Что такое язык общения и как научить ему ребенка

Книга 3.Навыки общения

Одна из главных человеческих потребностей — потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем.
СОДЕРЖАНИЕ

  • ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ
  • Что такое язык общения и как научить ему ребенка
  • Сумеет ли мой ребенок научиться говорить?
  • Как прививают детям навыки общения в Центре Маккуэри?
  • Прежде чем начать
  • Чему учить
  • Если ребенок еще не говорит
  • Если ребенок уже умеет говорить
  • Основные правила проведения речевых занятий
  • Как учить
  • Вехи нормального довербального и начального вербального развития
  • Если ребенок нуждается в помощи специалиста
  • Заключение
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДОВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
  • Как научить ребенка играть
  • Как учить малыша соблюдать очередность
  • Как учить ребенка умению соблюдать очередность
  • Умение подражать
  • Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни.
  • Как учить ребенка пользоваться навыками общения
  • Способность требовать предметы
  • Способность выражать потребность в услугах
  • Отказ от предметов
  • Отказ от услуг
  • Выражение несогласия со словами собеседника
  • Умение давать предметы
  • Умение оказывать услуги
  • Заключение
  • ГЛАВА 3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
  • Как оценить уровень речевого развития ребенка
  • Образец речи
  • Умение участвовать в разговоре
  • Как анализировать высказывания малыша
  • Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться отдельными словами.
  • Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из двух слов.
  • Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из трех слов
  • Выбор грамматических задач
  • Несколько вопросов и ответов на тему Чему учить.
  • Как помогать ребенку осваивать разговорные навыки
  • Как организовать занятия
  • Выбор материалов
  • Как учить ребенка участвовать в разговоре
  • Если ребенок редко поддерживает разговор
  • Как помочь ребенку научиться пользоваться разговорными навыками в полной мере.
  • Обучение словам и фразам
  • Продвижение вперед
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава 1.
Общение

Одна из главных человеческих потребностей — потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем.

Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики нащупываются гораздо медленнее, чем в других. Почему — понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в силах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить ребенка произносить слова, но на уроке! Полноценному общению в естественных жизненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут.

В течение последних 30 лет ученые пытаются взглянуть на проблему коммуникации шире. К настоящему времени разработаны новые методы обучения, учитывающие потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Теперь мы знаем, что обучение этому должно, по возможности, стать составной частью повседневной жизни с первых же недель появления малыша на свет. Мы знаем, что взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие общение, отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Как это ни покажется странным, но педагоги пришли к этому заключению, главным образом, благодаря наблюдению за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми — совсем крошками и постарше.

В книге 3 мы постараемся ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития навыков общения и рассказать о подходе, который поможет стимулировать стремление ребенка к взаимодействию с окружающими. Мы представим вам вехи нормального речевого развития, покажем, как оценивать текущие достижения малыша, поговорим о том, чему и когда ему нужно учиться.

Что такое язык общения и как научить ему ребенка

Общение — понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо говорения, владение языком общения предполагает:

  • Восприятие и понимание
  • Реакцию на речь окружающих
  • Умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.

Эти умения поддаются оценке и у младенцев и у детишек, которым еще очень далеко до умения говорить. По мере развития навыков общения ребенок приобретает:

  • Способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей — социальных, эмоциональных и материальных;
  • Способность объясняться — сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями.
  • Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;
  • Способность отчетливо произносить самые разные звуки;
  • Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Возможно, все вышеизложенное представляется несколько сложным, но ведь то, о чем мы говорим, действительно сложно! Большинство детей в своей речи сами исключают языковые трудности, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или поддержать его.

В тех случаях, когда врожденный порок затрудняет ребенку возможность овладения навыками общения, родителям и педагогам приходится особенно тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Им необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки. Многое необходимо продумать, многое держать в голове, и тем не менее, родители, с которыми мы работали в Центре Маккуэри, уверяли нас, что со временем такой специфический образ мыслей становился для них совершенно естественным. Как мы отметили выше, в основе методов развития языка общения лежат приемы, используемые родителями для взаимодействия с детьми. Многое из того, о чем вы прочтете в последующих главах, покажется вам хорошо известным, может быть, даже банальным.

Изучение иностранного языка с детства: плюсы и минусы раннего изучения языков | Family is…


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: