Научные, методологические и методические основания программы.

Вид программы. Актуальность проблемы.

Программа психологической подготовки для учащихся выпускных классов МОУ СОШ «Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ методами арт-терапии» относится к коррекционно-развивающему психолого-педагогическому виду программ – данная программа, направлена на коррекцию трудностей в подготовке и сдаче Единого Государственного Экзамена, а также на развитие необходимых навыков, умений, овладение определенным набором техник для успешной подготовки и сдачи экзаменов.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это экзамен, который проводится централизованно в Российской Федерации. Он служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, которые действительны два года, где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы.

ЕГЭ как форма экзамена появилась сравнительно недавно. В связи с этим такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.

В настоящий момент существуют недостатки в подготовке учеников выпускных классов средних общеобразовательных учреждений к написанию Единого Государственного Экзамена

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ, в том числе, связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.

Психологическая составляющая подготовки ученика в настоящих условиях является приоритетным пунктом во время подготовки к экзамену. Сравнивая традиционный экзамен и ЕГЭ, можно отметить, что при новой форме сдачи экзамена, от школьника требуются совсем иные, значимые характеристики. А именно: высокая мобильность, переключаемость, высокий уровень организации деятельности, высокая устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации внимания, произвольности, собственные стратегии работы, уверенность в собственных силах, умение управлять своими эмоциями, саморегуляция.

Следовательно, необходимо так построить психологическое сопровождение, чтобы выше перечисленные, наиболее значимые характеристики были развиты к моменту сдачи ЕГЭ.

Описание контингента потенциальных участников программы.

Данная программа предназначена для работы с учащимися 10классов общеобразовательных школ. На наш взгляд, это вызвано тем, что:

— в 10-м классе школьники менее загружены, чем учащиеся 11 класса;

—психологическая подготовка к ЕГЭ заранее дает возможность более осознанно отнестись к приобретенным в ее ходе знаниям, умениям, навыкам, техникам, позволяет оказать более существенное влияние на такие устойчивые характеристики личности, как мотивация, самооценка, тревожность;

—у учащихся есть возможность использовать полученные навыки на практике (пробные ЕГЭ, срезы, зачеты, контрольные работы);

— есть возможность проводить промежуточную диагностику, позволяющую проследить эффективность данной программы

Описание целей и задач программы.

Предлагаемая нами программа призвана охватить один из блоков психологической подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

Цель программы: психологическая подготовка учащихся к экзаменам.

Задачи:

  • обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
  • обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам,
  • актуализация внутренних ресурсов,
  • формирование уверенности в своих силах,
  • развитие творческого потенциала,
  • осознание учащимися своих сильных сторон,
  • интеграция эмоциональных, поведенческих, познавательных компонентов личности,
  • снижение уровня тревожности у учащихся в состоянии подготовки к предстоящим экзаменам

Научные, методологические и методические основания программы.

Данная программа построена на основе принципа онтогенетически-ориентированной системной арт-терапии. Данная концепция является психологически наиболее оправданной, так как она ориентирована на процесс психического развития (онтогенез) и рассматривает его в контексте влияния широкого набора различных внутренних (конституционально-генетических, сомато-органических, личностных и т.д.) и внешних (семейных, культуральных, макросоциальных, экологических и т.д.) факторов. В рамках этой концепции в качестве основной цели арт-терапии рассматриваются позитивные личностные изменения в виде гармонизации и развития системы отношений за счет коррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов, а также раскрытия внутренних ресурсов организма и психики старших школьников.

Основные принципы онтогенетически-ориентированной системной арт-терапии: [1]

1. принцип субъектности,

2.принцип активности,

3.партнерство в терапевтических отношениях,

4. опора на наглядно-чувственный характер деятельности (активное использование визуальных, музыкально-аудиальных, кинестетических и игровых средств самовыражения, стимулирование творческого воображения);

5. постоянная обратная связь,

6. единство и взаимодополнение вербальной и невербальной экспрессии (чередование в ходе арт-терапевтических занятий изобразительной деятельности, движения и танца, музицирования, сочинения историй и обсуждений);

7. взаимопроникновение лечебных, профилактических, развивающих, обучающих элементов;

8. сочетание группового характера коррекционного процесса с индивидуализацией его задач в соответствии с клинической, социально-психологической и педагогической диагностикой каждого клиента;

9. интегративность (активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками);

10. системность (восприятие поведения и проблем участников арт-терапевтического процесса в контексте терапевтических, групповых и социальных отношений)

11. ориентация на саморазвитие, доверие к внутренним ресурсам организма и психики старшего школьника с параллельным привлечением внешних ресурсов;

12. признание регрессивных психологических реакций в качестве закономерных и даже необходимых для развития онтогенетически более зрелых и совершенных форм психической деятельности.

Феномен науки 1. Понятие структуры


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: