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX в.в. развитие образования в X-начале XI в.в. заметно затормозилась. Пришли в упадок скриптории — мастерские, существовавшие при церквях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей. Вследствие этого, духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. Ужасающе низким был уровень грамотности священников в приходах.

Церковная служба для основного населения

Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура — это культура «бескнижная». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий [1].

Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно — звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались как заклинания, проповеди на библейские сюжеты — как руководство к обыденной жизни, магические формулы — как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

Глава 2. Положение церкви в период средневековья

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Однако не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями.

Население было традиционно привержено к языческим культам и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в христианскую веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти. Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии, духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства.

Язычество и церковь

Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, не были изжиты, а трансформировались в так называемый «христианский» обычай и одобряемый православной церковью. Например, в «Перечне суеверий и языческих обычаев», составленный во Франции в VIII веке, упоминаются «борозды вокруг деревень» и об «идоле, по полям носимом». Преодолеть приверженность, к такому роду ритуалам, было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных церковных ритуалов — ежегодно на Троицу устраивались процессии «крестного хода» по полям с молением об урожае взамен языческого «ношения идола».

Церковь рьяно боролась со всеми пережитками язычества, вместе с тем принимая их.

Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы

Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них.

В средние века наибольшего развития достигли ереси (греч. — особое вероучение). Они представляли собой всевозможные отклонения от официальной христианской догматики и культа. Еретические движения носили в основном антицерковный и антифеодальный характер и стали массовыми в связи с появлением и расцветом городов.

Церковные наказания

С XIII в. появилась инквизиция (от лат. — розыск), и существовала как самостоятельное учреждение под властью главы католической церкви — папы.

Чудовищнее всего было то, что все пытки и казни, проводимые инквизицией, творились “именем Христа”. Действия инквизиции свидетельствуют о том, насколько живучи были в средневековом обществе чисто языческие отношения к вере и к человеку. Ведь утверждение веры посредством пыток и издевательств не может быть названо христианским. С другой стороны, сами инквизиторы с одинаковым рвением отправляли на костер и “колдуна” и ученого. Инквизиторы не признавали разницы между чародейством и наукой, между язычеством и свободомыслием. Видя в любом отклонении мысли проявление язычества и борясь с ним языческими же методами, инквизиторы ничего, кроме язычества, не могли утвердить в средневековом обществе. Эта борьба обернулась если не торжеством язычества, то, по крайней мере, поражением истинного христианства.

Уничтожались и сжигались научные книги, развиваться в науке и обнародовать какие-то научные достижения, а тем более разоблачать ложные учения становилось опасным для жизни — все это уничтожало развитие науки культуры и поднимало уровень влияния церкви путем запугивания.

Урок полового воспитания в школах России. Как уменьшить население.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: