Предложенный текст может быть взят из статьи, книги. Следовательно, это книжная речь. Его задача — рассказать, раскрыть и оценить два понятия: учение с мучением и учение с увлечением. По типу речи – это рассуждение-объяснение. Оно строится по схеме: тезис – сначала в форме общего утверждения (Есть два вида занятий), которое затем конкретизируется в виде двух оценочных положений (1.Учение с мучением – дело известное и 2.Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье…?). Второе положение формулируется в виде цепи риторических вопросов (вопросов-утверждений). В конце дается вывод (Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон). Способ изложения материала – дедукция. Понятия: учение с мучением и учение с увлечением – раскрываются субъективно – через описание состояния человека и его оценку этого состояния. Состояние дается в динамике, описывается как процесс – отсюда в нем элементы повествования (Бродишь, бродишь… Наконец откроешь…).
Как видим, текст имеет четкую логическую структуру и дает возможность проверить умение чувствовать стилевые особенности, речевую форму и сохранять их при пересказе, моделировании аналогичного текста. Для него характерны такие стилевые черты, как эмоциональная экспрессия, композиционное построение на основе антитезы ( он состоит из двух контрастных частей), выразительность, логичность.
Именно поэтому в тексте широко используются изобразительно-выразительные средства, выражающие указанные стилевые особенности, а именно:
1. Наличие прямого обращения к читателю (Но знаете ли вы…).
2. Риторические вопросы, восклицания (А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?) и т.д.
3. Лексические повторы, помогающие связать части текста, сделать переход от одной мысли к другой.
4. Слово-организатор НО. Оно помогает сопоставить и противопоставить контрастные по содержанию части текста, является как бы мостиком между двумя положениями.
5. Метафорические выражения (В душе что-то зажигается ).
6. Использование односоставных и двусоставных предложений со сказуемым, выраженным глаголом 2-го лица с обобщенным значением.
Все это характерно для художественной публицистики.
Задание15. Сравните два текста на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст.
А) Вихрь – порывистое круговое движение воздуха, поднимающее пыль в вертикальном положении.
Б) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой в солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце (А.П. Чехов).
Вы сравнили два текста и определили их принадлежность к стилю. А теперь построим наше доказательство, ответив на вопросы:
1. Где могут быть использованы эти тексты? В какой ситуации? Какова цель этих текстов?
2. Подберите определения для характеристики текстов.
3. Обратите внимание на их лексику и синтаксические конструкции, средства выразительности.
Задание16. Прочитайте тексты. Определите, о чём говорится во всех трёх отрывках, и докажите, что предмет речи один и тот же.
А) С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
Б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15-17.
В) — Сегодня тепло? — спросила сестра, собираясь в школу.
— Да нет, не очень. Надевай плащ — похоже дождь будет.
Работая над текстами, обратите внимание на ситуацию общения, цель и задачу каждого высказывания:
— Где может быть использован каждый текст, в какой ситуации общения?
— Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять тексты (например, отвечая на вопрос сестры, использовать первый или второй текст)?
— Почему этого не следует делать? Подумайте над целью, задачей каждого высказывания.
— Сравните тексты по содержанию. Покажите, что с изменением задачи речи меняется содержание высказывания (назовите конкретные приметы осеннего дня, содержащиеся в первом описании и отсутствующие во втором и третьем текстах).
После этого сделайте вывод: к какому стилю принадлежит каждый текст.