Награждение победителей игр турниров

8.1. Игроки, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в каждой дисциплине, награждаются почетными грамотами и призами.

Программапроведения турниров

Дата Время Мероприятие
25ноября с 11.00 до 12.00 Разминка
с 12.00 Игры первого дня турниров
26ноября с 11.00 до 12.00 Разминка
с 12.00 Игры второго дня турниров
по окончании турнира Награждение победителей, вручение призов.
Заместитель директора по управлению персоналом С.Б.Фунтов
Начальник ОСР М.В. Хевронова
Руководитель Молодежной организации Ленинградской АЭС П.О. Гредасов

Приложение №1

ЗАЯВЛЕНИЕ

На участие в турнире по бильярду

Фамилия____________________________

Имя ________________________________

Отчество____________________________

Дата рождения _____________________________

Место работы ________________________

Подразделение_______________________

Должность __________________________

Дисциплина турнира __________________

Контактный телефон __________________

Дата и время заполнения_______________

Подпись_____________________________

[1]Подпись представителя предприятия__________________
Приложение №2

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПУЛА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Во всех случаях, если только нет очевидного противоречия дополнительных правил, применяются Общие правила лузного бильярда. Эти общие правила применимы ко всем играм на лузном бильярде, ЕСЛИ ТОЛЬКО обратное не оговорено особо в правилах конкретных игр.

1.1. СТОЛЫ, ШАРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ

Все игры, описываемые данными правилами, разработаны для столов, шаров и оборудования, отвечающего стандартам, утвержденным Требованиями к оборудованию Всемирной ассоциации пула и бильярда (WPA).

1.2. УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ

При установке пирамиды должен использоваться треугольник, при этом верхний шар пирамиды должен ставиться на заднюю отметку. Все шары должны стоять рядами за первым шаром и быть прижаты друг к другу так, чтобы все они касались друг друга.

1.3. УДАР ПО БИТКУ

Чтобы удар был признан правильным, необходимо, чтобы удара по битку выполнялся только наклейкой кия. Несоблюдение этого требования является фолом.

1.4. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАКАЗА ПРИ УДАРЕ

В играх, где требуется объявлять заказ, игрок может играть любой шар по своему выбору, но прежде чем сделать удар, он должен указать заказанный шар и заказанную лузу, в которую он намеревается его забить. Он не должен указывать подробности удара, такие как попадание в прицельный шар другим шаром, битком, комбинации или касания бортов (все из которых отвечают правилам). Все шары, забитые при правильном ударе, засчитываются в пользу игрока, выполнявшего удар.

1.5. ПРОМАХ

Если игрок при правильном ударе не забивает шар, то подход игрока у стола заканчивается и в игру вступает его соперник.

1.6. РОЗЫГРЫШ ПРАВА НА РАЗБИТИЕ (РАСКАТ)

При розыгрыше на право разбития (раскате) применяется следующая процедура. Каждый из игроков должен использовать шары одинакового размера и веса (предпочтительно битки, но если это невозможно, неполосатые шары). Один игрок располагается по левую сторону от передней отметки, другой по правую, и они одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии в направлении заднего борта и обратно к переднему борту стола. Игрок, чей шар остановится ближе к наиболее отдаленному от внешней стороны стола краю переднего борта, выигрывает раскат. Шар, используемый при раскате, должен по крайней мере один раз коснуться заднего борта. Другие касания с бортами несущественны, кроме тех, что запрещены ниже. Раскат автоматически проигрывается, если:

(а) шар перекатывается на половину стола соперника;

(б) шар не касается заднего борта;

(в) шар падает в лузу;

(г) шар выскакивает за пределы стола;

(д) шар касается длинного борта;

(е) шар останавливается в створе угловой лузы за губой переднего борта, или;

(ж) шар касается заднего борта более одного раза. Если оба игрока совершают одно из перечисленных нарушений, или если судья не в состоянии определить, чей шар остановился ближе, раскат признается ничейным и переигрывается.

1.7. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ)

Право начального разбития определяется раскатом или по жребию. (На официальном соревновании необходима процедура раската.) Игрок, выигравший раскат или жеребьевку, имеет право выполнить начальный удар (разбитие) или предоставить это право сопернику.

1.8. БИТОК ПРИ НАЧАЛЬНОМ УДАРЕ

Начальное разбитие выполняется битком с руки из-за передней линии. Прицельные шары устанавливаются в соответствии с требованиями конкретной игры. При разбитии игра считается начатой, как только был выполнен удар наклейкой кия по битку.

1.9. ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИТКА ПРИ НАЧАЛЬНОМ РАЗБИТИИ

При разбитии попытка остановить или изменить направление движения битка после того, как он пересек переднюю линию, и до того, как он коснется шаров в пирамиде, является фолом, и право хода переходит к сопернику. Соперник может выбирать, либо играть битком с руки из-за передней линии, либо предоставить ту же возможность игроку, совершившему нарушение. (Исключение: «Девятка», см. Правило 2.4: «биток с руки в любом месте стола»). Должно быть вынесено предупреждение о том, что второе подобное нарушение во время матча повлечет автоматическое поражение (См. Правило 1.29)

1.10. БИТОК С РУКИ ИЗ-ЗА ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ (ИЗ «ДОМА»)

Это правило применяется в определенных играх с начальным разбитием или в ситуации, когда падение битка в лузу наказывается тем, что соперник получает возможность выполнить удар битком с руки из-за передней линии (из «дома»). Вступающий в игру игрок может установить биток в любом месте дома. Он может играть любой прицельный шар, если основание прицельного шара находится на передней линии, то есть вне «дома», или за ней. Любой из шаров, который находится в «доме», можно играть, если только сначала игрок направит биток из дома, а затем, ударив биток в борт, возвратит его в дом и попадет в прицельный шар.

Основание шара (точка, в которой шар касается поверхности стола) определяет, находится ли он выше или ниже передней линии (за пределами «дома» или в «доме»). Если вступающий в игру игрок непреднамеренно располагает биток на передней линии или за ней, судья или соперник должны проинформировать игрока, выполняющего удар, о неправильном расположении битка до нанесения удара. Если соперник не делает этого заявления до выполнения удара, удар считается правильным. Если бьющий игрок был проинформирован о неправильном расположении битка, он должен изменить его положение. Если игрок располагает биток целиком и очевидно за пределами «дома» и выполняет удар, объявляется фол. Когда игрок выполняет удар битком с руки из-за передней линии, биток остается шаром с руки (не в игре) до тех пор, пока игрок не направит его через переднюю линию ударом наклейки своего кия. Пока биток остается шаром с руки, игрок может поправлять его рукой, кием и т.п. Когда биток введен в игру описанным способом, игрок не может препятствовать его движению каким-либо образом, иначе объявляется фол. К тому же, если вследствие удара не происходит контакта с прицельным шаром, которого биток должен коснуться первым, или биток не пересекает передней линии, удар считается сделанным с нарушением, объявляется фол и соперник получает возможность играть битком с руки в соответствии с правилами конкретной игры.

1.11. ЗАБИТЫЕ ШАРЫ

Шар считается забитым, если в результате правильного удара, он покидает поверхность стола, падая в лузу и остается там. (Шар, выпавший на пол из системы возврата шаров, не считается незабитым шаром.) Шар, выскочивший из лузы обратно на поверхность стола, не является забитым шаром.

1.12. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ

Положение шаров определяется тем, где покоится их основание (или центр).

1.13. НОГА НА ПОЛУ

Игрок должен сохранять контакт с полом по крайней мере одной ногой в момент, когда наклейка кия касается битка, в противном случае объявляется фол. Обувь должна быть нормальной в отношении размера, формы и способа ношения.

1.14. НАНЕСЕНИЕ УДАРА ПРИ ДВИЖУЩИХСЯ ШАРАХ

Фолом является нанесение удара, в то время как биток или любой прицельный шар находятся в движении (шар, вращающийся на месте, считается движущимся).

1.15. ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА

Удар считается не завершенным (и вследствие этого не засчитывается), пока все шары на столе не остановятся после удара (шар, вращающийся на месте, считается движущимся).

1.16. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ

Передняя линия не является частью «дома». Таким образом, прицельный шар, геометрический центр которого находится на передней линии, можно играть, если правилами конкретной игры требуется, чтобы игрок выполнял удар по шару, находящемуся за пределами передней линии. Точно так же если биток должен быть введен в игру с руки из-за передней линии (биток с руки из-за передней линии), его нельзя помещать непосредственно на переднюю линию; он должен быть позади нее (в «доме»).

1.17. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВСЕХ ФОЛОВ

Хотя штрафы за нарушения в различных играх отличаются, для всех фолов справедливо следующее:

(а) Подход игрока у стола заканчивается;

(б) Если фол совершен в процессе выполнения удара, такой удар признается неправильным, и все забитые при этом шары не засчитываются в пользу выполнявшего удар игрока, и;

(в) Любой шар(-ы) выставляется только если этого требуют правила конкретной игры.

1.18. НЕПОПАДАНИЕ В ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР

Если при ударе биток не попадает в прицельный шар, которого он должен коснуться первым, объявляется фол. Игра в направлении от шара, с которым соприкасается биток, не означает касания этого шара при ударе.

1.19. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР

Если иное не определено правилами конкретной игры, игрок должен направить биток таким образом, чтобы он сначала попал в прицельный шар, которого он согласно правилам должен коснуться первым (правильный прицельный шар), а затем:

(а) Забить пронумерованный шар, или;

(б) Довести биток или любой пронумерованный шар до борта. Несоблюдение этих требований является фолом.

1.20. ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ

Падение битка в лузу при ударе является фолом. Если биток касается прицельного шара, который к тому времени уже был забит (например, в переполненной шарами лузе), объявляется фол.

1.21. ФОЛЫ ВСЛЕДСТВИЕ КАСАНИЯ ШАРОВ

Фолом является удар, касание или иной контакт с битком, находящимся в игре, или любыми прицельными шарами чем-либо (телом, одеждой, мелом, машинкой, шафтом кия и т.п.) кроме наклейки кия (прикрепленной к шафту кия), которая может контактировать с битком при выполнении правильного удара. Если матч проходит в присутствии судьи, любой прицельный шар, потревоженный при обычном фоле, должен быть возвращен как можно ближе к первоначальному положению, согласно оценке судьи, и вступающий в игру игрок не имеет возможности выбирать положение шара.

1.22. ФОЛ ПРИ УСТАНОВКЕ БИТКА

Касание любого прицельного шара во время установки битка при игре с руки является фолом.

1.23. ФОЛЫ ПРИ ДВОЙНЫХ УДАРАХ

Если биток соприкасается с требуемым прицельным шаром перед выполнением удара, игрок может бить в направлении этого шара, при условии что он использует для этого любой нормальный удар. Если кий касается битка более одного раза во время удара, или если кий сохраняет контакт с битком во время или после соприкосновения битка и прицельного шара, объявляется фол. Если поблизости находится третий шар, необходимо позаботиться о том, чтобы не совершить фол на нем согласно первой части данного правила.

1.24. ФОЛ ПРИ УДАРЕ ПРОПИХОМ

Если биток проталкивается наклейкой кия с сохранением контакта на время большее, чем момент, соразмерный с нанесенным ударом, объявляется фол. (Такие удары обычно называют ударами пропихом.)

1.25. ФОЛЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИГРОКА

Игрок несет ответственность за мел, машинки, шлифовки и любые другие предметы или оборудование, которые он приносит, использует у стола или приближает к нему. Если он роняет мел или сбивает подставку машинки, он наказывается фолом в случае касания этим предметом любого шара, находящегося в игре (или только битка, если на матче не присутствует судья).

1.26. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОДСКАКИВАНИЕ ШАРА

Фол присуждается, если игрок наносит удар по битку ниже центра («подкапывает» под него) и преднамеренно вызывает его отрыв от поверхности стола, пытаясь обойти мешающий шар. Иногда такое подпрыгивание может происходить случайно, и такие «прыжки» не должны считаться фолом сами по себе; они могут признаваться фолом, к примеру, если в процессе удара наконечник или шафт кия контактирует с битком.

1.27. УДАР ПЕРЕСКОКОМ

Если иное не определено правилами конкретной игры, разрешается вызывать отрыв битка от стола, нанося удар кием под углом и заставляя биток отразиться от поверхности стола. Любой кикс при выполнении удара перескоком является фолом.

1.28. ШАРЫ, ВЫСКОЧИВШИЕ СО СТОЛА

Шары, остановившиеся после удара в каком-либо месте помимо игровой поверхности стола (на верхней части упругого борта, на поверхности борта, на полу и т.д.), считаются выскочившими. Шары могут прыгать по поверхности бортов и их упругих частей и при этом не считаться выскочившими, если они возвращаются на игровую поверхность стола самостоятельно и не коснувшись чего-либо, что не является частью стола. Стол должен состоять из надлежащих неизменных частей. (Шары, которые ударяют или касаются чего-либо, что не является частью стола, например, осветительных приборов, мела, находящегося на борту или его упругой части, и т.п., считаются выскочившими, даже если после этого они вернулись на игровую поверхность стола после контакта с предметами, которые не являются надлежащей частью стола.) Во всех играх на лузном бильярде, если в результате выполнения удара биток или любой из прицельных шаров выскакивает со стола, объявляется фол. Все выскочившие шары выставляются (кроме игр «Девятка» и «Восьмерка») после того, как остановятся все шары. Биток после фола вследствие выскакивания его со стола вводится в игру в соответствии с правилами конкретной игры.

1.29. ОСОБОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА УМЫШЛЕННЫЙ ФОЛ

Биток, находящийся в игре, нельзя преднамеренно бить ничем, кроме наклейки, закрепленной на кие (например, наконечником кия, шафтом и т.д.). Помимо того, что такой контакт автоматически является фолом в соответствии с Правилом 1.21, в случае если судья полагает, что этот контакт был умышленным, он должен один раз за матч предупредить игрока о том, что второе подобное нарушение в течение данного матча повлечет автоматическое поражение в матче. В случае совершения второго нарушения матч необходимо признать автоматически проигранным.

1.30. МАКСИМУМ ОДИН ФОЛ

Если правилами конкретных игр не предписывается иное, в рамках каждого подхода игрок штрафуется только одним фолом; если могут быть применены разные наказания, то фактором, определяющим, какой фол налагается на игрока, является самое строгое из наказаний.

1.31. САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ШАРОВ

Если шар перемещается, откатывается, поворачивается либо иным образом двигается «сам по себе», шар должен оставаться в том положении, которое он занял, и игра продолжается. Шар, который завис над лузой и «сам по себе» упал в лузу после того, как он в течение 5 или более секунд был неподвижным, должен быть восстановлен как можно точнее в положение, которое он занимал до падения, и игра продолжается. Если шар «сам по себе» падает в лузу, в то время как игрок наносит удар с целью попасть в этот шар, так что биток проходит через место, которое занимал этот шар, не имея возможности попасть в него, то биток и прицельный шар должны быть восстановлены на позициях, которые они занимали до удара, и игрок может снова выполнить удар. Каждый из других прицельных шаров, потревоженных при ударе, также должен быть выставлен в прежнее положение, прежде чем игрок повторит удар.

1.32. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ

Если правилами конкретной игры требуется выставление шаров, их следует выставлять на продольную линию после завершения удара. Единственный шар выставляется на заднюю отметку; если нужно выставить более одного шара, их располагают на продольной линии в порядке возрастания номеров, начиная с задней отметки и продолжая в направлении заднего борта. Если шары, находящиеся на или около задней отметки или продольной линии, мешают выставлению шаров, выставляемые шары помещают на продольную линию как можно ближе к задней отметке, но таким образом, чтобы не двигать мешающие шары. Выставляемые шары следует располагать как можно ближе или вплотную (по усмотрению судьи) к мешающим шарам, кроме случаев, когда мешающим шаром является биток; шары, которые должны быть выставлены к битку, следует располагать как можно ближе, но не вплотную к нему. Если на продольной линии между задней отметкой и задним бортом недостаточно места для выставления шаров, эти шары должны быть выставлены на продолжении продольной линии «перед» задней отметкой (между задней и центральной отметками) как можно ближе к задней отметке и в том же порядке номеров, в каком они были бы выставлены «позади» задней отметки (шар с наименьшим номером ближе всех к задней отметке).

1.33. ШАРЫ В СТВОРЕ ЛУЗЫ

Если два или более шара заблокированы в створе лузы, при этом один или более зависли в воздухе, судья должен осмотреть положение шаров и поступить следующим образом: он должен визуально (или, если желает, опытным путем) опустить проекцию шара вертикально вниз от его нынешнего блокированного положения; все шары, которые, будучи таким образом перемещены вертикально вниз, по его мнению, упали бы в лузу, считаются забитыми, а все шары, которые остались бы на игровой поверхности стола, считаются не забитыми. Затем шары располагают согласно оценке судьи, и играть продолжают в соответствии с правилами конкретной игры, как если бы блокировки шаров в лузе не было.

1.34. ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЗАБИТЫЙ ШАР

Если при правильном результативном ударе забиты дополнительные шары, они засчитываются в соответствии с правилами подсчета очков в конкретной игре.

1.35. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЛИЦА, НЕ ПРИНИМАЮЩЕГО УЧАСТИЯ В ИГРЕ

Если во время матча шары пришли в движение (или игрока толкнули таким образом, что это напрямую повлияло на игру) вследствие воздействия лица, не принимающего участия в игре, шары должны быть как можно более точно возвращены в прежнее положение сразу после произошедшего, и игра возобновляется без наложения штрафа на игрока. Если на матче присутствует судья, то именно он должен вернуть шары на место. Это правило применяется также в случае вмешательства «высших сил», например, землетрясения, урагана, падения осветительных приборов, отключения электричества и т.д. Если шары невозможно вернуть в прежнее положение, партию следует переиграть, разбивать при этом должен тот же игрок, что в ее начале. Это правило неприменимо к игре «14.1 с продолжением», которая состоит из последовательно разыгрываемых пирамид: текущий розыгрыш пирамиды прерывается и начинается новая пирамида с соблюдением требований к нормальному начальному разбитию (игроки выполняют раскат на право разбития). Подсчет очков возобновляется со счета, сложившегося на момент прерывания игры.

1.36. РАЗБИТИЕ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ПАРТИЯХ

В матче, состоящем из коротких партий, победитель отдельной партии разбивает в следующей. Судейская коллегия турнира может заблаговременно установить одно из следующих правил:

(а) Игроки разбивают по очереди.

(б) Разбивает проигравший партию.

(в) В следующей партии разбивает игрок, отстающий в счете по партиям.

1.37. ИГРА СЕРИЯМИ

В течение игры игроки поочередно совершают подходы к столу (серии), причем серия игрока заканчивается, если он либо не забивает шар правильным ударом, либо совершает нарушение. Если серия заканчивается без фола, вступающий в игру игрок принимает позицию, сложившуюся на столе.

1.38. ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР, СТОЯЩИЙ ВПЛОТНУЮ К БОРТУ ИЛИ БИТКУ

Данное правило применяется к любому удару, при котором биток сперва контактирует с шаром, который стоит вплотную к борту или собственно битку. В результате удара после контакта битка с соприкасающимся прицельным шаром должно произойти следующее:

(а) Должен быть забит шар, или;

(б) Биток должен коснуться борта, или;

(в) Стоявший вплотную шар должен коснуться отдельного борта, или;

(г) Другой прицельный шар должен коснуться борта, с которым он до того не был в контакте. Несоблюдение одного из указанных требований является фолом. (Примечание: «14.1 с продолжением» и другие игры описывают дополнительные требования и применения этого правила; смотрите правила конкретных игр.) Шар, который касается упругого борта в начале удара и затем направляется в упругий борт, прикрепленный к тому же борту стола, считается доведенным до этого борта, только если он сперва отходит от борта, попадает в другой шар и снова касается борта. Судья или один из игроков должны осмотреть стоящий вплотную к борту шар и заявить о том, что шар касается борта, прежде чем этот шар будет задействован в процессе удара, иначе прицельный шар не считается стоящим вплотную к борту.

1.39. ИГРА С РУКИ ИЗ-ЗА ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ

При выполнении удара с руки из-за передней лини (из «дома») необходимо, чтобы биток сначала вышел из «дома», а затем коснулся прицельного шара. В противном случае налагается штраф. Удар также считается правильным, если играемый прицельный шар располагается непосредственно на передней линии или слегка за ней таким образом, что биток касается его до выхода из дома. Удар считается неправильным, если до выхода из «дома» биток случайно задевает какой-либо находящийся в «доме» прицельный шар.

1.40. ФОЛ ПРИ ИГРЕ БИТКОМ С РУКИ

В процессе установки битка при игре с руки игрок может использовать для этого руку или любую часть кия (включая наклейку). При расположении битка любое ударное движение кия, контактирующего с битком, направленное вперед, рассматривается как фол, в случае если это не был правильный удар.

1.41. ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Если игрок, не выполняющий удар, отвлекает соперника или вмешивается в его игру, ему засчитывается фол. Если игрок выполняет удар вне очереди или вызывает движение любого шара в иное время, чем при своем подходе у стола, это рассматривается как вмешательство.

1.42. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Игрокам не разрешается использовать шар, треугольник или другое приспособление для измерения расстояния для того, чтобы оценить, проходит ли биток или прицельный шар в промежуток и т.д. Только кий может использоваться в качестве вспомогательного инструмента для оценки промежутков или при прицеливании, при этом кий нужно держать в руке. Любой иной способ является фолом и неспортивным поведением.

1.43. ЗАПРЕЩЕННАЯ РАЗМЕТКА

Если игрок преднамеренно каким-либо образом делает отметки на столе, с тем чтобы облегчить себе выполнение удара, в том числе располагает соответствующим образом мел, то объявляется фол.

ВОСЬМЁРКА

2.1 ЦЕЛЬ ИГРЫ

«Восьмерка» является игрой по заказу, в которой используют биток и 15 прицельных шаров, пронумерованных от 1 до 15. Один из игроков должен забить шары группы с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой – от 9 до 15 (полосатые). Игрок, который сперва забьет шары какой-либо группы, а затем правильным ударом забьет шар номер 8, побеждает в партии.

2.2 ЗАКАЗНОЙ УДАР

При заказе удара нет необходимости указывать очевидные шары и лузы. За соперником остается право спросить, какой шар и в какую лузу игрок намерен сыграть, если он не уверен в этом. Удары от борта (дуплеты) и комбинационные удары не считаются очевидными, при их выполнении следует назвать и играемый шар, и предполагаемую для игры лузу. При объявлении заказа нет необходимости уточнять подробности удара, такие как число касаний бортов, отражений от борта, соударения прицельных шаров между собой и битка с прицельными шарами, и т.д. Все шары, забитые при совершении нарушения, остаются в лузах, независимо от того, чьей группе они принадлежат, выполнявшего удар игрока или его соперника. Начальное разбитие не является заказным ударом. Каждый из игроков, выполняющий разбитие при игре в «Восьмерку», может продолжить игру, если какой-либо прицельный шар правильно забит при разбитии.

2.3 УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ

Шары устанавливаются в форме треугольника в нижней части стола, при этом шар номер 8 находится в центре треугольника, верхний шар пирамиды на задней отметке, полосатый шар в одном углу пирамиды и сплошной шар в другом углу.

2.4 ОЧЕРЕДНОСТЬ РАЗБИТИЯ

Игрок, выигравший раскат, имеет право разбить пирамиду. В «Восьмерке» победитель каждой партии разбивает в следующей, если иное не оговорено организаторами турнира. Судейская коллегия турнира может заблаговременно установить одно из следующих правил:

(а) Игроки разбивают по очереди.

(б) Разбивает проигравший партию.

(в) В следующей партии разбивает игрок, отстающий в счете по партиям.

2.5 ПРАВИЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ

(Определение) Для того чтобы выполнить правильное разбитие, разбивающий игрок (битком из-за передней линии) должен либо (1) забить шар, либо (2) довести до борта по меньшей мере четыре пронумерованных шара. Если разбивающий игрок не выполняет правильное разбитие, объявляется фол, и вступающий в игру игрок имеет право выбора, либо (1) принять позицию, сложившуюся на столе, и продолжить игру, либо (2) переустановить пирамиду и выполнить начальное разбитие самому или предложить сопернику повторить разбитие.

2.6 ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ ПРИ ПРАВИЛЬНОМ РАЗБИТИИ

Если игрок при правильном разбитии забивает биток, (1) все забитые шары остаются в лузах (исключение, шар номер 8: см. Правило 4.8), (2) объявляется фол, (3) стол остается открытым. Примечание: входящий игрок получает возможность играть битком с руки из-за передней линии, при этом удар по прицельному шару, находящемуся за передней линией, он может выполнить, только если биток сперва пересечет переднюю линию и затем возвратится в область за передней линией и попадет в прицельный шар.

2.7 ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ, ВЫСКОЧИВШИЕ СО СТОЛА ПРИ РАЗБИТИИ

Если при выполнении разбития игрок выбивает со стола прицельный шар, объявляется фол, и входящий в игру игрок может выбирать, либо (1) принять позицию, сложившуюся на столе, и продолжить игру, либо (2) расположить биток с руки за передней линией и продолжить игру.

2.8 ПАДЕНИЕ В ЛУЗУ ШАРА НОМЕР 8 ПРИ РАЗБИТИИ

Если при выполнении разбития в лузу падает шар номер 8, разбивавший игрок может попросить заново установить пирамиду или выставить шар номер 8 и продолжить игру. Если игрок, выполняя разбитие, забивает в лузу биток, в то время как в лузу падает шар номер 8, вступающий в игру игрок может выбирать, либо заново установить пирамиду, либо выставить шар номер 8 и продолжить игру битком с руки из-за передней линии.

2.9 ОТКРЫТЫЙ СТОЛ

(Определение) Стол считается «открытым», если еще не произошел выбор группы шаров (полосатые или сплошные). Если стол открыт, разрешается наносить первый удар по сплошному шару с целью забить полосатый, и наоборот. Примечание: Стол является открытым всегда сразу после разбития. Если стол открыт, разрешается наносить первый удар по сплошному или полосатому шару, с тем чтобы забить заказанный полосатый или сплошной шар. Однако если стол открыт и первый удар наносится по шару номер 8, объявляется фол, при этом ни один из полосатых или сплошных шаров не засчитывается в пользу игрока, выполнявшего удар. Игрок теряет право продолжать серию; входящий игрок получает возможность установить биток с руки; все забитые шары остаются в лузах; стол для входящего игрока остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

2.10 ВЫБОР ГРУППЫ ШАРОВ

Даже если при разбитии были забиты шары одной или обеих групп, выбор группы не считается сделанным, поскольку сразу после разбития стол всегда является открытым. Выбор группы считается сделанным только когда игрок правильным ударом забивает заказанный прицельный шар после разбития.

2.11 ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР

(Определение) При выполнении всех ударов (кроме случаев разбития и когда стол открыт) игрок должен сперва нанести удар в один из шаров своей группы и (1) забить пронумерованный шар или (2) довести биток или любой пронумерованный шар до борта. Примечание: игроку, выполняющему удар, разрешается направить биток в борт, прежде чем он коснется прицельного шара; однако после соударения с прицельным шаром либо должен быть забит прицельный шар, либо биток или любой пронумерованный шар должны коснуться борта. Несоблюдение этих требований является фолом.

2.12 «ОТЫГРЫШ»

Из тактических соображений игрок может забить очевидный прицельный шар и при этом прервать свою серию, предварительно объявив «отыгрыш». Отыгрыш считается разрешенным ударом. Если игрок, выполняющий удар, намерен отыграться, забив очевидный прицельный шар, он обязан до нанесения удара объявить сопернику «отыгрыш». Игрок должен убедиться в том, что соперник поставлен в известность о намерении выполнить «отыгрыш». Если же этого не сделано и один из шаров игрока, выполнявшего удар, забит, этот игрок должен будет продолжить игру. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

2.13 ВЕДЕНИЕ СЧЕТА

Игрок может продолжать игру до тех пор, пока правильным ударом забивает шар своей группы. После того как игрок правильным ударом забивает все шары своей группы, он может выполнять удар с целью забить шар номер 8.

2.14 НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЯ

Соперник получает возможность играть битком с руки. Это означает, что он может поместить биток в любое место на столе (не обязательно за передней линией, кроме как при начальном разбитии). Данное правило удерживает игрока от совершения умышленных нарушений, которые предоставили бы ему преимущество перед соперником. Имея возможность играть битком с руки, игрок может устанавливать его при помощи руки или любой части кия (включая наклейку). При установке битка любое ударное движение кия, контактирующего с битком, направленное вперед, рассматривается как фол, в случае если это не был правильный удар.

2.15 КОМБИНАЦИОННЫЕ УДАРЫ

Комбинационные удары разрешены; однако шар номер 8 не может использоваться в качестве первого шара в комбинации. Если первое касание происходит с шаром номер 8, объявляется фол.

2.16 НЕПРАВИЛЬНО ЗАБИТЫЕ ШАРЫ

Прицельный шар считается забитым неправильно, если (1) этот прицельный шар забит при том же ударе, при котором совершено нарушение, или (2) заказанный шар упал не в назначенную лузу, или (3) перед выполнением удара был объявлен отыгрыш. Неправильно забитые шары остаются в лузах и засчитываются в пользу игрока, которому принадлежит конкретная группа шаров, сплошные или полосатые.

2.17 ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ, ВЫСКОЧИВШИЕ СО СТОЛА

Если со стола выскакивает какой-либо прицельный шар, объявляется фол и переход хода, в случае же выскакивания шара номер 8 засчитывается поражение в партии. Выскочившие прицельные шары не выставляются.

2.18 ФОЛЫ ПРИ УДАРАХ ПЕРЕСКОКОМ И МАССЕ

Хотя в случае, если на матче не присутствует судья, действует правило «только фолы на битке», игрок должен знать, что фол на битке засчитывается в том случае, если при попытке выполнить битком перескок, дуговик или массе с целью обойти мешающий пронумерованный шар, которого биток не должен касаться первым, этот шар приходит в движение (независимо от того, был ли он сдвинут рукой, поступательным движением кия или машинкой).

2.19 ИГРА ПО ШАРУ НОМЕР 8

Если очередным шаром является шар номер 8, падение в лузу битка или фол при выполнении удара не является поражением в партии, при условии что шар номер 8 не забит и не выскочил со стола. Игрок, вступающий в игру, получает возможность играть битком с руки. Примечание: шар номер 8 никогда не может быть правильно забит посредством комбинации, кроме случаев, если контакт с шаром номер 8 был первым в последовательности шаров.

2.20 ПОРАЖЕНИЕ В ПАРТИИ

Игроку присуждается поражение в партии, если он совершает одно из следующих нарушений:

1. Совершает фол в то время как забивает шар номер 8 (исключение: падение в лузу шара номер 8 при разбитии, см. п. 2.8.).

2. Забивает шар номер 8 тем же ударом, что и последний шар своей группы.

3. В любой момент времени выбивает шар номер 8 со стола.

4. Забивает шар номер 8 не в назначенную лузу.

5. Забивает шар номер 8, когда он не является очередным шаром, то есть не является шаром, которого биток должен коснуться первым.

Примечание: все нарушения должны быть зафиксированы прежде, чем будет выполнен следующий удар, в противном случае считается, что нарушений не было.

2.21 ПАТОВАЯ ПАРТИЯ

Если после трех последовательных подходов к столу каждого игрока (всего шести подходов) судья приходит к выводу (или, в случае отсутствия судьи, оба игрока приходят к согласию), что попытка забить или переместить прицельный шар приведет к поражению в партии, шары заново выставляются в пирамиду, и тот же игрок, что и в начале патовой партии, снова выполняет разбитие. Правило патовой ситуации может применяться независимо от количества шаров на столе. Примечание: Три последовательных фола, совершенных одним игроком при игре в «Восьмерку», не являются поражением в партии.

Приложение №3

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИРАМИДЫ

1. БИЛЬЯРДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И АКСЕССУАРЫ

При игре в каждую из описанных ниже разновидностей Пирамиды следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию»

2. РАЗМЕТКА БИЛЬЯРДНОГО СТОЛА

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:

(1) Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

(2) Центральная линия – прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины – переднюю и заднюю.

(3) Передняя отметка – точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.

(4) Линия дома – прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.

(5) Задняя отметка – точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.

(6) Линия выставления шаров – часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.

2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.

3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.

Примечание: При игре в «Свободную пирамиду», «Комбинированную пирамиду» и «Динамичную пирамиду» допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.

4. БИТОК И ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ

Закрытие турнира, награждение победителей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: