Возникновение общения у ребенка

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения

Наблюдая детей, психолог получает возможность увидеть особенности их самопознания и те условия, в которых оно складывается: индивидуальную практику ребенка и его общение с другими людьми. Книга Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними.

Глава 1

Понятие общения

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:

  • Предмет общения (партнер по общению как субъект)
  • Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)
  • Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)
  • Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)
  • Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)
  • Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)
  • Продукты общения («общий результат» общения)

Функции общения:

  1. Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата)
  2. Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений)
  3. Познание людьми друг друга

Значение общения:

  • Позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутреннего мира и личности

  • Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта

^ Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Глава 2

Возникновение общения у ребенка

^ Возраст ребенка Реакция на воздействие взрослого
Первые 2 недели Нет реакции
С 3-ей недели Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым
С 4-ой недели Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе
На 2-ом месяце «комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация

И Возникновение общения у ребенка тог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.

Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:

  • Внимание и интерес ребенка к взрослому
  • Эмоциональные проявления ребенка к взрослому
  • Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого
  • Чувствительность ребенка к отношению взрослого

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:

  • Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)
  • Деловые (потребность в активной деятельности)
  • Личностные (потребность в признании и поддержке)

Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.

С редства общения ребенка

^ Экспрессивно — мимические предметно — действенные речевые
улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела, вокализация локомоторные и предметные движения, позы высказывания, вопросы, ответы, реплики

^ Развитие в онтогенезе:

экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые

Глава 3

Трудности в общении со сверстниками. Консультация психолога.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: