Деление церковных праздников. предпразднство, попразднство, отдание праздника.

Догмат о Пресвятой Троице. Две природы во Иисусе Христе.

Бог един по существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Во Иисусе Христе две природы, божественная и человеческая, соединяются в одном единственном Лице (син.: Ипостась).

Цель христианской жизни. Понятие о Церкви Христовой.

Целью христианской жизни является соединение с Богом. Все мы хотим быть в раю, а это означает быть в вечности с Богом. Для этого нам надо стараться быть с Богом уже здесь, на земле, через удаление от греха, через участие в Таинствах Церковных.

Глава Церкви — Христос.

Святой Ириней Лионский говорит о Церкви, как о новом роде людей, восстановленных в их первоначальном образе Божием, живущих по закону любви и истины и достигающих при действии Святого Духа обОжения.

Конечно, это определение не является точным, можно познать своею жизнью — что есть Церковь, но дать рациональное определение Церкви затруднительно, ведь далеко не все поддается определению.

Таинство Евхаристии.

Евхаристия — Таинство Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих. Причащаясь Тела и Крови Христовой человек, приступающий к Чаше с верой, любовью, покаянием, соединяется с Богом.

Правило перед причастием относительно поста и молитв зависит от многих обстоятельств: для женщин беременных, кормящих, для детей, для людей больных — нет общего правила по подготовке к Причастию, все индивидуально. Зависит правило и от того, как часто человек причащается.

Для ребенка. Следует разделять пост дома и пост вне дома. Если в школе дают всем одинаковые непостные завтраки во время поста — то с маленького ребенка сложно требовать отказа от них. С согласия самого ребенка, можно принять какую-то благоразумную меру поста, в т. ч. это может быть просто воздержание от мороженого (пирожного). Следует понимать, что большинство молитв, находящихся в обычном молитвослове, по своему содержанию предназначены для взрослых, и не предназначены для ребенка ( в т. ч. утренние, вечерние правила и правило к Причащению, которые к тому же и по своему объему не соответствуют развитию ребенка). Участие ребенка в богослужении тоже должно быть в соответствии с его возрастом. Исповедоваться ребенок, согласно нашей традиции, начинает с 7 лет. Этот возраст довольно условен, потому как у каждого ребенка свое развитие. При подготовке к исповеди важно помочь ребенку, чтобы он поставил себя перед Богом, обратился к своей совести. Если ребенок, по настоянию родителей, исповедуется каждую неделю перед Причастием, то существует опасность того, что у ребенка выработается формальное к этому отношение.

Священное Предание. История формирования канона Нового Завета.

Предание не следует рассматривать лишь как сумму знаний, заключенную в неких исторических документа. Это не просто знания, передаваемые словесно или письменно, но и передаваемый опыт богопознания, благодатное освящение. Следует отличать Предание от преданий.

Священное Писание не является чем-то внешним по отношению к Преданию. Священное Писание — одна из форм Предания.

Предание понимается в разных смыслах, так, В. Н. Лосский пишет: «Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь сообщающая каждому члену тела Христова способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей свете».

В состав Нового Завета входят книги (в том числе четыре Евангелия), написанные апостолами, признанные Церковью как Богодухновенные .

Канон Нового Завета формировался параллельно в разных областях христианского мира, в ходе формирования канона Церковью были отвергнуты апокрифы, не достоверные с точки зрения Церкви.

Четыре Евангелия были написаны через десятилетия после Воскресения Христова, стали признаваться всеми в Церкви во втором веке.

В течении нескольких веков состав книг Нового Завета не был четко установлен: кем — то не принимались некоторые новозаветные книги, кем — то принимались некоторые книги, которые не входят в состав Нового Завета.

Таким образом, канон Нового Завета был сформирован внутри Церкви в течении нескольких веков.

Устройство храма.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средняя часть храма, притвор.

В древней Церкви притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся, которые не причащался за Евхаристией. По Уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности литию на всенощном бдениии. Сегодня, во многих храмах притвор или отсутствует, или сливается со средней частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора по большей части утеряно.

Боковая часть храма, включающая в себя дополнительный, помимо главного, алтарь, называется приделом.

Крытое крыльцо храма называется папертью.

В центре алтаря находится престол, на котором совершается Таинство Евхаристии.

Место за престолом, у самой восточной стены алтаря (алтарь обычно ориентирован на восток), называется горним (т. е. возвышенным) местом.

Слева от горнего места находится жертвенник — стол, на котором приготовляются к Евхаристии хлеб и вино.

Алтарь и остальное пространство храма разделяются иконостасом – высокой преградой, уставленной иконами. В центре иконостаса – Царские врата. В правой и левой частях иконостаса располагаются диаконские двери («южная» и «северная»).

Перед иконостасом есть возвышение, называемое «солея». В центре солеи имеется полукруглый выступ – амвон. Справа и (или) слева от солеи — клироса, где поет церковный хор. Иногда певчие располагаются на хорАх, устроенных в верхней части храма.

Под сводами храма горят паникадила – люстры со множеством светильников.

Аналой — высокий столик с пологой доской, использующийся как подставка для книг, икон.

Киот — рама со стеклом, в котрую ставится икона.

Деление церковных праздников. Предпразднство, попразднство, отдание праздника.

Праздники бывают Господские, Богородичные и праздники святых.

Праздники могут быть общецерковные и местные. Первые празднуются всей Церковью (или всею поместной Церковью, например Русской Православной Церковью), вторые лишь в отдельных местностях.

К местным праздникам относятся, в том числе, престольные праздники (которые празднуются с особой торжественностью богослужения) и праздники в честь особо чтимых в храме икон или святых (эти праздники также могут праздноваться с особой торжественностью богослужения).

Один или несколько раз в году каждый православный храм, каждый приход отмечает свой престольный праздник. Каждый престол храма (как главный, так и придельный) освящается в честь священного события, святого, или иконы Богородицы. Храмовый (престольный) праздник совершается в день празднования этого священного события ( памяти святого, иконы Богородицы).

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения, из числа общецерковных праздников, особо можно выделить следующие праздники:

1) Праздников праздник — Пасха.

2) Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Крестовоздвижение , Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой огородицы, Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий), Вознесение Господне, День Святой Троицы (Пятидесятница), Преображение Господне, Успение Божией Матери

3) Великие (из числа недвунадесятых) : Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне , Рождество Иоанна Предтечи, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи.

В зависимости от праздника, может совершаться (по мере возрастания значимости праздника): будничная служба, славословная, полиелейная, всенощное бдение.

Праздники также делятся на подвижные (переходящие) и неподвижные, в зависимости от того, празднуются ли они каждый раз в одну и ту же дату, или дата празднования их меняется. Пасха — переходящий праздник. Из числа двунадесятых праздников, Вербное воскресенье, Вознесенье, день Святой Троицы — являются переходящими. Каждый год дата празднования Пасхи меняется и от этой даты зависят даты остальных трех праздников: Вербное Воскресенье — за неделю до Пасхи, Вознесение — на 40-й день, день Святой Троицы — на 50-й.

Пасха идвунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника ( но праздник Входа Господня в Иерусалим этих дней не имеет, а Пасха и Троица не имеют предпразднства).

Отдание праздника Рождества Христова.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: