Категории специалистов по разработке и эксплуатации программ

Основная категория специалистов, занятых разработкой программ, — это программисты. Программисты неоднородны по уровню квалификации, а также по характеру своей деятельности. Наиболее часто программисты делятся на системных и прикладных.

Системный программист занимается разработкой, эксплуатацией и сопровождением системного программного обеспечения, поддерживающего работоспособность компьютера и создающего среду для выполнения программ, обеспечивающих реализацию функциональных задач.

Прикладной программист осуществляет разработку и отладку программ для решения функциональных задач.

В условиях создания больших по масштабам и функциям обработки программ появляется новая квалификация — программист — аналитик, который анализирует и проектирует комплекс взаимосвязанных программ для реализации функций предметной области.

В процессе создания программ на начальной стадии работ участвуют и специалисты- постановщики задач.

При работе в группе организационно выделяются следующие программисты.

Главный программист – осуществляет системный анализ задачи, разбивает ее на части, синтезирует программный продукт.

Библиотекарь – ведет документацию программного продукта, утверждает изменения и версии продукта.

Кодировщик – создает и отлаживает тексты программ на алгоритмических языках.

Тестер – планирует испытания и проверяет работоспособность продукта. Тестер проводит альфа-тестирование — проверку работоспособности программы силами группы разработчиков. Затем проводится бета-тестирование — проверку работоспособности заинтересованными пользователями.

Большинство информационных систем основано на работе с базами данных (БД). Если база данных является интегрированной, обеспечивающей работу с данными многих приложений, возникает проблема организационной поддержки базы данных, которая выполняется администратором базы данных.

В некоторых ситуациях прямой контакт с техникой невозможен или нежелателен. В этом случае помощь оказывает представитель технического персонала — оператор ЭВМ.

Основным потребителем программ служит конечный пользователь, который, как правило, относится к категории пользователей-непрограммистов. Конечный пользователь не является специалистом в области программирования, т. е. не владеет методами и технологией проектирования и создания программ, но имеет элементарные знания и навыки работы с вычислительной техникой.

.~

302 ГЛАВА 8. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Возможна эксплуатация программ квалифицированными программистами или СIIeП8′ ально обученными техническими работниками — о пер а тор ам и Э В м Взаимодействие специалистов различного ВИДа, участвующих в разработке и ЭКСIL~ тации программ, показано на рис. 8.3. В ряде случаев один специалист совмеrэ?8! несколько 8ИДОВ деятельности. Администратор базы данных и системный программист г C~ щестВЛJIЮТ подготовку информационных и программно-технических УСЛОВИЙ для раЕ,.. программ. Пунктирные линии означают участие специалиста в качестве консультанта. ……… 1…….. Постановка задачи J ……….. .. ……….. ……….. ……….. ……….. ……….. .. .. ……….. .. .. .. …4о _. 1 , ОПЕРАТОР ЭВМ ПРИКЛАДНОЙ ПРОГРАММИСТ Anroритмизация решения 38Дачи …………………. ……………………… Проrpаммироаание :…. …… СИСТЕМНЫЙ ПРОГРАММИСТ Создание операционной среды выпonнения nporpaМII :………. . .. … .. ……. Соэдание инфор мационной среды … выпonнения nporpaMU J Рис. 8.3. Схема взаимодействия специалистов, связанных с созданием и эксплуатацией проrpамм ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРAММIIОГО ПРОДУКТА Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно раздел~ на два класса (рис.8.4) — утилитарные программы и программные продукты (изделия). у т и л и т а р н ы е про гр ам мы (программы ДI1я себя) предназначены для уД08 летворения нужд их разработчиков. Чаще Всего утилитарные программы выполНJIЮТ PrUI сервиса в технологии обработки данных либо ЯВЛJIЮТСЯ программами решения функцио нальных задач, не предназначенных для широкого распространения. Программные продукты (изделия) предназначены для удовлетворения 00 требностей пользователей, широкого распространения и продажи. В настоящее время существуют и другие варианты легального распространения про граммных продуктов, которые появились с использованием глобальных или регионалl’-:’,;,r: телекоммуникаций: Рис. 8.4. Классификация проrpамм по категориям пользователей ПРОfPАММЫ :? ….. .

I

Качество программы

Каждая программа должна отвечать таким требованиям, как правильность, точность, совместимость, надежность, универсальность, защищенность, полезность, эффективность, проверяемость, адаптируемость, мобильность, дружественность.

Будем говорить, что программа является

— правильной, если она функционирует в соответствии с техническим заданием. Подразумевается, что техническое задание составлено в четкой форме, позволяющей однозначно судить о том, действительно ли программа отвечает перечисленным в нем требованиям;

— точной, если выдаваемые ею результаты имеют допустимые отклонения от аналогичных результатов, полученных с помощью идеальных математических зависимостей;

— совместимой, если она работает должным образом не только автономно, но и в составе программной системы;

— надежной, если она при всех условиях обеспечивает полную повторяемость результатов.

— универсальной, если она правильно работает при любых допустимых вариантах исходных данных. В ходе разработки программ должны предусматриваться специальные средства защиты от ввода неправильных исходных данных;

— защищенной, если она сохраняет работоспособность при возникновении сбоев. Это качество особенно важно для программ, предназначенных для решения задач в режиме реального времени. В подобных приложениях отказ оборудования может повлечь катастрофические последствия — например, аварию ракеты или ядерного реактора. Указанным свойством должны также обладать программы с большим временем выполнения, осуществляющие обработку постоянно хранимых файлов;

— полезной, если задача, которую она решает, представляет практическую ценность;

— эффективной, если объем требуемых для ее работы ресурсов не превышает допустимого предела;

— проверяемой, если ее качества могут быть продемонстрированы на практике. Здесь подразумевается возможность проверки таких свойств программы, как правильность и универсальность. Можно применить формальные математические методы, позволяющие установить, действительно ли программа удовлетворяет техническим условиям и выдает достаточно точные результаты. Однако существуют и неформальные способы оценки качества программ такие, как прогоны с остановами в контрольных точках, обсуждения результатов с заинтересованными пользователями и др.;

— адаптируемой, если она допускает быструю модификацию с целью приспособления к изменяющимся условиям функционирования;

— мобильной, если она независима от аппаратуры, операционной системы, сетевого окружения, специфики предметной области;

— дружественной, если она имеет удобный интерфейс для работы конечного пользователя, контекстно-зависимые подсказки, обучающую систему, подробную документацию и диагностику возникших ошибок.

Анализ обслуживания


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: