Книга 3.Навыки общения
Одна из главных человеческих потребностей — потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем.
СОДЕРЖАНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ
- Что такое язык общения и как научить ему ребенка
- Сумеет ли мой ребенок научиться говорить?
- Как прививают детям навыки общения в Центре Маккуэри?
- Прежде чем начать
- Чему учить
- Если ребенок еще не говорит
- Если ребенок уже умеет говорить
- Основные правила проведения речевых занятий
- Как учить
- Вехи нормального довербального и начального вербального развития
- Если ребенок нуждается в помощи специалиста
- Заключение
- ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДОВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
- Как научить ребенка играть
- Как учить малыша соблюдать очередность
- Как учить ребенка умению соблюдать очередность
- Умение подражать
- Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни.
- Как учить ребенка пользоваться навыками общения
- Способность требовать предметы
- Способность выражать потребность в услугах
- Отказ от предметов
- Отказ от услуг
- Выражение несогласия со словами собеседника
- Умение давать предметы
- Умение оказывать услуги
- Заключение
- ГЛАВА 3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- Как оценить уровень речевого развития ребенка
- Образец речи
- Умение участвовать в разговоре
- Как анализировать высказывания малыша
- Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться отдельными словами.
- Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из двух слов.
- Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из трех слов
- Выбор грамматических задач
- Несколько вопросов и ответов на тему Чему учить.
- Как помогать ребенку осваивать разговорные навыки
- Как организовать занятия
- Выбор материалов
- Как учить ребенка участвовать в разговоре
- Если ребенок редко поддерживает разговор
- Как помочь ребенку научиться пользоваться разговорными навыками в полной мере.
- Обучение словам и фразам
- Продвижение вперед
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глава 1.
Общение
Одна из главных человеческих потребностей — потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем.
Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики нащупываются гораздо медленнее, чем в других. Почему — понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в силах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить ребенка произносить слова, но на уроке! Полноценному общению в естественных жизненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут.
В течение последних 30 лет ученые пытаются взглянуть на проблему коммуникации шире. К настоящему времени разработаны новые методы обучения, учитывающие потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Теперь мы знаем, что обучение этому должно, по возможности, стать составной частью повседневной жизни с первых же недель появления малыша на свет. Мы знаем, что взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие общение, отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Как это ни покажется странным, но педагоги пришли к этому заключению, главным образом, благодаря наблюдению за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми — совсем крошками и постарше.
В книге 3 мы постараемся ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития навыков общения и рассказать о подходе, который поможет стимулировать стремление ребенка к взаимодействию с окружающими. Мы представим вам вехи нормального речевого развития, покажем, как оценивать текущие достижения малыша, поговорим о том, чему и когда ему нужно учиться.
Что такое язык общения и как научить ему ребенка
Общение — понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо говорения, владение языком общения предполагает:
- Восприятие и понимание
- Реакцию на речь окружающих
- Умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.
Эти умения поддаются оценке и у младенцев и у детишек, которым еще очень далеко до умения говорить. По мере развития навыков общения ребенок приобретает:
- Способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей — социальных, эмоциональных и материальных;
- Способность объясняться — сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями.
- Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;
- Способность отчетливо произносить самые разные звуки;
- Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.
Возможно, все вышеизложенное представляется несколько сложным, но ведь то, о чем мы говорим, действительно сложно! Большинство детей в своей речи сами исключают языковые трудности, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или поддержать его.
В тех случаях, когда врожденный порок затрудняет ребенку возможность овладения навыками общения, родителям и педагогам приходится особенно тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Им необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки. Многое необходимо продумать, многое держать в голове, и тем не менее, родители, с которыми мы работали в Центре Маккуэри, уверяли нас, что со временем такой специфический образ мыслей становился для них совершенно естественным. Как мы отметили выше, в основе методов развития языка общения лежат приемы, используемые родителями для взаимодействия с детьми. Многое из того, о чем вы прочтете в последующих главах, покажется вам хорошо известным, может быть, даже банальным.