Этап I. Подготовительный этап.
1. Определение цели, задач игры.
2. Выбор содержания (программы) игры, исходя из актуальных задач.
Педагог должен способствовать формированию у школьников умений, навыков, накоплению социального опыта. Содержание деловых игр самое разнообразное: игры могут быть познавательными, нравственными, экономическими, трудовыми и др. Название игры обычно отражает её форму и содержание («Эксперты, теоретики, прогнозисты, «Игра в героя», «Мы делаем книгу», «Снимаем ролик» и т.д).
3. Подбор необходимого фактического материала. Техническая подготовка к игре. Оформление игры.
Этап II. Проведение игры.
1. Психологический настрой (цель, суть, программа).
2. Создание (при необходимости) микрогрупп; распределение обязанностей (ролей) между микрогруппами и внутри них.
3. Назначение экспертов и их инструктаж.
4. Работа в микрогруппах (или выполнение индивидуальных заданий).
5. Выступление каждой микрогруппы или отдельного участника игры: высказывание мнений, проигрывание ситуаций и т.п. (при необходимости может проводиться в несколько этапов).
6. Анализ экспертами различных позиций, точек зрения, действий участников и др.
Этап III. Подведение итогов игры.
1. Награждение.
2.Что получилось / что не получилось, почему.
3. Планы на будущее.
Викторина
Это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видом и суммой вознаграждения за правильные ответы. Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:
— правила должны быть простые;
— викторина должна охватывать всех, не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей;
— викторина должна быть интересна для всех;
— викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников, доступность викторины — это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям участников;
— задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех,
— равенства требует не только задание, а способ привлечения к его выполнению, такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор задания;
Викторины строятся на конкурентности, борьбе, столкновении, соревновании. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга, например студенты одной учебной группы. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием добиться победы. Это состояние передается и зрителям — болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать их к участию в викторине, охотно оказывать помощь «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д. Обязательный элемент соревновательных викторин — судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя. Оценка результата и определение победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной. Малейшее проявление необъективности, предвзятости, подсуживания накладывает негативный отпечаток на настроение всех присутствующих. И хотя отношение к викторине выражается фразой «а если проиграем, то, что мы собственно, теряем», несправедливое решение надолго оставляет 7 осадок в душе проигравших и их болельщиков. Самый простой способ избежать субъективности — опереться на решение не одного, а нескольких судей, которые сразу же, не советуясь, предъявляют свою оценку. Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать:
Во-первых, приз должен соответствовать уровню и сложности викторины;
Во-вторых, не следует вручать призы всем только за их участие.Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.
В-третьих, приз не обязательно должен быть материальным.
Он может быть чисто символическим, например, в виде шуточной медали с соответствующей надписью.
Велика роль преподавателя в подготовке и проведении викторины, это выражается в следующем:
— составление вопросов викторины,
— создание компьютерной презентации по этим вопросам,
— подбор участников игры,
— подготовка ведущих и студентов, проводящих паузы между турами,
— эмоциональный настрой студентов на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Основными этапами подготовки и проведения викторины являются:
1.Выбор темы. Викторина может быть чем угодно, главное, чтобы ее вопросы были объединены общей тематикой.
2.Определение целей. Каждая викторина должна иметь цель, Это может быть проверка знаний по какой-либо теме или определение готовности к чему-либо.
3. Выбор вида викторины. Существует несколько видов викторин, и на этом этапе следует решить, какую именно викторину стоит выбрать, с ответами на выбор или по шкале «да», «нет», «не знаю». В дополнение к решению, какого вида викторину выбрать, нужно определить, сколько в ней будет вопросов.
4.Составление вопросов. После того как составлены все вопросы, нужно вернуться и дополнить их вариантами ответов. Например, с ответами на выбор, написать 3-5 возможных ответов, один из которых правильный.
5. Подготовка игрового поля. Его можно нарисовать на доске цветными мелками, нарисовать на ватмане, составить в виде мультимедийной презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. Игровое поле представляет собой таблицу и состоит из строк и столбцов.
6.Составляются правила игры. Правила должны быть простые, сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией, в результате теряется интерес к игре, при сложных правилах игры человек будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения викторины или разрушать ее. 7.Подбор участников, ведущих и членов жюри викторины, распечатка вопросов и ответов ведущему и членам жюри.
8.Выбор места проведения игры. Помещение для проведения игры должно быть оснащено персональным компьютером, мультимедиапроектором, экраном.
9.Подведение итогов и награда победителей