Основные этапы подготовки и проведения речи

Подготовка публичной речи

Эффективность, действенность любой речи достигается прежде всего ее содержательностью.

Суть выступления должна быть изложена в определенной последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу, а главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов.

Основные этапы подготовки и проведения речи

докоммуникативная фаза репетиция коммуникативная фаза посткоммуникативная фаза
выбор темы, определение цели и вида речи подбор материалов логическая организация речи доказательство и аргументация работа над языком и стилем поведение оратора и управление аудиторией техника произнесения речи искусство спора, ответы на вопросы анализ проведенного выступления совершенствование материалов к выступлению прогнозирование вопросов

Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Основные требования: соответствие содержанию, ясность, выразительность, лаконичность.

Для обеспечения последовательности и непротиворечивости выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить его композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным (сложный как бы является совокупностью планов разработки отдельных вопросов и более удобен для оратора). Основное требование – логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия:

А) деление понятия должно быть соразмерным: содержание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отраженным в формулировке темы;

Б) деление необходимо производить по одному основанию, с тем чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными целями;

В) деление также должно быть непрерывным, то есть нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самим мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конкретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и происходит публичное выступление.

Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением – композиционное оформление будущей речи. В отличие от плана – внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления – это его реально-речевая, внешняя структура (что за чем излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.

В классической модели элементы композиции – это:

вступление,

определение предмета,

изложение,

подтверждение,

опровержение,

заключение.

И с точки зрения логики, и особенно с позиций психологии восприятия очень важными являются первый и последний элементы, то есть начало и конец речи. Для того, чтобы главная мысль была воспринята правильно и точно, необходима своеобразная «подготовка», вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи. Заключение же должно закрепить мысль, связать начало и конец речи, подытожить сказанное. По объему начало и конец речи не должны превышать одной трети всего выступления.

Рассмотрим последовательно целевые установки основных частей публичной речи и основные приемы, которые использует оратор для достижения поставленных целей.

основные части публичной речи целевые установки
вступление
  • вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории
  • установить взаимопонимание и доверие
  • подготовить аудиторию к восприятию речи
изложение доказательство опровержение
  • сообщить информацию
  • обосновать свою точку зрения
  • убедить аудиторию
  • побудить слушателей к конкретным действиям
заключение
  • суммировать сказанное, сделать выводы
  • усилить интерес к предмету речи
  • закрепить впечатление от речи

Главная задача вступления – расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Основные приемы: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.

Главные требования к вступлению:

  1. оно должно быть предметом особого внимания оратора, так как призвано возбудить внимание аудитории (как писал теоретик красноречия П. Сопер, «привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение»);
  2. следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного вступления;
  3. стиль изложения должен быть доступным;
  4. необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части речи;
  5. опытные ораторы пишут (готовят) вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

Различают три основных вида вступлений: простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригинальный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях – преодолеть ее нежелание слушать); внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале).

Главная часть речи, то есть развертывание темы, обычно включает в себя следующие элементы: изложение, аргументацию, опровержение. Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сообщить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо – опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Для достижения этих целей оратор должен:

1. как можно раньше и точнее сформулировать тезис – главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

2. приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису;

3. при выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве;

4. аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса; их истинность должна быть доказана независимо от тезиса;

5. не подменять аргументы своим мнением;

6. избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться порядка, обеспечивающего наибольшую убедительность речи (сначала сильные аргументы, затем масса доказательств средней силы, в конце – один наиболее мощный аргумент);

7. при выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь;

8. помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты и др.). Но это не означает отказа от эмоциональной аргументации, которая при умелом использовании может только усилить действенность логических доводов.

Заключение речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1. заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;

2. оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

3. следует избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т.д.;

4. итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

5. концовка выступления должна создать соответствующее настроение, заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Проведение ICO 2.0. Подробный план, инструкция по запуску.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: