Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.
Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему …
Как определить проблему в предложенном тексте?
Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема — это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
Крайне важно отметить, что во втором абзаценеобходимоупомянуть фамилию автора.Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.
В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий — это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.
Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.
Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Можно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.
Вчетвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.
Впятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.
Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.
Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.
В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль.
Речевые клише:
1. Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…
2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…
3) Данный текст посвящён теме (проблеме) …
4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…
5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)
6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…
9) Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.
10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, — это…
11) Проблема… не может не волновать современного человека.Задумался над ней и {указываем автора}.
12) Что такое…?(В чем заключается…?Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
2. Для комментирования проблемы:1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
4) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
3. Для отражения позиции автора:1) Позиция автора заключается в том, что…
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
4) Позиция автора такова:…
5) Автор считает, что…
6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
7) Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
9) Основная мысль текста заключается в том, что…
10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
Комментировать надо то, как автор раскрывает данную проблему в тексте. Комментарий должен быть, таким образом, написан по тексту. Мы идём как бы по следам автора, отвечая на вопросы:
- Какие аспекты проблемы выделяет автор?
- Какие примеры для демонстрации своей позиции он использует?
- Какие ключевые слова есть в тексте и о чём они говорят?
По сути, комментарий — это небольшой анализ текста. Здесь есть опасность сбиться на пересказ или погрешить чрезмерным цитированием. Сразу оговорюсь, что все цитаты эксперт исключает при подсчёте слов. Некоторые экзаменуемые поступают хитро — они не заключают цитаты в кавычки, думая, что у эксперта нет возможности прочитать текст. Это не так, поэтому не допускайте заведомых ошибок.
По комментарию эксперт должен понять, правильно ли ученик понял текст. Всё, что происходит в тексте, происходит не с автором, а с рассказчиком, героем. Не путайте! Автор решает проблему, высказывает свою позицию, иногда в завуалированной форме, применяет те или иные изобразительные средства, но все события происходят с героем.
4. Для выражения своего мнения1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
5) Мне близка позиция автора тем, что …
5. Для аргументации собственной позиции:- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с …
2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …
4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …
— из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
— из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …