Основные принципы развивающей программы

1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).

2. Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.

3. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.

4. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

5. Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентированно на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

Организаций занятий:

Каждое занятие включает в себя:

1. Ритуал приветствия — снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.

2. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)

3. Игру на повышение двигательной активности.

4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем — сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание.

Занятия проводят 1—2 раза в неделю, время — 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10.30—11.00, с шестью-восемью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1—2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог-психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем — дети действуют самостоятельно. Взрослый — организатор среды.

Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят — в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

Взаимодействие при выполнении программы:

Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателя и детей.

Работа с воспитателями включает в себя:

1. Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог информирует воспитателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.

2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.

3. Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одаренности:

1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей:

• ознакомление с программой,

• групповая консультация.

2. Использование педагогом-психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).

3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.

Содержание развивающих занятий с детьми.

Занятие 1

1. Ритуал приветствия. Снятие эмоционального напряжения (один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя, или прикасается своими ладошками, здороваясь):

а) «Какое у тебя настроение? На что похоже?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии ребенка.

б) «Подарок» (Дети сидят кругом).

«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».

После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее — дарить или получать их.

2.1. Умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.

а) «Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите пять предметов круглой формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».

б) Назовите по три предмета, которые могут сочетать в себе два названных признака (можно в
переносном смысле). Например: яркий, желтый — свет, солнце.

• пушистый, зеленый;

• прозрачный, голубой;

• сильный, добрый;

• звонкий, громкий;

• черствый, черный;

• сладкий, легкий.

Для усложнения: «Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

• гладкий, черный, тихий;

• темный, тяжелый, шумный;

• светлый, легкий, блестящий;

• белый, мягкий, съедобный.

Инструкция. «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция — что делать). Яблоко (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое — для еды). А теперь я назову вам два признака— например: яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим этим признакам. Например: свет, солнце, одуванчик».

в) «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку {Приложение 2). Какая
из четырех фигур внизу рисунка совпадает по форме с дырой в сейфе?» {Приложение 3).

2.2. Развитие творческого воображения. Стимулирование фантазий ребенка.

Последовательно предъявляя картинки (часы, коньки, утюг, очки, стакан, стул, юбка, книга), предлагают ребенку перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. «Для чего нужна книга? — для чтения. А как вы думаете, для чего и как еще можно было бы использовать книгу?»

3. Подвижная игра «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три. На месте морская фигура замри!»

4. Ритуал прощания.

Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой — и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг другу: «До свидания!»

Занятие 2

1. Ритуал приветствия. Игры на поддержание эмоционально-благоприятного климата в группе. Установление контакта.

а) Какое у тебя настроение? (см. занятие 1).

б) Дружба начинается с улыбки: «Сейчас все вместе возьмемся за руки, и посмотрим своему соседу в глаза и подарим ему молча самую добрую, улыбку. И так поочереди друг другу».

2. Развитие мышления, формирование умения выделять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения.

Инструкция. «Я покажу (назову) предмет. А вы должны назвать как можно больше признаков предмета (каков он).

Для детей шести лет карточки с изображением предметов (цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск, материал, твердость — мягкость, прочность — хрупкость, функция…). Затем дети обмениваются этими карточками.

3. Развитие творческого воображения, мышления и фантазии.

Ребенку предлагают карточки с изображением различных частей тела человека или животного, предметы и т. д. Его задача — построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ, и сказать, как его можно использовать.

Инструкция. «Ребята, перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т.д. Вам нужно придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле, а затем придумать про него рассказ: как его зовут, что он любит, какой он, для чего он нужен»

4. «Дотронься до…»

Все играющие одеты по-разному. Ведущий говорит «Дотронься до синего!» Все должны мгновенно сориентироваться — обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Название цвета периодически меняется. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. Ритуал прощания.

«Давайте возьмемся за руки крепко, но не больно сожмем их, улыбнемся друг другу и обнимемся». Ведущий и дети говорят друг другу «до свидания» после того как поднимутся в группу. Если кому-то необходимо домашнее задание, его пишут в тетрадь для домашних заданий.

Занятие 3

1. Ритуал приветствия.

Дети здороваются друг с другом и со взрослым ладошками.

«На что похоже настроение», «Подарок».

2.1. Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

В этом домике жильцы — Все умелые пловцы. Что за дом у них такой

— До краев налит водой? (Аквариум)

Маленькое, сдобное Колесо съедобное, Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик)

То по лесу кружит, То в поле свистит. Но мы не видали, Каков он на вид. В открытые окна Нежданно влетит… (Ветер)

Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я И вот теперь я спелая. (Вишня).

Не машина, а железный, Со шляпой, а не гриб. (Гвоздь)

Два брата через дорожку живут, А друг друга не видят. (Глаза)

Дом без окон и дверей, В нем шесть кругленьких детей. В темноте проводят дни. Угадайте, кто они? (Горошинки)

Что за плод! — Шкатулочка с секретом! Семена — стекляшечки на вид — Все прозрачные, все розового цвета, Потрясешь — как странно! — всё звенит. (Гранат)

2.2. Развитие воображения.

«Неоконченный рисунок». «Перед каждым из вас листы с двенадцатью кружочками. Ваша задача из каждого кружочка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл».

«Вообразите, что вы превратились:

• в тигра, который пробирается в джунглях;

• в робота;

• в парящего над скалами орла;

• в королеву Франции;

• в инопланетянина;

• в кипящую кастрюлю;

• в авторучку, в которой закончились чернила. Изобразите это ваше внутреннее превращение в движении. (Задания расположены в порядке возрастания сложностии).

3.Подвижная игра «Порви круг». Дети стоят вкруг, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него.

4. Ритуал прощания.

Занятие 4

1. Ритуал приветствия.

«Какое у тебя настроение?»

«Подарите друг другу улыбку…».

Если у кого-то вдруг плохое настроение, то необходимо спросить у этого ребенка: «Может, тебе чем-то помочь?» Или: «Что тебе подарить?» Каждый из детей делает какой-либо подарок (улыбку, взгляд, тепло руки…)

2.1. Умение воссоздавать внешний целостный облик предмета на основе какой-то его части. Детям предлагают карточки с незаконченными изображениями, приблизительно по 5—7 каждому. Ребенок должен дорисовать изображение и сказать, что у него получилось.

Усложнение: ребенку предлагается лист с девятью изображениями незаконченного рисунка. Он должен их назвать за одну минуту (автор Л. Ю. Субботина).

Инструкция. «Перед вами карточки с незаконченными рисунками. Посмотрите на них внимательно, дорисуйте, а потом каждый по очереди расскажите, что у кого получилось».

2.2. Умение сочетать признаки разных предметов (метод фокальных объектов). Название метода произошло от глагола «фокусироваться». В переносном смысле это означает, что мы концентрируем свое внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях.

Произвольно выбираем несколько объектов и на зываем их. Желательно чтобы предметы были хорошо знакомы ребенку. Затем «примеряем» признаки этих предметов к первому объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом позволяют его рассмотреть с разных, порой с самых необычных, сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства. Например: понятие река сочетать со свойствами любого предмета домашнего обихода.

Инструкция. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру Чем похожи?» Мы будем сравнивать между собой два совершенно разных слова. Например: река и молоток.

Но чтобы нам было легче и понятнее, давайте вспомним, какими свойствами обладает молоток?» — (большой, стальной, тяжелый, деревянный, красивый и т. п.)

«А теперь эти свойства молотка как бы «наденем» на слово река:

• большая река — Волга, Дон, Амазонка…;

• стальная река — расплавленная сталь в литейном цехе завода;

• тяжелая река — река, трудная для туристов, сплавщиков, работников речного транспорта;

• деревянная река — деревянный водопровод в древних городах.

Детям предлагают с помощью метода фокальных объектов исследовать следующие понятия: птица, зверь, рыба, бабочка, озеро, море, лес, поле.

3. Подвижная игра «Водный карнавал»

«Сейчас мы все отправимся на праздник к Морскому царю. Ну мы же не можем отправиться туда в облике людей: под водой мы погибнем! Что нужно сделать? Превратиться в рыбок, крабов, морских коньков, звезд и т. п.»

«Сейчас зазвучит музыка, и вы попадете на карнавал морских обитателей, будете танцевать как рыбки, коньки, крабы и т. д., а Морской царь будет хвалить особо понравившихся танцоров».

Под плавную музыку морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал.

4. Ритуал прощания.

Занятие 5

1. Ритуал приветствия

«Какое у тебя настроение?». «Подарок».

2. Умение распознавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различ ные знакомые предметы.

• Раздают детям картинки с чернильными пятнами. Каждому задание: «Посмотри внимательно. Кто это? Как его зовут? Придумай об увиденном сказку».

• Перед детьми кладут большой лист бумаги, на котором они должны сделать «кляксы»: цветные пятна различной величины и формы. Затем детям предлагают попробовать разглядеть в «кляксах» какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?» и др. (Приложение 4).

3. Подвижная игра «Прорви круг». Эта игра способствует большей вовлеченности детей в группу. Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один из детей должен с разбегу разорвать круг и оказаться внутри него.

4. Упражнение на расслабление (Приложение 5). «Путешествие на голубую звезду» под космическую музыку.

5. Ритуал прощания.

Занятие 6

1. Ритуал приветствия.

«На что похоже настроение?» «Подарок».

2.1. Умение находить в двух и более объектах общие и различные признаки.

1) Задание на объединение предметов в группы: стол, стул, шкаф, диван, табурет — что это?;
лимон, яблоко, апельсин, груша — что это?

Инструкция. «Я буду называть ряд предметов, а вы постарайтесь их все объединить одним словом».

2) Игра «Лишнее слово». Назвать лишнее слово. Объяснить выбор:

• щука, карась, окунь, рак;

• ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;

• Саша, Коля, Маша, Лена, Егоров;

• ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;

• заяц, лось, кабан, волк, овца;

• ухо, лицо, нос, рот, глаз;

• рысь, медведь, тигр, кошка, лев;

• змея, паук, ящерица, дерево, улитка;

• мяч, коньки, качели, клюшка;

• гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;

• диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;

• дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

• молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

3) Игра «Назови отличия». Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет. Чем эти предметы отличаются, например, от телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найдите как можно больше отличий.

Например:

• шкаф — телевизор:

• большой — маленький;

• используется для хранения вещей — не используется для их хранения;

• не нуждается в электричестве — нуждается в электричестве.

Инструкция. «Сейчас мы будем называть отличия предметов. Я буду называть два слова, а вы — называть отличия этих предметов»: шкаф — телевизор, магнитофон — собака, книга — машина, звонок — карандаш, чернильница — стол, самолёт — птица. 2.2. Игра «Выпекание пряничной куколки» (аналогично игре «Торт» — по Кряжевой Н.Л.) Водящий «лепит» из ребенка «пряничную куколку», постоянно вслух проговаривая: «Какие красивые глазки, ушки, носик получаются!». Приглашает всех детей полюбоваться. Затем так же лепятся шея, руки, ноги, тело. Когда куколка будет готова, дети трижды вдувают в нее «жизнь». Куколка «оживает».

Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой.

3. Подвижная игра «Море волнуется раз!»

4. Ритуал прощания.

Занятие 7

1. Ритуал приветствия.

«На что похоже настроение». «Подарок».

2.1. Умение узнавать объект по описанию возможных действий с ним. «Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать».

Загадки:

По снегу покатите — я подрасту, На костре согреете — я пропаду.

(Снежный ком)

Стукнешь о стенку — а я отскачу, Бросишь на землю — а я подскачу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч)

Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него — И не будет ничего! (Одуванчик)

Очень любят дети Холодок в пакете Холодок — холодок, Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое).

Нагнут меня ребята — И дождь пойдет на грядки. (Лейка)

Суп варил, картошку пёк. На привале нам помог. Для похода он хорош, Да с собой не понесешь!(Костер)

За ботву, как за верёвку, Можно вытащить…(Морковку)

Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

2.2. Развитие чувств с помощью воображения. Упражнение «Волшебники» (Приложение 6). Вначале ребенку предлагают две совершенно одинаковые фигуры «волшебников» (колдунов, звездочетов, фей). Его задача— дорисовать эти фигуры, превратив одну из них в «доброго», а другую — в «злого» волшебника. Затем придумать, что же совершил «добрый» и «злой» колдун, колдунья, звездочет, фея, волшебница. В конце рассматривают все рисунки.

Можно предложить обыграть встречу двух волшебников: «Представьте, что встретились добрый и злой волшебники и разговорились. О чем они могли говорить? Давайте попробуем сыграть в эту встречу! Пусть встретятся и побеседуют». 3. Детям предлагают вспомнить сказку про Ивана-Царевича и Серого волка, представить, как иногда страшно было Ивану мчаться на волке в неведомые страны, но он доверял волку и обрел с его помощью счастье. Далее детей делят на пары — Ивана-Царевича и его волка. Иванам-Царевичам завязывают глаза. Затем они встают позади своих волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Иванов, при этом им необходимо не допустить столкновения или падения Иванов-Царевичей.

4. Расслабление под музыку «Море».

5. Ритуал прощания.

Занятие 8

1. Ритуал приветствия (см. занятие 1).

2.1. Умение использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу.

• «Представь, что в городе вдруг исчезли все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в городе не появятся новые часы?» Сколько способов ты можешь предложить?

• «Как вы думаете, чем лучше всего измерить: муравья, бревно, жилой дом, грудного ребенка, твой рост, твой палец, машину, карандаш? Расскажите, как вы это измерите».

• «Чем лучше отмерить продукты, входящие в шоколадный кекс: муку, соль, ванилин, воду, сахар, какао? Сколько бы вы взяли каждого продукта?»

«Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следующие продукты: муку для оладий, молоко для оладий, масло, сироп, молоко для питья, яйца, соль, перец? Сколько бы вы взяли каждого продукта?»

2.2. Развитие фантазии, образного мышления художественного восприятия.

Упражнение «Три краски».

Дают ребенку краски трех цветов, которые, по его мнению, наиболее подходящи друг другу, и просят закрасить ими весь лист. На что получился похожим рисунок? Если ему трудно определить, тогда ему разрешают немного дорисовать рисунок. Теперь просят придумать как можно больше названий к полученному рисунку.

Инструкция. «Перед вами листы бумаги и различные краски. Выберите любые три понравившиеся вам краски и зарисуйте весь лист бумаги — так, как захотите. Представьте, что вы великие художники и создаете самую красивую картину в своей жизни…

А теперь посмотрите каждый на свой рисунок и скажите, на что он похож, что там нарисовано, как называется ваш рисунок?»

3. Подвижная игра «Свободный танец».

«Сейчас я включу музыку, а вы с закрытыми глазами будете танцевать, выполняя любые, какие вам захочется, движения, не касаясь друг друга».

Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.

4. Ритуал прощания.

Занятие 9

1. Ритуал приветствия. Игра в мяч. Дети встают в круг вместе с ведущим, каждый дает мяч тому, с кем желает в данный момент общаться. Таким образом, общение становится невербально опосредованным. Игра дает возможность судить о симпатиях или антипатиях в группе. 2. Умение составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте, придумывать сказку.

а) Развитие воображения.

«Давайте поиграем в такую игру: я буду начинать говорить, а вы попытаетесь продолжить мое высказывание. Итак, начинаем. Я прислушаюсь к мысли каждого из вас. (Отвечает каждый ребенок.)

• Такого не бывает, что…

• Все знают, что …

• Витя сел на велосипед, хотя…

• Гоша заблудился, потому что…

• Транспорт — это…

• На высоком дереве жил дятел. Он работал лесным доктором. Каждый день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала он….

• Жил был каменный человечек.

• В погребе мыши устроили пир…

б) А сейчас я вам начну рассказывать сказку о необычных героях:

«Жил-был маленький гиппопотамчик. Вы знаете кто это?

Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. (Показать картинку. Приложение 7.) И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить.

А теперь придумайте сами и продолжите сказку».

И дети по очереди рассказывают тут же придуманные сюжеты.

. «Вы все сегодня были замечательными сказочниками. Поэтому давайте каждому подарим аплодисменты».

Дети стоят полукругом, в центр на возвышение поднимается по очереди каждый ребенок: «Поприветствуем сказочника из Франции…, самого лучшего и замечательного…» Дети аплодируют каждому ребенку.

Игра эта направлена на повышение самооценки и уверенности в себе.

4. Подвижная игра на выбор детей.

«Вспомните, в какие подвижные игры мы с вами играли. В какую из них вы хотели бы поиграть еще раз?»

Если не вспомнят — ведущий предлагает свою.

5. Ритуал прощания.

Занятие 10

1. Ритуал приветствия «На что похоже настроение?» «Подарок».

2.1. Умение располагать предметы в порядке возрастания и убывания.

а) «Посмотри на картинку и мысленно расставь солдат по росту: от большого к маленькому.
Скажи, какой солдат должен стоять первым, вторым, третьим…» (Приложение 8).

б) «Посмотри на картинку и мысленно расставь матрешек по росту — от самой маленькой до
самой большой» (Приложение 9).

2.2. Умение находить действия, противоположные по значению. «Сейчас я буду называть слово, а вы мне будете называть противоположное по значению. Например -.разрезать — соединять, увеличивать —уменьшать.

Таять — Поджигать —

Засыпать — Вытаскивать —

Подниматься — Приглашать —

Нырять — Входить —

Нагревать — Пачкать —

Рисовать — Чинить —

3. Развитие воображения и притязания на признание.

Упражнение «Игрушки» (дети сидят кругом).

Инструкция. «Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-то игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во что-то другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить то, что вы почувствовали. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался».

По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий при этом помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон своего «я».

4. Подвижная игра — «Шел медведь по лесу».

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют:

Шел медведь по лесу, по лесу, по лесу, Нашел медведь принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем, Хвостиком помашем, помашем, помашем И опять попляшем, попляшем, попляшем.

При словах «Шел медведь по лесу…» медведь с закрытыми глазами кружится, а когда поют «Нашел медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то он выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Если оказывается мальчик — первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем поётся в песне.

Так как игра для детей новая, то ведущим назначается взрослый или игра разучивается со всеми детьми в группе заранее.

5. Ритуал прощания.

Литература:

Бачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. — М., 1996.

Зелъцерман Б.А., Гоголева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! — Рига, 1997.

Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. — СПб., 1998.

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. — М., 1995.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.

Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 19^7.

Словарь практического психолога/Составитель СЮ. Головин. — Минск, 1998.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1997.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998.

Приложение 1

Принципы взаимодействия логопеда и воспитателя для создания развивающей игровой среды с учетом ФГОС


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: