Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения
Наблюдая детей, психолог получает возможность увидеть особенности их самопознания и те условия, в которых оно складывается: индивидуальную практику ребенка и его общение с другими людьми. Книга Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними.
Глава 1
Понятие общения
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.
С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:
- Предмет общения (партнер по общению как субъект)
- Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)
- Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)
- Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)
- Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)
- Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)
- Продукты общения («общий результат» общения)
Функции общения:
- Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата)
- Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений)
- Познание людьми друг друга
Значение общения:
- Позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутреннего мира и личности
- Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта
^ Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:
1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
Глава 2
Возникновение общения у ребенка
^ Возраст ребенка | Реакция на воздействие взрослого |
Первые 2 недели | Нет реакции |
С 3-ей недели | Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым |
С 4-ой недели Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе | |
На 2-ом месяце | «комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация |
И тог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.
Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев
4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:
- Внимание и интерес ребенка к взрослому
- Эмоциональные проявления ребенка к взрослому
- Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого
- Чувствительность ребенка к отношению взрослого
Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:
- Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)
- Деловые (потребность в активной деятельности)
- Личностные (потребность в признании и поддержке)
Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.
С редства общения ребенка
^ Экспрессивно — мимические | предметно — действенные | речевые |
улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела, вокализация | локомоторные и предметные движения, позы | высказывания, вопросы, ответы, реплики |
^ Развитие в онтогенезе:
экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые
Глава 3