Корреляции между родственниками

Измерение количественных признаков, построение распределений, вычисление основных статистик, подсчет корреляций между признаками и между родственниками, изучение ассортативности

II этап работы

На втором этапе работы вы будете иметь дело с реальными данными, полученными вами и вашими товарищами при измерении признаков у кровных родственников. Среди родственников представлены 2 поколения (дети – дочери и сыновья — и их родители). На этом этапе анализа вы можете использовать компьютер и любые известные и доступные вам программы обработки данных (по программе SPSS мы постараемся организовать консультацию на Сретенке). Ссылки на методы компьютерной и статистической обработки обязательны. Также обязательно следует проверить статистическую достоверность всех полученных вами коэффициентов (например, коэффициентов корреляции). Этот этап работы включает обязательную часть, выполнение которой связано с допуском к экзамену. Кроме того, приветствуются любые проявления творческой инициативы с вашей стороны, что будет оцениваться дополнительными баллами.

Обязательная часть

Измерение признаков и составление распределений

В качестве обязательных для анализа переменных вам необходимо взять значения физических признаков — рост и вес — и психологических признаков — баллы по методике «TCI-R»для шкал HA (Harm Avoidance -«избегание вреда»), SD – (Self-Directedness — «направленность личности») и C (Cooperativeness — «сотрудничество») и баллы по методике «ЕАТ-26» (Тест на пищевое поведение).

Таблица с данными сделана в формате Excel. Задание расположено на трех листах. На первом – значения всех переменных, на втором – расшифровка обозначений переменных, на третьем цветные ячейки показывают, из каких возможных корреляций Вам следует выбрать корреляции для своей работы. Из формата Excel можно перейти в любой статистический пакет или проводить обработку данных непосредственно в Excel.

В верхней строчке таблицы расположены названия переменных. Первые буквы ряда переменных указывают на категорию родственников (М-мать, О-отец, D-дочь, S-сын).

Для двух психологических признаков (один из которых обязательно тест ЕАТ), полученных у разных категорий родственников, вам необходимо построить гистограммы распределений с произвольным (на ваше усмотрение) шагом разбиения на классы, чтобы удобно было анализировать полученный материал. Для одного и того же показателя (например, EAT) шаг разбиения нельзя менять, переходя от группы к группе. Например, если вы построили гистограмму для группы «отцы» с шагом 5 баллов, то такой же шаг вы должны сохранить и для других групп (матери, дочери и т.п.).

Для каждого из этих показателей вы должны построить по 2 графика распределений. Группы родственников для этих графиков вы можете выбрать сами. Например, вы можете выбрать группы «отцы и сыновья» или «матери и дочери» или другие. В результате этой работы у вас должно получиться 4 графика распределений (2 признака Х 2 группы). Распределения можете распечатать или нарисовать от руки, описать их характер и проанализировать различия между группами и признаками. В качестве статистических показателей вы можете использовать основные характеристики распределений (среднее, стандартное отклонение, дисперсию). Желающие могут оценить статистические различия между группами по средним величинам (можно использовать статистические критерии — хи квадрат, t-критерий Стьюдента и др.).

Корреляции между признаками

Вычислите корреляции между двумя физическими признаками (рост и вес) и двумя психологическими признаками (между ЕАТ и любой из шкал TCI) для одной из групп, например, «матери» (можно выбрать любую другую группу, но лучше, если это будет достаточно большая группа для большей статистической достоверности). Таким образом, у вас должно получиться два графика и два коэффициента. Желающие могут количество групп увеличить и вычислить любые дополнительные корреляции. Оцените достоверность полученного коэффициента корреляции по статистическим таблицам или отметьте уровень достоверности, который укажет ваш компьютер, если вы пользуетесь статистической программой.

Изобразите корреляции графически в виде диаграммы рассеяния точек, так, как вы это делали для признаков «рост стоя — рост сидя». Все это вам поможет сделать компьютер. Распечатайте или нарисуйте соответствующие графики и опишите их.

Корреляции между родственниками

Обязательная часть задания включает подсчет и графическое изображение корреляции в парах «родитель-ребенок». Это могут быть пары «мать-дочь», «мать-сын» и т.п., аналогично тому, что вы делали в парах условных родителей и детей на первом этапе работы. Обязательно оцените достоверность коэффициента корреляции. При построении графиков данные детей располагайте по оси ординат (Y), а данные родителей — по оси абсцисс (Х). Для анализа возьмите три переменные — рост, ЕАТ и TCI — любая из трех шкал. Таким образом, у вас должно получиться три графика и три коэффициента. Представьте результаты, опишите и проанализируйте их.

Коэффициент корреляции. Тема


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: